Информация как источник стоимости


Он показал, что информация как источник стоимости обладает многими характеристиками, ставящими ее в один ряд с трудом; по его мнению, информация, как и труд, способна обеспечивать возрастание и самовозрастание стоимости, и т.д. В данном случае мы видим лишь попытку модификации стоимостной теории, основанную на перенесении акцента с труда физического на труд умственный, и не более.

В отличие от Т.Стоуньера Ш.Бэйлин, исследователь теории творчества, пишет: "...Признание отсутствия непрерывности, отсутствия заданности в творческом процессе является основой общепризнанного (курсив мой. - В. И.) положения, что ценность продуктов творчества не может быть объективно установлена"2. Подобная позиция представляется нам гораздо более справедливой, так как продукт творчества вызван к жизни таким процессом деятельности, который не носит экономической определенности и не детерминируется соображениями материальной целесообразности. Как мы только что отмечали, стоимость возникает как отражение усилий человека по преодолению его зависимости от внешних материальных факторов, в то время как носитель стоимости - вещный результат труда - оказывается средством преодоления таковой зависимости. В случае, когда мы имеем дело с продуктом творческой деятельности, совершенно очевидно, что ее целью может выступать только самосовершенствование личности самого активного субъекта, а таковой продукт сZоимостными характеристиками обладать не может.

Материальное благо, информация или услуга, выступающая как бы побочным результатом творческого процесса, не может быть оценена в стоимостных характеристиках не только потому, что данный продукт уникален и невоспроизводим, но в первую очередь ввиду нетрудового характера заключенного в нем человеческой деятельности.
В данном случае мы приходим к пониманию весьма важной проблемы, носящей переходный характер и относящейся как к сфере хозяйственной жизни и экономических категорий, так и к сфере личностной, наполненной категориями психологическими. Так как отнесение человеческой деятельности к сфере труда либо творчества определяется исключительно самосознанием действующего субъекта, то оказывается, что на современном этапе развития производительных сил и на современном уровне самоидентификации активного субъекта проблема стоимостной природы продукта деятельности в значительной степени зависит от того, как воспринимает каждый конкретный деятельный субъект характер своей деятельности.
Данное положение не столь парадоксально, каким оно кажется на первый взгляд. Интерпретированное в категориях индивидуального и общественного интереса, что будет предпринято несколько позже, оно представляется не только вполне логичным, но и совершенно очевидным.
В отличие от первого этапа кризиса стоимостных отношений, где при утрате традиционных пропорций обмена сохраняются основные фундаментальные черты товарного хозяйства, а именно: труд продолжает доминировать как основной вид человеческой деятельности, материальный результат трудовой деятельности продолжает оставаться ее целью, и присутствует, пусть и в значительно деформированной и видоизмененной форме, возмездность обмена, в период второго из выделяемых нами этапов экспансия творческой деятельности проявляется на поверхности явлений в двух основных формах: с одной стороны, устраняется возмездность обмена, и материальные стимулы продолжают играть определяющую роль в системе мотивации деятельности; с другой стороны, и это будет рассмотрено нами позже, преодолевается отношение эксплуатации, отношение, в значительной степени становящееся следствием существования экономической системы, проявляющемся на субъективном уровне. На втором этапе кризиса стоимостных отношений закон стоимости не может рассматриваться как реально функционирующий (пусть и с определенными модификациями), так как полностью устраняется как субстанция стоимости, каковая есть труд, так и формы проявления стоимостных отношений, причем не только массовое производство воспроизводимых благ, но и само создание материальных ценностей, выступающее целью процесса деятельности.



С развитием второго этапа кризиса стоимостных отношений непосредственно связан и период окончательной деградации экономической общественной формации как фазы общественного развития. Оказываются разрушенными ьактически все фундаментальные черты данной формации, и основные закономерности социального прогресса формируются под воздействием в первую очередь совершенствования личности отдельных членов общества, изменений в мотивационной системе деятельности и так далее.

На первый план выходят чисто психологические проблемы, и прогресс отдельных личностей оказывается определяющим фактором социального прогресса. Поэтому картина становления экономической общественной формации окажется неполной, если не будут рассмотрены проблемы, связанные с изменением системы интересов и ценностей человека постэкономической общественной формации.

