d9e5a92d

Что такое аксиомы трейдинга


Будем говорить прямо. Эти аксиомы могут сделать вас бога­тыми.

Вы держите в руках книгу о денежных ставках в самом широ­ком смысле этого понятия. Вы увидите, что в тексте очень часто упоминается фондовая биржа. Это объясняется тем, что именно здесь я приобрел большую часть своего опыта. Но книга не огра­ничивается этим огромным «супермаркетом мечтаний». Аксио­мы трейдинга действуют в отношении спекуляций сырьевыми товарами, драгоценными металлами, предметами искусства или антиквариатом, применимы к играм с недвижимостью, к бизне­су, к рулетке и другим азартным играм в казино. Короче говоря, эти аксиомы работают каждый раз, когда вы рискуете своими деньгами, чтобы получить еще более крупную сумму.

Каждый взрослый человек знает, что вся наша жизнь — азарт­ная игра. Вероятно, есть немало людей, которых данный факт удручает, поскольку они тратят всю свою жизнь на попытки све-сти степень риска к минимуму. Другие же выбирают противопо­ложный маршрут, и среди них — швейцарцы.

Черты азартного игрока, безусловно, свойственны не каждо­му швейцарцу, но в общем и целом они служат неотъемлемым атрибутом национального характера. Швейцарцы стали все­мирными банкирами не потому, что сидели в темных комнатах и грызли ногти, а потому, что постоянно сталкивались с рис­ком и выясняли, как можно им управлять.

Живя в горах, швейцарцы смотрят на остальной мир и нахо­дят, что он полон риска. Конечно, они знают о возможности со­кратить степень риска до минимума, но знают и о том, что, толь­ко рискуя, вы оставляете себе надежду стать чем-то большим «лица в толпе».

Чтобы получить в этой жизни какую-либо выгоду — будь то богатство, социальный статус или все, что вам будет угодно под­разумевать под словом «выгода», — вы должны подвергнуть рис­ку часть вашего материального и/или эмоционального капита­ла. Иными словами, вы обязательно должны поставить на кон свои деньги, время, любовь... что-нибудь. Это — безжалостный вселенский закон, от него не свободно ни одно живое существо. Чтобы стать бабочкой, гусеница должна нарастить жир; а для это­го ей придется питаться в таких местах, где она постоянно рискует стать жертвой птиц. Это закон, не подлежащий обжалованию.

Наблюдая все это, швейцарцы приходят к тому выводу, что лучше не избегать риска, но подвергаться ему сознательно. При­соединиться к игре, делать ставки... Но не поступать при этом так же бессмысленно, как упомянутая гусеница. Делать ставки надо осторожно и вдумчиво, с тем чтобы прибыль была более вероятной, нежели потери. Делать ставки и выигрывать.

Возможно ли это? Конечно. Для этого существует специальная формула. Хотя, возможно, «формула» — неподходящий термин, поскольку предполагает совершение механических действий и ог­раниченность выбора. Более подходит «философия». Так вот, эта формула — или философия — состоит из двенадцати глубоких и таинственных правил риска, названных в этой книге аксиомами.

Предупреждение: при первом знакомстве эти аксиомы могут вызвать у вас потрясение. Они не похожи на инвестиционные советы, которые раздает большинство консультантов. Они даже противоречат некоторым из наиболее взлелеянных стереотипов инвестиционного консалтинга.

Самые успешные спекулянты уделяют банальным инвестици­онным советам самую малость своего внимания. У них есть под­сказки получше.

Термин « цюрихские аксиомы» придуман членами клуба швей­царских товарных и фондовых спекулянтов, который появился на Уолл-стрит после Второй мировой войны. Мой отец был од­ним из его членов-учредителей. Это был неформальный клуб. Здесь не было никакого устава, обязанностей или даже членско­го списка. Это была просто группа мужчин и женщин, которым нравилось общество друг друга, которые хотели разбогатеть и разделяли идею о том, что еще никому и никогда не удавалось разбогатеть, получая одну лишь зарплату. Они нерегулярно встре­чались в Delmonico и других барах на Уолл-стрит. Их встречи продолжались на всем протяжении 1950-1970-х гг.

Они говорили о многих вещах, но главным образом о риске. Первые попытки сформулировать аксиомы трейдинга начались тогда, когда я задал своему отцу вопрос, на который он не смог ответить.

