d9e5a92d

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Понятие социальной политики. Пол социальной политикой понимается комплекс мер, предпринимаемых государством, пс поддержанию экономической и социальной стабильности г обществе, повышению уровня жизни населения, обеспечению правовой защиты, созданию социальных гарантий в обществе.
Учитывая то, что решение задач социальной политики зависит от состояния дел в общественном производстве, приоритетно! целью государственной социальной политики является обеспечение необходимых темпов экономического роста. Прогрессивная социальная политика всегда направлена на поддержание экономической стабильности, обеспечение более равноправного и равномерного распределения и перераспределения доходов общества.
Конечной целью развития общественного производства является удовлетворение потребностей людей, а задачей социальной политики выступает обеспечение условий, создание механизмог для наиболее рационального и всеобъемлющего обеспечения этих потребностей за счет созданных обществом в данный момент благ. Дело в том что лю бое общество состоит не только из категории работающих людей в нем всегда есть лица, уже не работающие (пенсионеры инвалидъ и т.д.) и еще не работающие (дети, школьники, студенты), инвалиды которые нуждаются в заботе со стороны семьи, государства.

Государство должно поддерживать существование безработных.
Важным направлением социальной политики государстве выступает обеспечение условий для нормальной занятости населения Каждый способный к труду член общества должен иметь хотя бы потенциальную возможность трудъ ться. Для этогс необходимо не только создавать рабочие места, но и развивать образование, здра-поохранение, организовывать систему подготовки и переподготовки работников.
Одним из направлений социальной политики выступает устранение или нейтрализация негативных моментов при переходе к рыночным отношениям. Речь идете коррупции, взяточничестве, бесконтрольности по отношению к развитию теневой экономикі
Социальная политика базируется на ряде принципов среди которых в качестве первоочередных следует назвать обеспечение ресурсною потенциала для проведения социальной политики. Егс реализация осуществляется по двум направлениями одной стороны, обеспечиваются условия для развития общественного производства, создающего ресурсный потенциал для осуществления социальной политики; с другой стороны, проводится комплекс мер пс развитию самого человека: рюсту образования, повышению квалификации работников, созданию условий для здорового образа жизни.
Следующим принципом можно назвать принцип всеобщность социальной политики. Он предполагает охват социальными мероприятиями всех социально-демографических слоев и рупп населения.
Наконец, необходимо указать на такой принцип, как гибкость самой системы социальных гарантий. Она должна чуткс реагировать на происходящие и зменения в экономической и социальной сфера? развития общества.

Это особенно важно для условий переходне экономики, где неизбежны кризисные явления, инфляция рост безработицы и как следствие резкое падение уровня жизни и социальные потрясения в обществе.
Функции социальной политики. Можно назвать множество функций, но в качестве основополагающих следует выдели- ь такие.
- формирование рациональной структуры доходов і потребностей общества;
- стимулирование мотивационных, принципов активизации трудовой деятельности работников;
- обеспечение социальной защищенности всех членов общес-ва:
- согласование личных, коллективных и общественных интересов;
- учет доли каждого работника в создании и распределении общественных благ;
- развитие социальной инфраструктуры общества Формирование рациональной структуры доходов и потребностей
общества предполагает разработку цели развития общества на определенный период времени: создание целевых комплексных программ, направленных на ее реализацию формирование объема и структуры потребностей общества на определенный период с тем чтобы заложить их в обозначаемую цель развитии производства
Стимулирование мотивационных принципов активизаціи трудовой деятельности работников направлено на побуждение работников к росту производства, обеспечению ресурсного потенциала проведения активной социальной политики государства. Все источники доходов, размер и направления поступлений и расходования налогов, социальных отчислений должны быть прозрачными, по нятными каждому работнику и потребителю' общественных бла
Обеспечение социальной защищенности всех членов общества предполагает повсеместную реализацию принципа всеобщности социальной политики при этом размер социальных услуг должен решить главную задачу обеспечение прожиточно о минимума всему населению. Остающаяся часть дохода общества должна дифферег -цироваться в зависимости от трудового вклада и размера собственности.

