d9e5a92d

Модификация отношений эксплуатации


Другим важным аспектом теории постэкономического состояния общества, отмеченным современными западными авторами, является модификация отношений эксплуатации. Во времена основоположников марксизма существовала более или менее реальная возможность количественной оценки степени эксплуатации, обусловленная двумя обстоятельствами: с одной стороны, воспроизводимостью всех составляющих общественного богатства и, с другой, - однопорядковостью (хотя и разнонаправленных) экономических интересов буржуазии и пролетариата.

В сегодняшних условиях оба названных фактора существенным образом модифицировались. Во-первых, большинство благ приобрело индивидуализированный, а зачастую даже невоспроизво- димый характер; во-вторых, ощутимое воздействие на отношения эксплуатации оказали изменения в системе мотивации современной деятельности.
Последнее обстоятельство, касающееся субъективной стороны процесса эксплуатации, фактически никогда не попадало в сферу внимания марксистских исследователей, так как в условиях экономической общественной формации эксплуатация представлялась явлением вполне объективным и легко обнаружимым. В постиндустриальной концепции, однако, соответствующие проблемы вышли на первый план, ибо уже в период зарождения данной теории фактор самореализации в деятельности выдвинулся на первую строчку в шкале человеческих ценностей1, а спустя десятилетие материалы социологических обследований давали основания говорить о том, что фактор материального вознаграждения в соответствующей шкале опустился на шестое-десятое место2. К концу 70-х годов сдвиг в сторону некоей новой надутилитарно мотивированной деятельности, природа которой не может быть проанализирована в традиционных понятиях, описывающих рыночную экономику, стал уже весьма заметным. В это же время в рамках теории постиндустриального общества были начаты вполне успешные поиски определения такой деятельности, и для этого было предложено использовать понятие творчества3. Отмечалось, что деятельность бессмысленная, не осознаваемая человеком как внутренняя потребность, в сегодняшних условиях не отвечает нуждам хозяйственного прогресса4, что труд как активность, вызванная внешними материальными обстоятельствами, является категорией индустриального строя и отступает на второй план столь же быстро, как происходит переход к новому типу социума1.

Сторонники постиндустриальной теории полагают, что мотивация современной деятельности отражает совершающийся переход от достижения человеком внешних по отношению к нему самому целей к стремлению всемерно совершенствовать собственную индивидуальность.
Концепция постиндустриального общества в целом весьма удачно описывает современное состояние западных обществ и обладает известными прогностическими возможностями. Ее последователи выделили основные аспекты совершенствования социума и показали направления его прогресса, отметив, что новое общественное состояние является по сути своей постэкономическим.
Однако историческая периодизация, предпринятая упомянутыми авторами, базируется, как мы полагаем, на анализе менее глубинных закономерностей, нежели те, что положены в фундамент теории общественных формаций. Поэтому, рассматривая выделенные западными авторами черты современных обществ как важные характерные черты постэкономической общественной формации, мы все же не будем подходить к описанию этой стадии общественной эволюции со стороны прогресса производительных сил, а предпочтем относительно традиционную, близкую к марксовой, методологию.
Место постэкономической общественной формации в системе категорий формационной теории может быть определено на основе понимания ее как синтетического элемента диалектической триады, тезисом и антитезисом которой выступают формации архаическая и экономическая. Выделение черт, которые делают постэкономическую общественную формацию соответствующим элементом исторического пути человечества, мы предпримем по трем главным направлениям.
Во-первых, важнейшей чертой постэкономической общественной формации является кардинальное изменение характера и форм человеческой деятельности. При этом следует подчеркнуть, что прогресс человеческой активности также может быть рассмотрен в качестве диалектической триады, причем постэкономической общественной формации соответствует последний ее элемент.


Во-вторых, нельзя не подчеркнуть, что постэкономическая общественная формация отрицает такую фундаментальную черту своей предшественницы, как товарное производство, базирующееся на труде и законе стоимости. С переходом к постэкономической формации утрачивают силу традиционные закономерности возмездного обмена, регулируемого стоимостными принципами.

