d9e5a92d

Оценка по развитости институтов рыночной экономики

Из бывших республик Советского Союза на начало 2005 года первые шесть стран, не завершивших переходный период, составляют следующий перечень:
1. Молдова (54,6% - уровень ВВП 2004г. от уровня 1991 г. )
2. Грузия (65,6%)
3. Украина (66,8%)
4. Таджикистан (75,6%)
5. Киргизия (81,8%)
6. Россия (89,3%)
Перечисленные страны проранжированы по критерию недовосстановления уровня ВВП до дореформенного уровня. Недоперешли у рынку также еще Азербайджан (89,8%) и Латвия (97,7%). Напротив, есть и страны-лидеры.

В Армении уровень ВВП составил 119,6%, а в Казахстане - 116% от уровня 1991 года.
Не может не бросаться в глаза то обстоятельство, что в пятерке лидирующих стран в четырех из них (Грузии, Украине, Молдове, Киргизии) уже произошли известные события. Россия следует как раз за этими странами, среди которых затесался еще и Таджикистан.

Таджикистан, кстати, не портит общей картины, потому как известно, что после событий в Киргизии, на встрече президентов России и Таджикистана, состоявшейся 6 апреля 2005 года, обсуждался вопрос недопущения аналогичной ситуации в Таджикистане. Таким образом, логичным является выдвижение следующего предположения: затянувшийся переходный период от плановой экономики к рыночной имеет следствием обострение социальной напряженности со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Страны с затянувшимся переходным периодом составляют своеобразную группу риска.
Во всех названных выше странах бывшего СССР переходный период превысил 13 лет и, как было показано выше на примере России, может затянуться еще на несколько лет. Это естественным образом вряд ли коснется Латвии, однако перспективы той же Молдовы пока представляются не столь радужными.
Получается, что разного рода цветные революции на постсоветском пространстве имеют достаточно объективную социально-экономическую обусловленность. Не учитывать сегодня данный факт в России нельзя, если мы не хотим чего-то подобного. Запредельно высокие мировые цены на нефть являются сегодня для России своеобразной подушкой безопасности.

Вряд ли стоит переоценивать данный фактор.
Важным успокаивающим моментом является отмеченный ранее факт восстановления в России уровня ВВП по расходам на конечное потребление. Однако и данный факт надо оценивать объективно.

Конечное потребление для одних существенно превысило дореформенный уровень, а для других - так ине достигло его. Ясно одно: Россия, несмотря на очевидные макроэкономические успехи последних лет, находится в группе риска.
Из всех стран бывшего СССР наибольшее падение экономики было зафиксировано в Грузии. В 1994 году уровень ВВП составил всего лишь 36,5%. Грузии же принадлежит и своеобразный рекорд по показателю годового снижения уровня ВВП: только за один 1992 год ВВП страны снизился на 44,8%.

Немного лучше в том же 1992 году было положение в Армении: годовое снижение ВВП составило 41,8%.
Меньше всего падала за эти годы экономика Узбекистана: самая низкая точка 82,5% - уровень ВВП 1995 года от уровня 1991 года.
Наиболее длительный и глубокий спад демонстрирует экономика Молдовы: на протяжении 10 лет (1994 - 2004 гг.) уровень ВВП составляет примерно 50% от уровня 1991 года.
В России и других странах, в которых уровень ВВП еще не достиг дореформенного уровня, переходный период длится уже более 13 лет. Очевидно, что всем этим странам понадобится еще несколько лет для завершения перехода к рынку. Первой же страной, успешно решившей данную задачу, является Эстония, для которой своеобразным рубиконом стал 2000-й год.

Неудивительно, что и в настоящее время Эстония имеет лучший показатель ВВП к уровню 1991 года. Далее следуют: Узбекистан - 10 лет, Туркменистан - 11 лет и т.д.
Однако даже Эстония со своим рекордным показателем выглядит достаточно скромно на фоне других социалистических стран, успешно преодолевших переходный период в гораздо более сжатые сроки. Словакии и Чехии понадобилось на достижение этой цели всего лишь 2 года.

Словении немногим больше -3 года.
Однозначно затянулся переход в странах бывшей Югославии. Причина этого общеизвестна - вооруженные конфликты и войны.
Румыния - особый случай. К концу правления Н. Чаушеску экономика страны накопила столь серьезные системные недостатки, что и восстанавливаться было чрезвычайно сложно.
Анализ темпов роста ВВП в странах с переходной экономикой представляет особый интерес (табл.4).

