Остановим внимание на рассмотрении качества законодательства о налогах и сборах — правовой основе налоговой системы как совокупности условий для налогообложения. Право, посредством которого государство организует налогообложение, не может быть иным, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества”*. Но потенциал воздействия права на развитие экономических отношений особенно значителен, когда действие права соответствует общему ходу общественного развития, способствуя его прогрессу, т.е. росту национального богатства и переходу на более высокую ступень удовлетворения общественных потребностей.
Вот именно с этих позиций, как нам представляется, надо подходить к оценке и корректировке Налогового кодекса Российской Федерации (НКРФ), облекая налоговые платежи в правовые формы.
Не останавливаясь на сути всех принципов, сделаем акцент только на принципах по установлению налогов, которые сформулированы в НКРФ в статье 3 Основные начала законодательства о налогах и сборах. Содержание этих принципов обусловливается конкретными социально-экономическими условиями, политикой государства, уровнем развития демократических институтов.
Вместе с тем, определяя основные начала, которые являются ориентиром для дальнейшего совершенствования законодательства о налогах и сборах, необходимо руководствоваться не только классическими принципами налогообложения, сформулированными А.Смитом, которые исходят по преимуществу из интересов налогоплательщиков, но и финансовыми принципами достаточности и эластичности обложения, сформулированными спустя столетие после А.Смита немецким экономистом А.Вагнером. Налоги являются атрибутом государства, в них воплощено экономическое содержание государства и они должны быть достаточными для удовлетворения общественных потребностей.
В этом заключена их природа.
В основу современных налоговых систем многих государств с развитой рыночной экономикой положена совокупность принципов А.Смита и А.Вагнера, отражающих общественный и частный интерес.
В НКРФ принципы, касающиеся установления налогов, с нашей точки зрения, выражают интересы в большей степени налогоплательщиков и не содержат правовых норм, касающихся принципов финансовой достаточности. Кодекс, реализуя в значительной мере задачу защиты налогоплательщиков, что следует отметить как позитивное направление в совершенствовании законодательства о налогах и сборах, не в должной мере обеспечивает условия для проведения налогового контроля.
* Помимо необходимости уточнения дефиниции налога и принципов налогообложения, непосредственно касающихся формирования у граждан России психологии налогоплательщика, а значит и повышения налоговой культуры в обществе, при корректировке НК РФ необходимо также уточнение законодательства о налогах и сборах по вопросу прав и обязанностей основных субъектов налоговых правоотношений — налогоплательщиков и налоговых органов.
Кодекс неоправданно ограничивает права налоговых органов, что не согласуется с присущим НК РФ административно-правовым методом регулирования отношений, основанных на власти и подчинении.
В соответствии со статьями 17 и 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, и осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Поэтому в НК РФ, с одной стороны, устанавливаются рамки дозволенного поведения налогоплательщиков и определенные гарантии защиты их прав в отношениях, связанных с выполнением конституционной обязанности уплачивать налоги, с другой — устанавливаются рамки правомочий для контролирующего органа.
Проблемный вопрос состоит в сбалансировании интересов и возможностей основных участников налоговых правоотношений, который хотя и был в центре внимания при разработке НК РФ, но не решен, по нашему мнению, в достаточной мере.
* Одним из главных вопросов, на котором необходимо акцентировать внимание в части правомочий налоговых органов, является введение предварительной судебной процедуры по решению отдельных вопросов налогового администрирования (в частности, о применении налоговых санкций, о досрочном расторжении договоров о налоговом кредите, о взыскании налога в определенных случаях), что представляется неоправданным. Верно заметил В.Г.
Пансков: Судебное разбирательство, где истцом по всем перечисленным в Кодексе проблемам должно выступать государство, делает налоговые правоотношения в стране не отрегулированными до конца и незавершенными. В результате правовое значение Кодекса резко снижается*.
Недоумение вызывает и внутренняя противоречивость отдельных правовых норм в их взаимосвязи. Определяя налоговые отношения как отношения власти и подчинения, НКРФ обязывает налоговые органы обращаться в судебные инстанции для выполнения мероприятий в области налогового администрирования в соответствии с возложенными на них функциями.
Например, НКРФ не предоставляет права налоговому органу (при отсутствии спора) взыскивать недоимки в бесспорном порядке в случаях, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, и юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.