С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели:
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:
систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы,
Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основными из указанных принципов являются:22
оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями).
Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:
Государственное регулирование рынка ценных бумаг это регулирование со стороны общественных органов государственной власти. Система государственного регулирования рынка включает:
Формы государственного управления рынком можно разделить на:
Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:
Косвенное, или экономическое, управление рынком ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:
Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время еще не сложилась. На начало 1996 г. ее составляли: Высшие органы государственной власти: Государственная Дума издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг; Президент издает указы, поскольку законы принимаются довольно медленно и развитие рынка ценных бумаг в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; главная их цель осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы; Правительство выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.
Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня:
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство финансов РФ; Центральный банк РФ;
Государственный комитет по антимонопольной политике; Госстрахнадзор .
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг имеет много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т.д. В течение последнего года функции ФКЦБ значительно расширились: ей доверено исключительное право государственной регистрации выпусков ценных бумаг, исключительное положение организации, имеющей право лицензирования участников фондового рынка. В период октябрьско - ноябрьского фондового кризиса, захлестнувшего и российский рынок ценных бумаг ФКЦБ принимала участие совместно с Центральным банком в программе по выводу из кризиса.
В частности, Комиссия установила единый для всех торговых площадок порядок расчета фондовых индексов и ввела жесткий регламент торгов в зависимости от его изменения.
Министерство финансов РФ министерство в составе Правительства до последнего времени регистрировало выпуски ценных бумаг корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.
Центральный банк РФ федеральный орган, действующий на основании закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг, ломбардного кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на рынке ценных бумаг кредитных организаций, регулирует дятельность на рынке ценных бумаг клиринговых организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала.
Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.
Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний.
Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:
Основным органом, контролирующем деятельность организаторов торговли на рынке ценных бумаг согласно законодательству РФ является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. ФКЦБ обладает исключительным правом лицензирования деятельности организаторов торговли, определяет статус и основные принципы деятельности биржевых и внебиржевых систем, издаёт законы, регулирующие и контролирующие их поведение на рынке.
Основополагающими здесь являются Временное положение о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг и Временное положение о лицензировании видов деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, принятые 19 декабря 1996г. Ключевыми принципами в данных положениях являются:
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации является крупнейшим заемщиком на российском рынке ценных бумаг. Вместе с тем, несмотря на быстрый рост государственных заимствований в 1993-1996 годах, размер публичных заимствований на рынке ценных бумаг в процентном отношении к валовому внутреннему продукту еще далек от размера соответствующих заимствований на развитых рынках.
Государство планирует продолжать активное использование рынка ценных бумаг для финансирования расходов федерального бюджета в части осуществления конкретных проектов и целевых долгосрочных программ.
Основные задачи государства по определению объемов и сроков заимствований на рынке ценных бумаг включают в себя:
В целях поддержания надежности и доступности государственных ценных бумаг для инвесторов Российская Федерация как заемщик:
Государственный долг, выраженный в государственных облигациях, требует как и любая другая ценная бумага некой инфраструктуры, которая позволяла бы заинтересованным сторонам в данном случае государству и инвесторам заключать сделки. В апреле- мае 1992 г. Центральный банк РФ при содействии Российско-американского банковского форума приступил к разработке экспериментального проекта по созданию рынка государственных ценных бумаг в России.
После разработки с июня по декабрь 1992г. ЦБ РФ нормативный основы проекта организации обращения ГКО, к которому подключается также Минфин РФ был проведен конкурсный отбор среди московских бирж (ММВБ, ММФБ, МЦФБ, РМВФБ) на право создания торгово-депозитарной и расчетной части проекта выпуска ГКО.
Его выиграла ММВБ, которая приступила к подготовке организационно-технической базы рынка. 25
В мае 1993 г. утверждена законодательно-нормативная база рынка ГКО, разработанная Центральным банком РФ и Минфином РФ. Правительство РФ приняло постановление N. 107 О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций РФ, в котором одобряются основные условия выпуска ГКО. Верховный совет РФ принял постановление N. 4526-1 от 19.02.93 О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций, в котором разрешил правительству РФ в 1993 году осуществить размещение займа на сумму 650 млрд. рублей посредством выпуска ГКО.
ЦБ РФ по согласованию с Минфином РФ утвердил Положение об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций (приказ ЦБ РФ N.02-78 от 6.05.93). ММВБ подписала Договор с ЦБ РФ на выполнение функций депозитария, расчетной и торговой систем на рынке государственных краткосрочных бескупонных облигаций (17.05.93).
Тогда же в мае 1993 г. на ММВБ прошел первый аукцион (18 мая) по размещению государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) со сроком обращения 3 месяца (объем выпуска -- 1,0 млрд. руб.). На базе торгово-депозитарной системы биржи начались регулярные вторичные торги, в которых приняли участие 24 банка и финансовые компании, получившие от ЦБ РФ статус официального дилера на рынке ГКО.
Таким образом, Московская Межбанковская Валютная биржа, которой посвящена данная глава дипломной работы, являясь уникальной торговой системой для размещения и обслуживания облигаций внутреннего государственного долга и обслуживая крупнейший сегмент российского рынка ценных бумаг (объем составляет 384,88 трлн. руб.) представляет из себя крупнейшую инфраструктурную организацию российского рынка ценных бумаг.