Темпы прироста ВВП в реальном выражении
в странах Центральной и Восточной Европы и
1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Венгрия 0,5 -2,2 -11,9 -3,1 -0,6 2,9 1,5 1,3 4,6 4,9 4,2 5,2 3,8 3,5 2,9 4,0
Латвия -34,9 -14,9 2,2 -0,9 3,8 8,3 4,7 3,3 6,9 8,0 6,4 7,5 8,5
Литва -21,3 -16,2 -9,8 3,3 4,7 7,0 7,3 -1,7 3,9 6,4 6,8 9,7 6,6
Польша -1,0 -10,0 -7,6 2,6 3,8 5,2 7,0 6,0 6,8 4,8 4,1 4,0 1,0 1,4 3,8 5,4
Словацкая Республика -6,7 -3,7 6,2 5,8 6,1 4,6 4,2 1,5 2,0 3,8 4,6 4,5 5,5
Словения -5,5 1,7 5,8 4,9 3,6 4,8 3,6 5,6 3,9 2,7 3,3 2,5 4,6
Чешская Республика -0,5 0,1 2,2 5,9 4,2 -0,7 -1,1 1,2 3,9 2,6 1,5 3,7 4,0
Эстония -14,2 -8,8 -1,6 4,5 4,5 10,5 5,2 -0,1 7,8 6,4 7,2 5,1 6,2
Страны ЦВЕБ -1,7 0,7 3,9 5,4 4,6 4,8 3,7 3,1 4,2 2,4 2,4 3,8 н/д
Албания -7,2 9,6 8,3 13,3 9,1 -7,0 12,7 8,9 7,7 6,8 4,7 6,0 н/д
Болгария -1,9 -10 -11,7 -7,3 -1,5 1,8 2,9 -9,4 -5,6 4,0 2,3 5,4 4,0 4,8 4,3 5,6
Босния и Герцеговина -80,0 -10,0 0,0 20,8 86,0 37 15,6 9,6 5,5 4,4 5,5 3,5 н/д
БЮР Македония -6,2 -8,0 -9,1 -1,8 -1,2 1,2 1,4 3,4 4,3 4,5 -4,5 0,9 3,4 2,9
Румыния -5,6 -12,9 -8,8 1,5 3,9 7,1 4,0 -6,1 -4,8 -1,2 1,8 5,3 4,9 4,9 8,3
Сербия и Черногория -27,9 -30,8 2,5 6,1 7,8 10,1 1,9 -18,0 5,0 5,5 3,8 2,0 8,0
Хорватия -11,7 -8,0 5,9 6,8 6,0 6,5 2,5 -0,9 2,9 4,4 5,2 4,3 3,8
Страны ЮВЕ -10,9 -2,0 3,8 6,4 4,2 1,3 0,6 -2,4 3,6 4,5 4,7 4,4 н/д
Азербайджан -22,6 -23,1 -19,7 -11,8 0,8 6,0 10,0 9,5 11,1 9,9 10,6 11,2 10,2
Армения -41,8 -8,8 5,4 6,9 5,9 3,3 7,3 3,3 6,0 9,6 13,2 13,9 10,1
Беларусь -9,6 -7,6 -12,6 -10,4 2,8 11,4 8,4 3,4 5,8 4,7 5,0 6,8 11,0
Грузия -44,8 -25,4 -11,4 2,4 10,5 10,6 2,9 3,0 1,9 4,7 5,5 11,1 8,4
Казахстан -5,3 -9,3 -12,6 -8,2 0,5 1,7 -1,9 2,7 9,8 13,5 9,8 9,2 9,4
Киргизская Республика -19,0 -15,5 -20,1 -5,4 7,1 9,9 2,1 3,7 5,4 5,3 0,0 6,7 7,1
Молдова -29,1 -1,2 -30,9 -1,4 -5,9 1,6 -6,5 -3,4 2,1 6,1 7,2 6,3 7,3
Российская Федерация -14,8 -8,7 -12,7 -4,0 -3,6 1,4 -5,3 6,4 10,0 5,1 4,7 7,3 7,1
Таджикистан -29,0 -11,0 -18,9 -12,5 -4,4 1,7 5,3 3,7 8,3 10,2 9,1 10,2 10,6
Туркменистан -5,3 -10,0 -17,3 -7,2 -6,7 -11,3 6,7 16,5 18,6 15,9 8,1 7,7 н/д
Узбекистан -11,1 -2,3 -4,2 -0,9 1,6 2,5 4,3 4,3 3,8 4,1 3,1 1,5 4,0
Украина -9,7 -14,2 -22,9 -12,2 -10,0 -3,0 -1,9 -0,2 5,9 9,2 5,2 9,4 12,0
Страны СНГ -14,1 -9,3 -13,6 -5,0 -3,6 1,4 -3,9 5,2 9,1 6,1 5,2 7,6 н/д
Все страны с переходной экономикой -9,3 -4,9 -5,5 -0,1 0,2 2,5 -1 3,4 6 4,3 4 5,6
<