В ходе становления новой общественной формации могут быть отмечены прогрессивные эпохи преодоления стоимостных отношений.
В-третьих, становление постэкономической общественной формации предполагает преодоление важнейшей характеристики формации экономической - отчуждения человека от других людей и от общественного целого. Последнее может произойти только при условии, что будет покончено с эксплуатацией человека человеком, феноменом, имеющим помимо объективных еще и субъективные стороны и являющимся неотъемлемой чертой экономической общественной формации.
Таким образом, постэкономическая общественная формация представляет собой историческое состояние, становление которого происходит начиная с достижения экономической общественной формацией наивысших форм своего развития и которое характеризуется устранением труда как основного вида человеческой активности, преодолением базирующегося на стоимостных закономерностях товарного производства и ликвидацией эксплуатации как существенно влияющего на общественную жизнь фактора. Постэкономическая общественная формация, и это будет показано ниже, - последняя ступень общественного бытия человеческих существ; за ее пределами начинается историческая эпоха, на протяжении которой человечество выходит за рамки социальности и относительно которой любые футурологические прогнозы не представляются возможными.
Становление постэкономической общественной формации есть объективный процесс, обусловленный внутреUней логикой развития человеческого общества и в первую очередь - прогрессом производительных сил (в этом отношении сторонники постиндустриальной концепции , безусловно, правы). Ее формирование возможно как эволюционным, так и революционным путем; процессы, приводящие к возникновению основ данной формации, находятся выше отличий "империализма" от "социализма", точно так же, как процесс формирования антагонистического общества происходил вне зависимости от того, "азиатским" или "античным" способом воспроизводилось неравенство классов.
Переходя к непосредственному рассмотрению важнейших черт постэкономической общественной формации, отметим, что наиболее принципиальными ее характеристиками являются замещение труда более высоким типом человеческой активности (а точнее, развертывание процесса такого замещения), устранение основанного на стоимостных закономерностях товарного обмена и преодоление эксплуатации человека человеком в том ее виде, который в течение столетий оказывал определяющее воздействие на весь комплекс общественных отношений.

1 - Определение общества, таким образом, исключает все нематериальные основы социального объединения. Известная формулировка св. Августина: общество есть "множество разумных существ, объединенных согласием относительно вещей, которые они любят" (St.

Augustinus. De civitate Dei, XIX, 24), на наш взгляд, может быть применена только к более высокому, нежели собственно общественному, объединению людей, только к постсоциальному состоянию человечества.
1 - Определение общества, таким образом, исключает все нематериальные основы социального объединения. Известная формулировка св.

Августина: общество есть "множество разумных существ, объединенных согласием относительно вещей, которые они любят" (St. Augustinus.

De civitate Dei, XIX, 24), на наш взгляд, может быть применена только к более высокому, нежели собственно общественному, объединению людей, только к постсоциальному состоянию человечества.
2 - Bailin Sh. Achieving Extraordinary Ends.

An Essay on Creativity. Dordrecht, 1988. P. 128
1 - Определение общества, таким образом, исключает все нематериальные основы социального объединения. Известная формулировка св.

Августина: общество есть "множество разумных существ, объединенных согласием относительно вещей, которые они любят" (St. Augustinus.

De civitate Dei, XIX, 24), на наш взгляд, может быть применена только к более высокому, нежели собственно общественному, объединению людей, только к постсоциальному состоянию человечества.
2 - Bailin Sh. Achieving Extraordinary Ends. An Essay on Creativity.

Dordrecht, 1988. P. 128
1 - Определение общества, таким образом, исключает все нематериальные основы социального объединения. Известная формулировка св. Августина: общество есть "множество разумных существ, объединенных согласием относительно вещей, которые они любят" (St. Augustinus.

De civitate Dei, XIX, 24), на наш взгляд, может быть применена только к более высокому, нежели собственно общественному, объединению людей, только к постсоциальному состоянию человечества.

  • Фундаментальная черта постэкономического состояния
  • Марксова концепция труда
  • Творчество кардинально отличается от труда.
  • Творческая и трудовая деятельность
  • Удельный вес производства материальных благ


Содержание раздела