В развитых рыночных экономиках эти принципы гарантируются соответствующими правовыми нормами и государственным! службами и учреждениями.
Согласование личных, коллективных и общественных интересов учитывает прежде всего не первоочередность решения те или иных интересов, как это предполагалось социализмом, а участие всех субъектов хозяйствования в их реализации. Степень такого участия определяется каждой национальной экономикой отдельно Так, американская рыночная модель предусматривает наибольшую активность домохозяев в решении своих не только экономических, но и социальных проблем. Японская модель рынка в решение социальных проблем активно включает фирмы.

Здесь действует принцип корпоративизма. Для шведской модели типичен приоритет государства в налаживании социального партнерства и обеспечении социальных гарантий. Что касается модели китайского рыночного социализма, здесь активно сотрудничают общественный и коллективный интересы, а через них оказывается содействие личному фактору (труду) в решении социальных проблем жизни общества
Учет доли каждого работника в создании и распределении общественных благ реализуется в разных системах по разному. Соииа лизм здесь провозгласил принцип распределения по количеству и качеству' труда Он базируется на теории трудовой стоимости и про возглашает: создающий своим трудом большую стоимость дспжен получат ь больший доход, большую долю от общественного дохода
На практике этот принцип не реализовался, а насаждалось уравнительное распределение (для раЬотников, но не управленческого персонала) В рыночных структурах учет доли каждого ведете* о~ ресурсного обеспечения производства или общественно полезных действий. Учитывается роль фактора производства, и через механизм рынка определяется долевое участие в распределении благ.
Развитие социальной инфраструктуры общества обеспечивает создание и динамику движения социальной базы общества. Приоритетную позицию здесь занимают создание условий дл* воспроизводства рабочей силы, а значит, развитие системы здравоохранения, культуры, образования, спорта и туризма, строительство и эксплуатация жилого фонда, сферы услуг и т.д.
Для социальной политики характерен разноуровневый подход В рыночных условиях будущее связано с деятельностью фирм, корпораций, благотворительных организаций. F(a макроуровне осущес вляется общегосударственная и региональная политика На мировом уровне реализуется межгосударственная социальная политика связанная с решением глобальных экономических проблем, преодолением социально экономической отсталости отдельных стран и регионов земного шара.

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО РАВЕНСТВА И СПРАВЕДЛИВОСТИ

Неравенство доходов сущность проблемы Прежде чеі? вести речь о неравенстве доходов, следует определить понятие доход*. В социально-экономическом смысле доходы населения представляют собой совокупность денежных средств, социальных выплат ? Льгот, получаемых работником и членами его семьи в виде компенсации за труд, пенсий, пособий, дивидендов, процентов, а также поступлений от занятий бизнесом Конечно, любое обществе ставит своею целью создание условий для жизнедеятельности людей, обеспечение нормального уровня жизни.

Если речь вести об уровне жизни, тс его можно характеризовать как степень обеспеченности населения необходимыми материальными и духовными благами для удовлетворения его потребностей Поскольку потребности членов общества различны, разным будет и уровень жизни разных слоев населения. Уровень жизни имеет социальный и экономический смысл.

В экономическом смысле уровень жизни характеризует обеспечение населения материальными благами и услугами Важнейшим показателем здесь может служить производство ВНП или НД на душу населеніи. Конечно, это будет усредненный показатель.
Социальный аспект уровня жизни характеризуется тем. сколько государство расходует средств на образование культуру, здравоохранение, просвещение, каков в стране уровень пенсионного обеспечения, как поставлена социальная защита населения от бедности, как вообще строится в стране политика доходов и т.д. Социальная сторона уровня жизни просматривается также в том, какую политику проводит государство по отношению к различных слоях населения: осуществляет уравниловку или дифференцирует поступление доходов. В бывшей социалистической системе хозяйствования проводилась общегосударственная политика выравнивания доходов, сводившаяся обычно к уравниловке.