/center>
Источник: данные за 1992-2003 гг. - Мировой Банк; до 1992 и 2004 - национальные статистические агентства.
Известно, насколько востребованной оказалась в России в последние годы так называемая теория восстановительного роста. Согласно данной теории восстановление экономики в переходный период может носить исключительно затухающий характер. Обоснование: ресурсы по мере восстановления после трансформационного спада исчерпываются. Экономисты, коих в новейшей российской истории принято относить к либеральным, горячо поддерживают теорию восстановительного роста. Более того, именно на данной теоретической основе строит свои прогнозы МЭРТ России, фактически занимаясь реализацией концепции восстановительного роста. На деле, однако, получается все наоборот. В 2003 году при плановом приросте ВВП на 4,4% фактический прирост оказался 7,3%. В 2004 году плановый показатель, исходя из которого показатели федерального бюджета и считались, составлял 5,2%, а по факту прирост ВВП составил 7,1%. Причем даже плановые 5,2% были просто вымучены из МЭРТа. После отчетных 7,1% в 2004 году МЭРТ вновь планирует уменьшение до 5,8% в 2005 году, пересматривая, естественно, эту цифру уже в марте 2005 г. до 6,5%.
Теория восстановительного (затухающего) роста, благодаря своей практической реализации уже внесла свой вклад в удлинение переходного периода в российской экономике. Удовольствию жить в переходном состоянии на один-два года дольше страна точно будет обязана данной неолиберальной догме.
Аргументы в пользу несостоятельности теории восстановительного (затухающего) роста очевидны. Конечно, по мере восстановления экономики ресурсы будут исчерпываться, но ведь будут вводиться и новые мощности. Однако самый главный аргумент состоит в том, что структурные экономические реформы способны обеспечить гораздо больший рост, чем при простом задействовании новых мощностей.
Важным доказательством является и зарубежный опыт. Он свидетельствует о том, что никакого затухающего восстановительного роста не было и нет практически ни в одной стране с переходной экономикой (речь идет о среднесрочном периоде). В долгосрочной перспективе, конечно, темпы роста станут меньшими. Но это, естественно, не означает, что кратко- и среднесрочные планы необходимо строить по убывающей.
В новейшей экономической истории самый высокий показатель прироста продемонстрировал Туркменистан в 2000 году - 18,6%. Армения в 2003 году имела прирост ВВП на 13,9%. Незначительные темпы прироста у Узбекистана - 1,5 - 4,3%, но и падение там, как уже отмечалось, ранее, было самым незначительным.
После завершения перехода к рынку в отдельных странах (далеко не везде) отмечается падение темпов роста экономики. Но это - естественный процесс, а вот в восстановительный (переходный) период - только рост, и не по убывающей, а по возрастающей.

Оценка по развитости институтов рыночной экономики


Очевидно, что оценка завершенности переходного периода по количественным показателям наглядна, но достаточно формальна. Тем не менее, факты свидетельствуют, как следует из изложенного выше, что было бы ошибкой пренебрегать данными количественными оценками и сравнениями.
Одновременно очень важно оценивать, как изменилась экономика с точки зрения ее внутреннего содержания, с точки зрения ее движущих сил, с точки зрения развитости и успешности функционирования ее институтов. Такой анализ позволяет выявить недоработки в конкретных направлениях деятельности, оценить необходимость и перспективность тех или иных мер экономической политики.
Количественный и институциональный подходы к оценке завершенности переходного периода в экономике хорошо дополняют друг друга. Могут ведь быть достигнуты хорошие количественные показатели, но если они не явились результатом глубоких институциональных преобразований, то велика вероятность того, что действительно состоялся лишь формальный переход к рынку, что рыночная самонастраивающаяся и саморазвивающаяся экономика в стране так и не была создана.

