d9e5a92d

Основная аксиома № 10 О консенсусе


Игнорируйте мнение большинства. Скорее всего, оно неправильно.

Рене Декарт был чемпионом мира по сомнению. Он уп­рямо отказывался верить чему бы то ни было до тех пор, пока не убеждался во всем самостоятельно. Это была одна из черт, которые сделали его успешным игроком. Он умер более 300 лет назад, но любой современный спекулянт может получить ог­ромную пользу, проведя много приятных вечеров за чтением работ этого привлекательно уродливого человека с присталь­ным взглядом черных глаз, носом, похожим на полумесяц, и ги­гантским интеллектом.

Декарт развил свою философию на основе сомнений, которые касались буквально всего, включая существование Бога, человека и самого себя. Это приводило в ярость религиозные власти его род­ной Франции, из-за чего ему пришлось бежать в Голландию. Под­вергая сомнению все, что ему говорилось другими людьми, он искал способы обнаружить правду через свои собственные чувства и опыт. Наконец ему удалось вывести одну бесспорную истину. «Cogito, ergo sum» — «Я мыслю, следовательно, существую». Убе­дившись таким образом в том, что он не является всего лишь фан­томом, созданным собственным разумом, он продолжил проверку других постулатов. В процессе этой работы он внес важный вклад в математику и создал философию, которая по ясности мысли оста­валась непревзойденной в течение следующих трех столетий. (На мой взгляд, у нее даже не было достойных конкурентов) И также в процессе создания своих трудов, частично в виде хобби, а частично потому, что он был большим любителем дорогостоящих вин и прочих атрибутов роскоши, Декарт провел научное исследование азартной игры.

В первой половине XVII в. уже существовало несколько фондо­вых и товарных бирж. Декарт был очарован крупным и оживлен­ным биржевым рынком, находящимся в Амстердаме, но осуществ­лял ли он сам биржевые сделки и насколько они были успешны, неизвестно. Зато известно, что он часто наведывался в Париж, иног­да под чужим именем, дабы избежать ареста за ересь, и играл там в азартные игры.

Различные карточные, настольные и другие игры давали воз­ можность опустошить карманы простаков. Декарт наслаждался такими играми, результаты которых зависели не только от везе­ния, но и от математического расчета и психологии, как, напри­мер, современный бридж или покер. Он изучал привлекавшие его внимание игры со свойственной ему дотошностью и скепти­цизмом, отклоняя все существовавшие на тот момент стратегии и советы, настаивая на том, что установить их справедливость или ошибочность он должен самостоятельно. Можно предполо­жить, что он каждый раз возвращался из Парижа более богатым, иногда — намного более. Хотя единственным капиталом на протя­жении большей части его взрослой жизни было полученное от отца маленькое наследство, умер он достаточно богатым человеком.

Секрет, по словам Декарта, повторенным им множество раз в различных контекстах, прост: надо игнорировать все, что вам го­ворят, и опираться только на результаты собственных исследова­ний. Он подвергал сомнению любые выводы, предлагаемые само­зваными экспертами, и отказывался принимать на веру даже то, что поддерживалось абсолютным большинством.

«Как только один ученый человек делает какое-то заявление, тут же находится другой, который начинает утверждать обрат­ное, — писал он. — Подсчитывать голоса сторонников того или иного мнения не имеет смысла... поскольку при решении труд­ных вопросов более вероятно, что истина откроется единицам, а не большинству.»

Именно с такими, возможно несколько высокомерными, пред­ставлениями об устройстве мира Рене Декарт вошел в игорные дома Парижа и вышел оттуда богатым человеком. Если вы хоти­те преуспеть в качестве трейдера, прислушайтесь к словам этого твердого, проницательного человека.

Наше поколение людей, живущих в демократическом мире, не имеет привычки подвергать критическому анализу мнение боль­шинства Если множество людей говорят о чем-то, что это хорошо, мы соглашаемся. Это лишает нас возможности жить и действовать собственным умом. Если вы не уверены в чем-то, вы прибегаете к опросу чужих мнений. Постулат о справедливости мнения боль­шинства вдолблен в наши головы еще в начальной школе. В Амери­ке это почти религия, да и в других странах, таких как Франция и Великобритания, имеющих долгую историю решения обществен­ных проблем путем референдумов, тоже. Если 75% населения верят во что-то, будет почти кощунственным спросить хотя бы шепотом: «Эй, подождите, а вдруг все они не правы?». Послушайте Декарта Это действительно возможно.

У себя в Америке мы выбираем, кто будет управлять нами, путем голосования. Это единственный приемлемый способ. Со школьной скамьи мы учимся принимать выбор большинства Мы часто вор­чим по поводу этого выбора, особенно если наш кандидат проигры­вает выборы, но гораздо громче нашего недовольства звучит демо­кратический лейтмотив: «Народ сделал свой выбор. Народ не может ошибаться. Если за этого человека голосует большинство, значит, это правильный выбор».

Это смиренное принятие мнения большинства просачивается и в нашу финансовую жизнь. Мы прислушиваемся не только к экономистам, банкирам, брокерам, советникам и другим экспер­там, но еще и к мнению большинства Это может стоить нам де­нег, поскольку, как говорил Декарт, более вероятно, что истина открыта единицам, а не большинству.

Большинство может быть правым, но шансы на это невелики. Избавьтесь от привычки принимать часто повторяемые утвержде­ния на веру. «Высокий бюджетный дефицит погубит Америку», — повторяет почти каждый. Так ли это? Может быть да, а может и нет. Подумайте об этом сами. Сделайте собственное заключение. «Процентные ставки и инфляция повысятся, поскольку десятиле­тие подходит к концу.» Неужели? Не воспринимайте это как дог­му. Думайте. Не позволяйте большинству дискриминировать вас.

Во время изучения других аксиом мы рассматривали многие по­стулаты, которые поддержаны большинством: «Синица в руке луч­ше журавля в небе», «Надо диверсифицировать свой инвестици­онный портфель», «Размер денежной ставки должен быть таким, чтобы вам не жалко было ее потерять» и т. д. Все эти предположи­тельно мудрые советы заложены в наше сознание. Достаточно заго­ворить об инвестициях в любой компании людей, чтобы в очеред­ной раз услышать прописные истины. При этом каждый слушатель этих поросших мхом проповедей делает умное лицо и согласно ки­вает: «Да Совершенно верно. Превосходный совет!».

Большинство людей полагают, что древние клише — суть нео­споримые истины. В свете этого поучительно, пожалуй, заметить, что большинство людей не являются богатыми.




Содержание раздела