Со врехіенем общество поняло, что уравниловка зло, но было уже поздно, изменить ситуацию стало невозможно Итак, на повестку распределения дохода встала проблема их дифференциации, но дифференциация ведет к поляризации интересов. В связи с этим возникает проблема оценки ситуации: дифференциация доходов это зло или благо для экономики?

Необходима в этохі плане оценка социальных последствиі дифференциации доходов Эти проблемы давно уже оказались к поле зрения экономистов.
Причины неравенства. Каковы же главные причины сущестпова ния неравенства в распределении доходов среди населения?

Таких причин множество, но основными из них можно назвать следующие: различия в способностях, образовании и профессиональной подготовке, сложность и непривлекательность работы, владение собственностью, господа во на рынке (для предпринимателей), удача, личные связи, среда.
Люди обладают разными интеллектуальныхік способностями, большинство из которых унаследовано ст родителей ь развитс об-ществом. Речь идет о чисто интеллектуальных дарованиях, физических данных и эстетических способностях. Бытовавшее длительное время представление о том, что все дети от рождения равны и лишь позже в зависимости от воспитания появляются различия в дарованиях, по сути, необоснованно.



Общество, социальная среда хюгут развить то, что изначально заложено в человеческохі организме. Сколько бь ни старались специалисты, чтобы человек начал петь или игратп на му-зыкальнохі инструменте, но этого не получается, если у него нет к этому дара Божьего, если он не унаследовал задатков от родителей, дедушек и бабушек.

Нс если эти задатки есть и они своевременно обнаружены и развиты, человек получает право заниматься особом или исключительной работой и получать за э^о более высокое вознаграждение. Эго касается не только интеллектуальных, но в равной степени и физических возможностей.

Ьысокооплачиваемымг спорт-сменами-профессионалами могут стать только редкие наделенные исключительными физическими дарованиями люди причем приспособленные к одному, двум, редко к трем видам спорта. Степень развития этих дарований позволяет в последующем рассчитывать на получение от общества соответствующего вознаграждения за труд.
Образование и профессиональные знания также предопределяют различия в доходах. Если в предыдущих рассуждениях речь шла о различии людей по природные задаткам и склонностям, здесь на первый план выдвигается роль общества, окружающей среды, семьи, стараний самого человека в получении образования, профессиональной подготовки. Даже последующее положение детей в общест ве бывает разным. Один из них может оказаться более напори стым в овладении знаниями, более целеустремленным в достижении целей, и результат неизбежно скажется труд его будет более квали фицированным, а следовательно, более нужным бизнесу г обществу.

Такой труд будет вознаграждаться выше, и доходы работника станут более значительными.
Сложность и непривлекательность работы также связаны с размером дохода. Сложный труд это более квалифицированный труд.

Естественно, он вознаграждается выше. Кроме тоге есть привлекательные и непривлекательные виды труда.

Привлекателег труд юриста, медицинского персонала, но непривлекателен труд мусорщика, уборщицы. Поскольку непривлекательного труда не избежать, обществу приходи гея вознаг раждать такой труд, учитывая степень е~о непривлекательности.
Богатство порождает богатство это' тезис относится к роли собственности в дифференциации доходов общества. Здесь речь плене о процессе реформирования собсі венностг а о том, чте владение собственностью может приносить субъекту собственности определенный доход в виде процента или дивиденда Так, около 10% семей Соединенных Штатов Америки владеют свыше 70% всех акции, примерно 85% всех не облагаемых налогом облигаций. 70% всех облагаемых налогом облигаций и околс 50% всего недвижимого имущества.