Напрашивается и пример для подобного рода иллюстрации: Туркменистан.
С другой стороны, скорее, теоретически (а потому пример будет подобрать сложно) возможна ситуация, когда переход с институциональной точки зрения будет считаться завершенным, однако хороших показателей функционирования экономика так и не будет демонстрировать. Если даже такое произойдет, то, на самом деле, это будет свидетельствовать о том, что какие-то институты всё-таки функционируют не так, как хотелось бы.
Что же такое институты и институциональный подход? В рамках новейшего институционального подхода можно выделить такое определение: институты - это правила игры в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют отношения между людьми (Д. Норт).

Новейший институциональный подход одним из ключевых моментов считает историческое прошлое страны, поскольку для многих институтов типично перетекание их содержания из старых в новые.
Институциональная структура России характеризуется на протяжении всего переходного периода очень значительной долей неформальных, теневых отношений и договоренностей. Причем если в начале переходного периода эти отношения возникли взамен разрушенной структуры (в других переходных странах шел аналогичный процесс), то с возникновением новых институтов неформальные отношения вросли в новую структуру в очень многихотраслях (в то время как в других странах теневой сектор практически прекратил свое существование).
Институциональная перестройка в результате затронула практически все сферы хозяйствования, и неформальные отношения сыграли свою роль в сглаживании шоков. Однако после 10 лет реформ Россия с институциональной точки зрения оказалась в неприятной ситуации стационарного перехода.

Институциональное равновесие было достигнуто, но оказалось, что новые созданные или импортированные институты не способны выполнять свою основную функцию, как из-за двоякой трактовки правил игры, так и из-за слабости инстанций, обеспечивающих их выполнение.
Примером институционального подхода к оценке динамики переходных экономик является соответствующая практика Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
В основе составленных ЕБРР оценок динамики этого процесса лежит ряд его показателей. С самого начала процесса перехода они используются для отслеживания хода реформ во всех 27 странах региона операций ЕБРР.

Динамика этого процесса показана в сопоставлении со стандартами рыночной экономики промышленно развитых стран с учетом того факта, что чистой рыночной экономики не существует, как не существует и какого-то единственного в своем роде конечного рубежа у процесса перехода.
Оценки показателей даются по бальной шкале от 1 до 4+, где 1 характеризует практически полное отсутствие процесса перестройки жестко построенной плановой экономики, а 4+ свидетельствует о достижении действующих в промышленно развитых странах стандартов рыночной экономики. Присвоенные баллы отражают выставленные специалистами ЕБРР по экономике конкретных стран оценки с применением критериев, изложенных в методических примечаниях в Приложении 1.
Оценки приведены по девяти областям, которые в своей совокупности иллюстрируют состояние четырех основных составляющих рыночной экономики: рынки и внешняя торговля, предприятия, финансовые организации и инфраструктура.
- Реформирование рынков и внешней торговли определяется степенью высвобождения цен, либерализации внешнеторгового режима и валютных операций, а также эффективностью антимонопольной (конкурентной) политики в целях устранения пагубных явлений монополизма и отсутствия атмосферы состязательности на рынке.
- Ход реформирования предприятий иллюстрируется двумя показателями: приватизацией, а также управлением и структурной реорганизацией предприятий. Они показывают динамику сокращения дотаций на производство, введения эффективных процедур несостоятельности (банкротства) и рациональной практики корпоративного управления.
- Применительно к финансовым организациям показатели отражают процесс реформирования и развития банковской системы, в том числе качественные параметры финансового регулирования, создание фондовых рынков и небанковских финансовых организаций.
- Ход реформирования инфраструктуры оценивается обобщенным показателем динамики развития пяти отраслей: электроэнергетика, железнодорожный транспорт, автомобильные дороги, телекоммуникации и водопроводноканализационное хозяйство (ВКХ). В каждой из этих отраслей показатели демонстрируют степень введения хозрасчета, масштабы тарифной реформы, качественные характеристики законодательно-нормативной базы и участие в данных отраслях частного сектора.
По оценке ЕБРР, Россия достигла в процессе реформ значительных успехов (табл.5). Наиболее весомые из них находятся в области высвобождения цен, либерализации торгово-валютных операций и приватизации.