1 - Определение общества, таким образом, исключает все нематериальные основы социального объединения. Известная формулировка св.

Августина: общество есть "множество разумных существ, объединенных согласием относительно вещей, которые они любят" (St. Augustinus.

De civitate Dei, XIX, 24), на наш взгляд, может быть применена только к более высокому, нежели собственно общественному, объединению людей, только к постсоциальному состоянию человечества.
1 - Определение общества, таким образом, исключает все нематериальные основы социального объединения. Известная формулировка св. Августина: общество есть "множество разумных существ, объединенных согласием относительно вещей, которые они любят" (St.

Augustinus. De civitate Dei, XIX, 24), на наш взгляд, может быть применена только к более высокому, нежели собственно общественному, объединению людей, только к постсоциальному состоянию человечества.
2 - Bailin Sh. Achieving Extraordinary Ends. An Essay on Creativity.

Dordrecht, 1988. P. 128
3 - Певзнер Я.А. Указ. соч.

С. 133.
4 - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.

С.56.
1 - Определение общества, таким образом, исключает все нематериальные основы социального объединения. Известная формулировка св.

Августина: общество есть "множество разумных существ, объединенных согласием относительно вещей, которые они любят" (St. Augustinus.

De civitate Dei, XIX, 24), на наш взгляд, может быть применена только к более высокому, нежели собственно общественному, объединению людей, только к постсоциальному состоянию человечества.
2 - Bailin Sh. Achieving Extraordinary Ends.

An Essay on Creativity. Dordrecht, 1988. P. 128
3 - Певзнер Я.А. Указ. соч.

С. 133.
1 - Определение общества, таким образом, исключает все нематериальные основы социального объединения. Известная формулировка св. Августина: общество есть "множество разумных существ, объединенных согласием относительно вещей, которые они любят" (St. Augustinus.

De civitate Dei, XIX, 24), на наш взгляд, может быть применена только к более высокому, нежели собственно общественному, объединению людей, только к постсоциальному состоянию человечества.
2 - Bailin Sh. Achieving Extraordinary Ends. An Essay on Creativity.

Dordrecht, 1988. P. 128
1 - Определение общества, таким образо, исключает все нематериальные основы социального объединения. Известная формулировка св.

Августина: общество есть "множество разумных существ, объединенных согласием относительно вещей, которые они любят" (St. Augustinus.

De civitate Dei, XIX, 24), на наш взгляд, может быть применена только к более высокому, нежели собственно общественному, объединению людей, только к постсоциальному состоянию человечества.
2 - Bailin Sh. Achieving Extraordinary Ends. An Essay on Creativity.

Dordrecht, 1988. P. 128
1 - Определение общества, таким образом, исключает все нематериальные основы социального объединения. Известная формулировка св.

Августина: общество есть "множество разумных существ, объединенных согласием относительно вещей, которые они любят" (St. Augustinus.

De civitate Dei, XIX, 24), на наш взгляд, может быть применена только к более высокому, нежели собственно общественному, объединению людей, только к постсоциальному состоянию человечества.
2 - Bailin Sh. Achieving Extraordinary Ends. An Essay on Creativity.

Dordrecht, 1988. P. 128
3 - Певзнер Я.А. Указ. соч.

С. 133.
1 - Определение общества, таким образом, исключает все нематериальные основы социального объединения. Известная формулировка св. Августина: общество есть "множество разумных существ, объединенных согласием относительно вещей, которые они любят" (St.

Augustinus. De civitate Dei, XIX, 24), на наш взгляд, может быть применена только к более высокому, нежели собственно общественному, объединению людей, только к постсоциальному состоянию человечества.
2 - Bailin Sh. Achieving Extraordinary Ends.

An Essay on Creativity. Dordrecht, 1988. P. 128
3 - Певзнер Я.А. Указ. соч.

С. 133.
1 - Определение общества, таким образом, исключает все нематериальные основы социального объединения. Известная формулировка св.

Августина: общество есть "множество разумных существ, объединенных согласием относительно вещей, которые они любят" (St.

  • Преодоление эксплуатации
  • Анализ вторичной общественной формации
  • Этапы преодоления эксплуатации
  • Диалектический характер развития
  • Социальность человека


Содержание  Назад  Вперед