Это позволяет собственнику подобных акций и облигаций формировать самый высокий н обществе уровень доходов 50 тыс. дол. в год и выше.
Господство па рынке относится к сфере предпринимательства * бизнеса. Несмотря па предпринимаемые меры по преодолению мс нополизма в экономике, все же монополии использую приоритетность своего экономического положения, а значит.і ГОСПОДСТВЕ НЕ рынке. Даже если они не вздувают цены, то стремятся не должном уровне и продолжительное время удерживать их паевою продукцию а это приносит дополнительные доходы. Кроме гогс аналогичную предпочтительную роль выполняют государственные заказы, создающие условия для развития отдельных производств, сферы услуг или торговли.

В отдельных случаях выдаются лицензии на определенный род занятий, иногда профсоюзы добиваются приоритетности сію профессий, что содействует дифференциации доходов.
Удача часто сопутствует человеку, но столь же часто постигает егс и несчастье. Человек может вы и грач ь крупную сумму і лотерею по пучить наследство, вовремя познакомиться с влиятельным человеком и его доходы возрасту! Но бывает наоборот: заболеет член семьи, а это потребует расходов на лечение; человек может оказаться без работным, попасть в катастрофу, что скажется на доходах. Короче говоря, причин неравенства может быть много, часті і з них поддается учету и регулированию, другие предусмотреть невозможно.

По этому поли гика доходов требует разумного к себе подхода.
Стала общеизвестной дилемма: что более рационально с точки зрения результЕітивнести производства равенство или неравенство в доходах? Марксизм и пракі ика социализма утверждали общность интересов, из чего выводился тезис об экономическом равенстве потребителей. Капитализм дифференцировал работников в зависимости от их вклада я производство, в разной степени вознаграждал их труд. Последнее слово осталось за капитализмом.

И тем не менее вопрос неясен и требует отпета. Если допускается неравенство экономическое, значит, допускается и неравенство социальное.

Если исходить из необходимости экономического неравенства возникает вопрос о гом. какова должнгі быть оптимальная степень этого неравенства.
Основной аргумент в пользу равно! о распределения состоі і в том, что оно якобы необходимо для максимального удовлетворения нужд потребителя Если допустить неравенство, то степень удовлетворения предельном полезности у людей будет разной Г ри этом общая предельная полезность окажется меньшей, чем есл бы распределение дохода было одинаковым (равным) Значит, максимум полезности говорит в пользу равенства распределения доходов.
Прел ивники равенства в распределении доходен утверждают,1 то способ распределения дохода является важным фактором, определ? -юшим объем производимого и распределяемого дохода. Они исходят из того, что в сфере производственной деятельности уравнять доходы невозможно, здесь обязательно учитываются причины, порождающие неравенство, ибо эти причины логичны и объективны.
Следовательно, выравнивать доходы придется вне сферы производства, т.е. в сфере перераспределения доходоь, но ^огда единственным возможным средством здесь могут выступить налои. С их помощью можно изъять полученное одним рабо' никоі? ? передать другому. Но тогда первый потребитель окажется незаинтересованным в получении большего дохода и станет хуже работать. От этого сократится общая величина дохода.

Поэтому справедливым буде замечание, что способ распределения пирога* влияет на размер самого пирога. Чтобы сохранить стимул для увеличения производства продукции и дохода, следует выдерживать неравенство в распределении дохода. В итоге получается, что равенство доходов необходимо для достижения максимума полезности благ, но обеспечение непрерывного увеличения объема производства требует неравенства в распределении доходов.

Поэтому вывод должен быть такой нужно соблюдать неравенство в распределении, но это неравенство должно выдерживаться в разумных пределах, чтобы обеспечить возможный в условиях неравенства максимум удовлетворения потребностей.
Кривая Лоренца. Проанализировав процесс формирования доходов различных групп населения США за весьма продолжительный период (несколько десятилетий), Лорены выявил рях закономепнос тей, смог графически выразить тенденцию в движении неравенства доходов.

