хозрасчетные государственные предприятия и учреждения перевести на положение
экономически независимых колхозов, т.е. передать коллективам предприятий и
учреждений все вопросы планирования, управления, ценообразования, оплаты
труда, сбыта и снабжения. Государство же после этого должно не управлять
этими децентрализованными хозрасчетными предприятиями и учреждениями как
кооперативными и частными, так и государственными, а оказывать им в случае
необходимости помощь (разумеется, речь идет не о денежных безвозмездных
подачках) самого разнообразного характера: сообщать им о конъюнктуре на
местном, национальном и мировом товарном рынках, о появлении на рынках новых
видов техники и технологии, рекомендовать коллективам предприятий и
учреждений вносить изменения в производст во выпускаемой номенклатуры и
объема изделий, выдавать кредиты и т.д. и т.п.
Следует отметить, что децентрализация общественного производства
предполагает не только резкое усиление экономической самостоятельности
предприятий и учреждений и их объединений. Децентрализация общественного
производства предполагает также и разукрупнение чрезмерно крупных
предприятий и учреждений, и особенно их объединений.
В промышленности, строительстве, транспорте, торговле при
децентрализации обществен ного производства окажется целесообразным
разукрупнить крупные объединения предприятий на ряд самостоятельных
хозрасчетных предприятий. А в сельской местности возникнет вопрос о
разукрупнении крупных колхозов и совхозов, объединяющих до десяти и более
сел, о разделении каждого из них на десятки кооперативных, семейных и
частных хозяйств. Здесь важно одно: разукрупнение должно происходить
исключительно по инициативе снизу, т.е. в самих коллективах совхозов и
колхозов и их отделений. Никто сверху не должен препятство вать этому, но и
никто не должен принуждать коллективы хозяйств к разукрупнению.
В одних местах разукрупнение, быть может, будет экономически
целесообразным, в других - наоборот - экономически нецелесообразным. А в
третьих местах, быть может, окажется экономически целесообразным дальнейшее
укрупнение хозяйств. В каждом отдельном случае этот вопрос должен решаться
отдельно, индивидуально и в децентрализованном порядке теми коллективами,
интересы которых он затрагивает. Всякое же вмешательство в этот вопрос
сверху может лишь принести вред экономике этих хозяйств и всей страны.
Помимо децентрализации общественного производства (планирования,
управления, ценообразования, оплаты труда, сбыта и снабжения и других
экономических реформ: реформы налогообложения, отмены государственной
монополии внешней торговли, отмены государственных дотаций хозрасчетным
предприятиям и учреждениям, преодоления жилищного кризиса и др.), в
советском обществе целесообразно проведение и других реформ и мероприятий
социально-экономического и политического характера, которые гармонически
дополнили бы экономические реформы.
Это отмена принудительного труда для заключенных, "тунеядцев" и т.д.,
замена принудительного социального страхования добровольным и индивидуальным
социальным страхованием; замена всеобщего принудительного прохождения
воинской службы добровольной воинской службой на договорных началах со
сроком заключения договора на 5-10 лет; отмена смертной казни с заменой ее
лишением свободы сроком от 15 лет до пожизненного заключения; отмена режима
паспортной прописки с предоставлением всем советским гражданам свободы
передвижения и жительства, включая выезд за границу и возвращение на родину;
усиление борьбы с преступностью, в том числе в первую очередь с коррупцией и
другими служебными преступлениями.
Все это вместе взятое способствовало бы росту авторитета, престижа
советского и в целом социалистического общества и его социального строя,
которые стали бы более привлекательными в глазах народов всех стран мира.
9. Социалистические реформы и Партия кооперативного социализма.
Советское общество нуждается в полном реформировании сверху донизу, по
всем направлениям, во всех областях. Для этого необходимо осуществить в
области социально-экономической:
Преобразование большинства казенно-бюрократических предприятий и
учреждений в кооперативно-социалистические, с предоставлением им полной
самостоятельности, независимости от государства.
Введение на государственных предприятиях производственного
самоуправления. Осуществление в государственном секторе децентрализации
производства: управления, планирования, ценообразования, оплаты труда, сбыта
и снабжения.
