d9e5a92d

Разборчивый подход


Это — наш метод. Он основан на идее о том, что интуиция может быть полезной. Довольно глупо кате­горически презирать такой потенциально ценный спекулятив­ный инструмент только за то, что некоторые догадки беспочвен­ны. Ваша задача состоит в том, чтобы научиться отделять зерна от плевел, то, что достойно вашего внимания, от того, чему пря­мая дорога в мусорную корзину.

Таким образом, ваш первый шаг должен заключаться в том, чтобы узнать, что представляет собой ваша догадка. На чем она основана?

При ближайшем рассмотрении оказывается, что интуиция — не настолько таинственное явление, как кажется. Некоторые го­ворят об интуиции как о непознаваемом чувстве или познавае­мом лишь при помощи оккультных наук. На самом деле ничего подобного не требуется. Догадка представляет собой совершенно обычный результат умственной деятельности человека. Когда вас «вдруг» осеняет догадка, что некая компания находится в худшем положении, нежели пытается представить, вполне возможно, что это заключение основано на фактической информации, которая сохранена где-то в глубинах вашего сознания. Главная трудность использования интуиции состоит в том, что вы не знаете, что об­ладаете нужной информацией.

Возможно ли это? Конечно. Такова особенность человеческо­го мышления. Доктор психологии Юджин Гендлин из Чикаг­ского университета, много лет изучавший этот предмет, указы­вает: человеку свойственно знать что-то, не зная, однако, о том, что он обладает этим знанием.

Доктор Гендлин замечает, что мы ежедневно пропускаем через свой мозг колоссальные объемы информации — гораздо больше, чем способны хранить в своих легкодоступных ячейках памяти и извлекать в форме дискретных битов данных. Большая же часть информации оседает в другом хранилище, находящемся ниже или позади сознательного уровня.

Подумайте, например, об определенном человеке, который иг­рал важную роль в вашей жизни. Воспоминания о нем не прихо­дят в виде разрозненных характеристик типа: каштановые воло­сы, синие глаза, любит китайскую кухню и т. д. В вашей голове хранятся миллионы бит информации об этом человеке, которые вы накопили за все прошедшие годы, — намного больше, чем вы могли бы просто перечислить. Вместо дискретных характеристик у вас в сознании создается целостный образ человека. Все, что вы знаете о нем, чувства, которые вы испытываете по отношению к нему, ваши прошлые и нынешние мысли о нем — вся эта комплекс­ная информация появляется разом из колоссальной библиотеки вашего подсознания.

Представьте, что встретили этого человека на улице. Вы не­медленно его узнаете. Без проведения какого-либо сознатель­ного процесса распознавания вы тотчас реагируете соответ­ствующим образом. Если я спрошу вас, по каким конкретным признакам вы смогли опознать этого человека: форма носа? манера ходьбы?.. — вы не сможете дать мне четкий ответ. Вы просто знаете, что знаете вашего друга, но не знаете, каким об­разом в вашей голове оформлено это знание.

Точно так же, если этот человек звонит вам по телефону, вы немедленно узнаете его голос. Как вам это удается? По конкрет­ным голосовым характеристикам? Никто не знает. Если вы по­пробуете описать мне этот голос с тем, чтобы я тоже мог его уз-нать, вы, скорее всего, не справитесь с этой задачей. Вся нужная информация присутствует в вашей голове, но вам неведомо, где именно и в каком виде она хранится.

Вот так же и хорошая догадка — она возникает на основе име­ющихся в вашем подсознании данных, о наличии которых вы даже не догадывались.

Например, одна женщина, занимавшаяся торговлей недвижи­мостью в Новой Англии, рассказала мне о догадке, посетившей ее среди ночи. Она отремонтировала очень старый дом на побе­режье в штате Мэн и пыталась его продать, но не получила ни одного встречного предложения, подходящего ей по цене. Одно предложение было почти приемлемо, но все же заметно не дотя­гивало до запланированной цены продажи. Моя знакомая была уверена, что сможет получить больше за этот дом.

И вот однажды, в тихий предрассветный час, ей в голову вне­запно пришла настойчивая мысль о том, что она обязательно дол­жна принять это предложение. Интуиция подсказывала ей, что цены на старое жилье на побережье штата Мэн будут снижаться, возможно даже сильно падать. Она не смогла бы объяснить, отку­да знала об этом. Но она знала.

Однако она боялась доверять догадке. Она столкнулась с обыч­ной проблемой: не могла понять, на чем основана ее догадка.

Мы поговорили с ней об этом. Ее первым желанием было посме­яться над своей догадкой и выкинуть ее из головы. Но затем мы стали обсуждать возможность того, что ее мысль должна быть осно­вана на вполне конкретной, заслуживающей доверия информации.

В конце концов, она достаточно давно занималась своим бизне­сом, чтобы хорошо изучить экономическую ситуацию на побережье штата Мэн, поскольку она оказывала прямое влияние на местный рынок недвижимости. Она подписалась на несколько местных га­зет, вступила в ассоциацию владельцев частной собственности, час­то общалась с агентами по продаже недвижимости и другими хоро­шо осведомленными людьми. Она также старалась быть в курсе основных экономических событий национального и мирового мас­штаба. Кроме того, она была читателем «Business Week». Таким об­разом, можно сказать, что в ее голове сформировался огромный банк данных, имеющих отношение к определению справедливой цены дома на побережье штата.