Индекс высвобождения цен составил в 2004 году 4 балла, по сравнению с 3 баллами в 1993 году. Это означает, что цены регулируются на небольшое число товаров, госзакупки осуществляются в основном по рыночным ценам.
Значение индекса либерализации торгово-валютных операций составило в 2004 году 3+, т.е. почти все количественные и административные ограничения на импорт и экспорт были отменены, по текущим операциям достигнута полная конвертируемость. Улучшению ситуации в значительной степени способствовали принятый осенью 2001 года закон О валютном регулировании и новый Таможенный кодекс, который сближает таможенные правила России со стандартами ВТО.
В проведении приватизации Россия достигла значительных успехов: завершена приватизация малых предприятий (соответствующий индекс ЕБРР составляет 4, начиная с 1995 года), крупные предприятия приватизированы более чем на 25% (индекс ЕБРР составил 3+, как и последние 7 лет начиная с 1997 года). Также принята Программа приватизации на 2004 год, в которой помимо приватизационного плана указаны основные направления приватизации федеральной собственности до 2006 года. Вместе с тем по ряду вопросов, касающихся частной собственности (помимо собственности на крупные предприятия), Россия отстает от развитых промышленных стран.

Одним из таких вопросов является купля-продажа земли.
Довольно медленно продвигаются реформы на предприятиях: за 13 лет переходного периода индекс ЕБРР поднялся с 1 до всего лишь 2+. Такая низкая оценка связана со слабым применением законодательства о банкротстве, а также низким уровнем корпоративной культуры, в частности, нехваткой квалифицированных управленцев на предприятиях.

Наиболее тяжело проходятреформы по защите конкуренции: за весь период индекс ЕБРР Характеристика конкуренции поднялся всего на 0,33 балла. Российский деловой климат по-прежнему характеризуется давлением крупных монополий.
Довольно успешно проходят инфраструктурные реформы: индекс ЕБРР поднялся с 1+ до 3-. Особо успешно реформы проводились в области электроэнергетики и связи.

Также отмечаются успехи в реформировании железнодорожного транспорта, в частности, создание ОАО РЖД и привлечение частного сектора к перевозкам. В результате индекс ЕБРР для железнодорожного транспорта поднялся с 2+ до 3-.

Вместе с тем ЕБРР отмечает срыв сроков реформирования электроэнергетики.
Выросли и индексы ЕБРР в отношении российской финансовой сферы. В банковской системе за 13 лет индекс вырос с 1 до 2 баллов, хотя и рос неравномерно, в том числе из-за кризиса 1998 года. За годы реформ в России были либерализованы процентные ставки, принят закон о страховании вкладов, сформированы правила банковского надзора.

Индекс реформирования небанковских финансовых организаций вырос с 1 до 3-. Законодательно закреплена возможность эмиссии ценных бумаг частными предприятиями в крупных объемах, созданы учреждения независимых реестров акций, появились небанковские финансовые организации (управляющие компании, инвестиционные фонды, частные страховые и пенсионные фонды) и связанная с этим нормативная база.

Рост индекса ЕБРР в 2004 году на 0,33 был обусловлен такими изменениями, как внесение улучшений в закон о несостоятельности (банкротстве), полная государственная гарантия вкладов, депонированных до создания новой системы страхования вкладов в Сбербанке, принятие законов о ценных бумагах, обеспеченных ипотекой.