Организацию сектора семейных и частных хозяйств, предприятий,
магазинов. Отмену ограничений их деятельности, кроме пользования наемным
трудом.
Отмену государственной монополии внешней торговли. Предоставление
коллективам всех предприятий и учреждений права самим вести торговлю,
заключать коммерческие сделки с иностранными предприятиями и учреждениями.
Реформу налогообложения. Замену существующих налогов налогом на
производственные фонды (арендной платой) и прогрессивным подоходным налогом.
Резкое сокращение численности бюрократии и количества бюрократических
учреждений: министерств, государственных комитетов, управлений, отделов и
т.д.
Переход от политики дотаций убыточным предприятиям и учреждениям к
кредитованию.
Резкое сокращение общественных фондов потребления с одновременным
повышением зарплаты и пенсий.
Разукрупнение крупных предприятий и их объединений.
Резкое расширение жилищного строительства. Благоустройство городов,
поселков и сел.
Резкое расширение строительства и ремонта автомобильных дорог с твердым
покрытием.
Улучшение охраны и возрождение природы и окружающей среды.
Организацию в широком масштабе производства разнообразной
малогабаритной сельскохозяйственной техники.
Сокращение рабочих мест с вредными условиями труда и тяжелым физическим
трудом посредством обложения их специальным налогом.
В области политической:
Предоставление всем гражданам реальной свободы слова, печати, собраний,
митингов, демонстраций, вероисповедания.
Предоставление всем гражданам права создавать новые организации, союзы,
партии, в том числе опозиционные. Предоставление всем партиям неограниченной
деятельности, уравнение их в правах с КПСС.
Предоставление гражданам свободного обмена информацией. Предоставление
им права создавать независимые кооперативные издательства и типографии,
выпускать независимые газеты и журналы, пользоваться радио и телевидением.
Проведение референдумов при принятии всех важных для страны, общества,
народа решений, постановлений, законов.
Предоставление гражданам свободы передвижения. Отмену политического
режима паспортной прописки. Отмену ограничений при выезде граждан за границу
и возвращении назад.
Привлечение к судебной ответственности тех должностных лиц, которые
подвергали граждан незаконным репрессиям и ограничивали их права.
Для осуществления вышеуказанных реформ и мероприятий сторонникам
рыночного кооперативного социализма придется постоянно преодолевать
сопротивление, саботаж реакционной и консервативной части бюрократии.
Поэтому советским трудящимся необходимо противопоставить организованной и
объединенной в КПСС бюрократии свою массовую организацию.
Необходимо стремиться объединить всех сторонников рыночного
кооперативного социализма со всеми кооператорами и всеми левыми
демократическими организациями, возникшими за последние годы и продолжающими
возникать: политическими партиями, народными движениями и фронтами,
обществами, клубами и союзами; необходимо их объединить в единую Партию
кооперативного социализма, которая должна защищать своих членов, всех
кооператоров и всех трудящихся от произвола бюрократии и ее бюрократического
государства.
Партия кооперативного социализма должна добиваться от бюрократии
проведения некоторых из перечисленных выше реформ и мероприятий, насколько
это возможно в рамках государственно-бюрократического социализма.
Партия кооперативного социализма должна распространять свои взгляды
среди всех трудящихся и их организаций с целью привлечения их в свои ряды.
Партия кооперативного социализма должна добиваться избрания своих
представителей во все выборные органы власти.
Партия кооперативного социализма, ее организации и члены должны
вовлекать в свои ряды всех тех трудящихся, которые стоят на почве рыночного
кооперативного социализма, многопартийной демократии и межнационального
содружества, ставя своей целью, помимо прочего, объединение всех европейских
народов в добровольный союз европейских стран; а конечной целью -
образование всемирного конфедеративного союза.
10. Условия перехода к высшей, производительной фазе (коммунизму).
Низшая, торговая фаза социалистического общества также неизбежно в
процессе естественно-исторического развития общества уступит место высшей,
производительной фазе, как и низшая, торговая фаза
рабовладельческо-крепостнического и капиталистического обществ была заменена
в свое время также производительной фазой.
В высшей фазе социалистического общества исчезнут децентрализованное