Мой отец был швейцарским банкиром. Он родился и вырос в Цюрихе. Согласно метрике его имя звучало как Франц Генрих, но в Америке все звали его Фрэнком Генри. Когда он умер не­сколько лет назад, в некрологах говорилось о том, что он воз­главлял нью-йоркскую ветвь швейцарского клана банкиров — цюрихского финансового колосса — Swiss Bank Corporation, Эта работа была очень важна для него, но однажды он сказал мне, что хотел бы, чтобы на его надгробной плите была выгравирова­на следующая эпитафия: «Он играл на деньги и победил».

Впервые мы стали говорить с отцом о спекуляциях в то время, когда я учился в средней школе. Он изучил мой дневник и выра­зил недовольство школьным учебным планом: «Они не преподают вам науку, в которой вы больше всего нуждаетесь, — спекуля­ции. Как рисковать и побеждать. Жить в Америке и не знать, как спекулировать, все равно что заявиться на золотой прииск без лопаты!»

Когда я окончил колледж, отслужил в армии и пытался опре­делиться с выбором своей будущей карьеры, Фрэнк Генри дал мне такой совет: «Не зацикливайся на зарплате. Еще никто не разбогател, сидя на одном жалованье, зато сколько угодно из тех, кто его получает, прозябают в бедности. Ты должен иметь что-то еще, то, что тебе подходит. Несколько хороших спекуляций — вот что тебе действительно нужно».



Типичный швейцарский разговор. Я воспринимал советы отца как часть своего образования. Когда я вернулся из армии, у меня в кармане было несколько сотен долларов — все, что я получил в качестве выходного пособия и выиграл в покер у со­служивцев. Я воспользовался советом Фрэнка Генри и не стал класть эти деньги в сберегательный банк, к которым отец отно­сился с великим презрением. Я поместил их в акции. Сколько-то выиграв и сколько-то проиграв, в результате я остался при­близительно с тем же количеством денег, с которым вступил в биржевую игру.

 

Тем временем Фрэнк Генри вел на фондовом рынке большую игру, в том числе с дико спекулятивными акциями канадской компании, владеющей урановыми шахтами.

— В чем дело? — уныло спросил я у него. — Я разумно вклады­ваю капитал, но не получаю никакой прибыли. Ты покупаешь сомнительные бумаги и богатеешь. Видно, есть какой-то секрет, которого я не знаю?

— Тебе следует кое-чему научиться, — ответил он.

— Хорошо, так научи же меня! В ответ он посмотрел на меня молча и озадаченно.

В этот момент он думал о правилах спекулятивной игры, ко­торые впитывал в себя всю жизнь. Суть этих правил витает в воздухе — она понятна, но не имеет ясной формулировки. Оби­тая в биржевых кругах с 17 лет, когда он получил свою первую

работу клерка-ученика, Фрэнк Генри вобрал в себя эти правила, но не мог сформулировать или объяснить их мне. Он обратился за помощью к друзьям с Уолл-стрит, но и они не смогли облечь известные им правила в словесную форму.

Но с этого момента, продолжая заниматься своим делом, они пытались как-то упорядочить свои мысли и вывести правила, на основе которых принимали инвестиционные решения. Вначале они воспринимали это как своеобразную игру, но с годами она станови­лась все более серьезной. У них вошло в привычку задавать друг другу вопросы по поводу важных спекулятивных шагов: «Почему вы покупаете золото именно сейчас?.. Что заставляет вас продавать эти акции, когда все остальные их покупают?.. Почему вы поступа­ете так, а не иначе?..» Они побуждали друг друга к тому, чтобы ясно сформулировать мысли, которыми руководствовались при приня­тии решений.

Постепенно список правил разрастался. Со временем они ста­новились все более лаконичными, афористичными и полезными. Никто не помнит, кто первым назвал их «цюрихскими аксиома­ми», но именно под этим названием правила приобрели извест­ность.

В последние несколько лет аксиомы менялись уже не столь заметно. Они прекратили развиваться. Сегодня они приобрели свою законченную форму: 12 основных и 16 вспомогательных аксиом.

Их ценность кажется мне не поддающейся исчислению. Она лишь увеличивается каждый раз, когда я обращаюсь к этим пра­вилам, — верный признак фундаментальной правды. Аксиомы многослойны по заложенному в них смыслу: их холодный праг­матизм сочетается с налетом мистики. Они не только отражают философию спекуляции; они суть указательные столбы на пути к успеху.

Они сделали богатыми многих людей.

 

 




Содержание раздела