Таблица 5
Российская Федерация - структурные и институциональные показатели ЕБРР.
Показатель 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Либерализация
Высвобождение цен - индекс ЕБРР 3 3 3 3 3 3 3+ 3+ 4 4 4 4 4
Либерализация торгововалютных операций - индекс ЕБРР 3 3 3 3 4 4 2+ 2+ 2+ 3- 3 3+ 3+
Приватизация
Приватизация малых
предприятий - индекс ЕБРР
2 3 3 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4
Приватизация крупных предприятий - индекс ЕБРР 2 3 3 3 3 3+ 3+ 3+ 3+ 3+ 3+ 3+ 3+
Предприятия и рынки
Реформирование пред
приятий - индекс ЕБРР
1 1 2- 2 2 2 2 2- 2 2+ 2+ 2+ 2+
Антимонопольная политика - индекс ЕБРР 2 2 2 2 2 2+ 2+ 2+ 2+ 2+ 2+ 2+ 2+
Инфраструктура
Реформирование инфраструктуры - индекс ЕБРР н/д 1+ 2- 2- 2 2 2 2 2+ 2+ 2+ 2+ 3-
Электроэнергия н/д н/д н/д н/д н/д н/д 2 2 2 2 2+ 3 3
Железные дороги н/д н/д н/д н/д н/д н/д 2+ 2+ 2+ 2+ 2+ 2+ 3-
Автомобильные дороги н/д н/д н/д н/д н/д н/д 2 2 2 2 2+ 2+ 2+
Связь н/д н/д н/д н/д н/д н/д 3 3 3 3 3 3 3
Водоснабжение и водоотведение н/д н/д н/д н/д н/д н/д 2 2+ 2+ 2+ 2+ 2+ 2+
Финансовые организации
Реформирование банковской системы - индекс ЕБРР 1 1 2 2 2 2+ 2 2- 2- 2- 2 2 2
Реформирование небанковских финорганизаций -индекс ЕБРР 1 2- 2- 2 3 3 2- 2- 2- 2- 2+ 2+ 3-
Источник: ЕБРР
По сравнению с другими странами с переходной экономикой успехи России не кажутся особо выдающимися (табл. 6). Большинство показателей ЕБРР в России выше средних по СНГ (кроме банковской реформы), однако показатели либерализации внешней торговли и валютных операций и банковской реформы и либерализации процентных ставок ниже средних. По сумме баллов Россия занимает 2-е место (наравне с Грузией), на первом месте Армения.
Таблица 6
Динамика процесса перехода в странах Центральной и Восточной Европы и
СНГ на конец 2004 г.
Страны Предприятия Рынки и торговля Финансовые организации Инфра
структура
Сумма
индексов
Прива
тизация
круп
ных
предпр
иятий
Прива
тизация
малых
предпр
иятий
Корпора
тивное
управление и структурные реформы на
предпри
ятиях
Высво
бождение
цен
Торговля и валютная система Антимонопольная политика Банковская реформа и либерализация процентных
ставок
Фондовые рынки и небанковские финансовые организации Реформирование ин-фраструк-туры
ЦВЕБ 3,71 4,33 3,17 4,29 4,33 2,87 3,58 3,16 3,12
Венгрия 4 4,33 3,33 4,33 4,33 3 4 3,66 3,66 34,64
Латвия 3,66 4,33 3 4,33 4,33 2,66 3,66 3 3 31,97
Литва 3,66 4,33 3 4,33 4,33 3 3 3 2,66 31,31
Польша 3,33 4,33 3,33 4,33 4,33 3 3,33 3,66 3,33 32,97
Словацкая
Республика
4 4,33 3 4,33 4,33 3 3,66 2,66 2,66 31,97
Словения 3 4,33 3 4 4,33 2,66 3,33 2,66 3 30,31
Чешская
Республика
4 4,33 3,33 4,33 4,33 3 3,66 3,33 3,33 33,64
Эстония 4 4,33 3,33 4,33 4,33 2,66 4 3,33 3,33 33,64
ЮВЕ 3,04 3,71 2,28 4,14 4,09 1,86 3,00 2,04 2,52
Албания 2,33 4 2 4,33 4,33 2 2,66 1,66 2 25,31
Болгария 4 3,66 2,66 4,33 4,33 2,33 3,66 2,33 3 30,3
Босния и Герцеговина 2,33 3 2 4 3,66 1 2,66 1,66 2,33 22,64
БЮР
Македония
3,33 4 2,33 4 4,33 2 2,66 2 2 26,65
Румыния 3,66 3,66 2 4,33 4,33 2,33 3 2 3,33 28,64
Сербия и Черногория 2,33 3,33 2 4 3,33 1 2,33 2 2 22,32
Хорватия 3,33 4,33 3 4 4,33 2,33 4 2,66 3 30,98
СНГ 2,64 3,50 1,83 3,69 3,25 1,92 2,16 1,89 1,89
Азербайджан 2 3,66 2,33 4 3,66 2 2,33 1,66 2 23,64
Армения 3,33 4 2,33 4,33 4,33 2 2,33 2 2,33 26,98
Беларусь 1 2,33 1 2,66 2,33 2 1,66 2 1,33 16,31
Грузия 3,33 4 2 4,33 4,33 2 2,66 1,66 2,33 26,64
Казахстан 3 4 2 4 3,33 2 3 2,33 2,33 25,99
Киргизская
Республика
3,66 4 2 4,33 4,33 2 2,33 2 1,66 26,31
Молдова 3 3,33 1,66 3,66 4,33 2 2,66 2 2 24,64
Российская
Федерация
3,33 4 2,33 4 3,33 2,33 2 2,66 2,66 26,64
Таджикистан 2,33 3,66 1,66 3,66 3,33 1,66 2 1 1,33 20,63
Туркменистан 1 2 1 2,66 1 1 1 1 1 11,66
Узбекистан 2,66 3 1,66 2,66 1,66 1,66 1,66 2 1,66 18,62
Украина 3 4 2 4 3 2,33 2,33 2,33 2 24,99


Содержание раздела