Всего в секторе государственных ценных бумаг работают более трёхсот дилеров ЦБ РФ: 303 банка и финансовых компаний ведут торги с 1200 удаленных рабочих мест
В торгово-депозитарном комплексе ММВБ на 1 января 1998 г. было открыто около 43,5 тыс. счетов отечественных и иностранных инвесторов. Кроме торгов по ГКО, в секторе государственных ценных бумаг торгуются Облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК) и облигации РАО "Всероссийские высокоскоростные магистрали" (РАО "ВСМ").26
В период становления рынка ГКО после того как Минфин РФ продемонстрировал способность точно выполнять обязательства по погашению облигаций, на рынке ГКО начался настоящий бум. В октябре Минфин РФ открыл доступ к рынку для физических лиц. Рост доверия к облигациям позволил в декабре провести размещение первого выпуска ГКО со сроком обращения 6 месяцев.
В общей сложности в 1993 году состоялось девять аукционов по первичному размещению ГКО, на которых было продано 2,3 млн. облигаций на сумму 0,177 трлн. руб. Курс Минфина РФ и ЦБ РФ на поддержание высокой привлекательности рынка за счет высокой надежности, доходности и ликвидности облигаций, а также снижение инфляции и падение процентных ставок привели к быстрому расширению рынка ГКО. В феврале ЦБ РФ официально объявил о допуске нерезидентов на рынок ГКО и возможности для них приобретать ГКО на сумму до 10% номинального объема выпуска.
Внедрив новый программно-технический комплекс, ММВБ успешно провела в марте торги по ГКО на базе электронной торгово-депозитарной системы нового поколения. Это ознаменовало начало качественно нового этапа развития инфраструктуры рынка ГКО, в рамках которого началась реализация проектов по подключению к бирже удаленных терминалов и региональных торговых площадок на биржах-членах АРВБ, а также внедрению новых финансовых инструментов на основе ГКО (фьючерсы и опционы на ГКО, репо, ломбардные кредиты и др.). Количество официальных дилеров на рынке ГКО возросло до 56. В июне ММВБ приступила к проведению торговых сессий по ГКО в ежедневном режиме.
Рынок сохранил устойчивость даже при резкой дестабилизации ситуации на других секторах финансового рынка (черный вторник в октябре 1994 г.). Развивая организационно-техническую инфраструктуру рынка ГКО, ММВБ начала подключать удаленные терминалы в офисах банков-дилеров, а также тестировать подключение первой региональной торговой площадки по ГКО в Новосибирске (СМВБ) к центральной торгово-депозитарной системе.
По итогам 1994 года общий объем рынка достиг 10,6 трлн. руб., чистый доход бюджета от ГКО составил 5, 7 трлн. руб., т.е. около 10% бюджетного дефицита.
Развитие рынка государственных ценных бумаг стало одним из приоритетных направлений жесткой финансовой политики правительства РФ, которое добилось утверждения бюджета на 1995 год с условием безинфляционного покрытия его дефицита в размере 71,6 трлн. руб. Задача привлечения в бюджет значительных средств за счет реализации государственных ценных бумаг предопределила быстрое расширение рынка ГКО, что стало возможным в условиях стабилизации валютного рынка и расширения круга инвесторов. ЦБ РФ получил возможность доразмещать на вторичных торгах часть выпуска ГКО, неразмещенную на аукционе. По итогам первого полугодия 1995 года объем рынка ГКО достиг 35,7 трлн. рублей по номиналу, а чистая выручка составила 12,9 трлн. рублей, позволив покрыть более 60% дефицита госбюджета по текущим операциям.
В июне 1995 г. на ММВБ прошел первый аукцион по размещению нового вида государственных ценных бумаг-облигаций федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК), которые имеют период обращения более 1 года и ежеквартальные купонные выплаты, определяемые на основе средневзвешенной доходности ГКО. При объеме выпуска 1 трлн. рублей было реализовано 0,588 трлн. рублей.
Одновременно в рамках торгово-депозитарной системы ММВБ начались вторичные торги по ОФЗ-ПК. Нормативной базой для их обращения стало постановление правительства РФ N.458 от 15.05.95 г. О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федерального займа (ОФЗ) .
В конце лета 1995 г. практическая реализация проекта регионального расширения рынка ГКО-ОФЗ вступила в заключительную фазу. ЦБ РФ по согласованию с Минфином РФ утвердил новую редакцию Положения об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций (15.06.95 г.) и Положение о порядке учета денежных средств по операциям с ценными бумагами на организованном рынке государственных ценных бумаг (ОРЦБ) (приказ Банка России N.02-174 от 26.07.95), которые регламентировали порядок проведения торгов расчетов по ГКО с учетом организации региональных торговых центров (РТП). ММВБ ввела в эксплуатацию новую программную версию автоматизированной торгово-депозитарной системы, которая обеспечивает поддержку РТП. 10 октября прошли первые межрегиональные биржевые торги по ГКО-ОФЗ, которые стали возможны после открытия на СМВБ (Новосибирск) регионального центра по торговле государственными ценными бумагами. подключенного к центральному комплексу ММВБ в режиме реального времени.
Одновременно осуществлен переход на новую систему расчетов (Т+1), соответствующую концепции организованного рынка ценных бумаг (ОРЦБ). После введения валютного коридора и кризиса на московском рынке межбанковских кредитов (черный четверг - 24 августа 1995 г.) рынок государственных именных бумаг стал крупнейшим сектором финансового рынка.