Однако большая часть этой информации хранилась на под­сознательном уровне. Доступную сознанию часть этих сведений можно сравнить с видимой частью айсберга.

В итоге мы пришли к выводу, что посетившая ее догадка была продуктом анализа подсознательной информации. Разрознен­ные факты сложились как отдельные части мозаики, без ее со­знательного руководства. Возможно, эти части представляли собой множество небольших отрывочных данных: что-то она когда-то прочитала, что-то услышала на встрече с агентом по продаже недвижимости, состоявшейся несколько месяцев на­зад. Соединенные вместе, эти отрывочные сведения привели к интуитивному выводу о печальных перспективах рынка недви­жимого имущества на побережье штата Мэн.



Итак, она решила довериться своей догадке и приняла самое выгодное из имевшихся у нее предложений о покупке. По проше­ствии всего лишь месяца стало очевидно, что она приняла блестя­ще правильное решение. Стоимость дома, которую ей удалось по­лучить при сделке, вероятно, еще долгое время будет считаться здесь недостижимой.

Этот пример показывает, как следует понимать формулиров­ку седьмой основной аксиомы, которая гласит: «Догадке можно доверять, если она имеет серьезное обоснование».

Когда некая догадка приходит вам в голову, первое, что вы дол­жны сделать, — это спросить себя, какова вероятность того, что в вашем подсознании имеется достаточно большая база сведений, на основе которых эта догадка могла бы быть произведена.

 

Если речь идет о догадке в отношении стоимости недвижимого имущества на побережье штата Мэн, рынок которого вы доско­нально изучили, проследили все его подъемы и спады; или если вас посетило озарение по поводу цены на серебро, после того как вы переварили огромное количество информации об этом метал­ле и его сложной взаимосвязи с другими экономическими явле-ниями; или если вам в голову приходит мысль о том, что человек, которого вы хорошо знаете, собирается вас обмануть, — значит, у вас есть основание доверять своей интуиции.

Причина, почему надо подвергать свои догадки столь строгому испытанию, заключается в том, что эти интуитивные озарения не имеют под собой достаточных оснований. Это воздушные замки. Откуда они появляются? Понятия не имею. Это похоже на меч­ты, которые возникают из ниоткуда и никуда не приводят. Это всего лишь игры разума.

Однажды утром вы читаете газету и наталкиваетесь на неболь­шое сообщение о том, что в компании «Крутые компьютеры» появился новый президент. Внезапно вас осеняет потрясающая мысль. Этот новый человек приведет компанию к невиданным доселе высотам. Он завоюет рынок! Он заставит IBM покачнуть­ся! Курс акций компании взлетит как ракета!

Но прежде, чем броситься к телефону звонить своему броке­ру» устройте своей замечательной догадке проверку.

 

Ваш внут­ренний монолог мог бы выглядеть следующим образом:

— Итак, друг, давай разберемся с этим спокойно. Что ты зна­ешь о «Крутых компьютерах»?

— Ну, хм... Время от времени мне попадалась информация об этой компании. Вроде бы они производят неплохую технику.

— Но ты проводил специальные исследования? Изучал пока­затели их работы?

— Нет, не думаю.

— А что ты можешь сказать об их новом президенте? Ты хоро­шо знаком с этим человеком, не так ли?

— Да нет... не то чтобы...

— Иными словами, ты впервые о нем слышишь, правильно? Так что же вселяет в тебя столь сильную веру в его желания и возможности?

— Ну, из текста статьи следовало, что он хороший специалист в своем деле.

— Наверняка репортер, написавший статью, тоже никогда рань­ше о нем не слышал. Вероятно, половина материала статьи взята непосредственно из пресс-релиза компании. Ты действительно по­лагаешь, что где-то в глубинах твоего подсознания хранится доста­точно информации для того, чтобы произвести на свет стоящую внимания догадку о перспективах этой компании?

— Ну, не знаю...

— Давай-ка лучше выпьем пивка и забудем об этом.

Подобная проверка, конечно, не гарантирует, что вы всегда смо­жете отфильтровать никчемные идеи и вычленить стоящие. Даже самая обоснованная догадка может оказаться ложной. И наоборот, мысль, возникшая из ниоткуда, может быть правильной, равно как и любая шальная идея. Процедура проверки лишь изменяет шансы в вашу пользу. Она позволяет вам подняться над позициями тех, кто априори относится к интуиции с презрением, а также тех, кто думает, что все догадки посылаются с небес. Опираясь на результа­ты проверки, вы будете с большей вероятностью, чем представите­ли первой категории, получать пользу от верных догадок и иметь больше шансов отказаться от догадок ложных, чем представители второй группы.

Но в любом случае вам надо придерживаться принципов, обо­значенных в остальных аксиомах трейдинга. Независимо от того, насколько высоко ваше мнение о собственной интуиции, не позво­ляйте ей убаюкать вас и заставить погрузиться в пучину самонаде­янности. Проявляйте обеспокоенность. Интуиция может быть по­лезным спекулятивным инструментом, но она не является искомой формулой, позволяющей получать стопроцентно правильные фи­нансовые решения. Как уже было сказано, такой формулы не суще­ствует.

 




Содержание раздела