Построим на графике кривую Лоренца (рис 7.1).
Теоретическая возможность абсолютного равенства в распределении доходов представлена биссектрисой, выходящей из у ла 0. Точки а, Ь, с, d... обозначают величины доходов семей, а проведенна? через них кривая и представляет собог кривую Лоренца. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство и криво! Лоренца указывает на степень неравенства доходов. Если бь распределение доходов было абсолютно равным, тогда кривая совпал? бы с биссектрисой.

Абсолютное неравенство обозначается пунктом в точке/ в таком случае кривая переходит в систему координат Какова же практическая значимость кривой Лоренца? Она состоит і том, что принцип построения кривой может быть использован для анализа и сравнения доходов населения страны региона, населенно



ноге пункта в различные периоды времени: с помошыоэтой кривой можно сравнивать доходы населения различных стран, можно сопоставлять доходы и выявлять неравенство распределения между различными слоями населения В поеледуюшем это можно использовать, в реализации экономической политики государства.
Неравенство л распределении доходов вычисляется посредством так называемою коэффициента Джини, когда площадь заштрихо-ванной фигуры (рис. 7.1) соотносят с площадью треугольника ЛВС.

Чем сильнее отклонение кривой Лоренца, тем больше коэффициент Джини и тем больше степень экономического и социального неравенства в обществе. Для наиболее развитых рыночных стран коэффициент Джини составляет значение 0,270,33.
Показателем дифференциации доходов может служить также децильный коэффициент. Для его расчета берется усредненный показатель для 10% наиболее высокооплачиваемой категории работников и такой же усредненный показатель для І0% наименее обеспеченных работников. Их соотношение дает децильный коэффициент Понятие бедности.

Следствием неравенства в распределении является бедность. Бедность не поддается точному определению хотя имеет и социальное, и экономическое звучание. Часто о бедностг судят по чисто внешним признакам: много нищих на улице, беднс одеты люди, неуютно в местах общественного пользования, не чистятся мостовые и т.д.

С этим может мириться только бедное государство.
Бедность имеет и чисто экономическое звучание. В пшрокох смысле этого слова о бедности можно говорить, если основные потребности семьи превышают имеющиеся у нее средства для их удовлетворения.

Средства семьи формируются за счет текущих доходов, имеющихся сбережений, трансфертных платежей, собствен ности и т.д. Что касается потребностей семьи, то они обусловливаются множеством факторов, среди которых следует выделить ее размер, здоровье, возраст членов семьи, числе трудоспособных принадлежность к той или иной социальной! группе населения і т.п
Понятие бедности относительно. То, что для условий США означает жить в бедности, для развивающихся стран может казаться благом или даже раем. В одной и той же стране состояние бедности также неоднозначно.

В период экономического спада восприятие бедности одно, а в период подъема производств? другое. Для определения статуса бедности используются различные показатели, которые имеют прямое и косвенное значение. Конечно, нищій бедный человек.

Но когда говорят о дееспособном состав? населения, здесь используются такие показатели, как уровень жі знп. прожиточный минимум и др.
Понятие уровня жизни однозначно определить трудно и даже невозможно. Нет таких универсальных показателей, которые бы охарактеризовапи это состояние.

Обычно используется система показателей, важнейшими среди которых выступают: заработная плата, уровень пенсионного обеспечения, жилье, развитие здравоохранения, уровень культуры и т.д. Комплексное рассмотрение этих показателей! может дать представление об уровне жизни людей
Прожиточный минимум определяется размером дохода, позволяющим удовлетворить минимум потребительских запросов ерщ ней семьи. Размер прожиточного минимума подвижен и зависит главным образом от состояния экономики и политики государства в области распределения доходов.
Еще один показатель обычно характеризует черту бедности это понятие индексации доходов. В условиях стабильно функционирующей экономики редко приходится сталкиваться с индексацией доходов.

К этой мере прибегать практически не приходится, но как только производство начинает давать сбои, появляются инфляция, безработица, и тогда государство включает систему социальной подпитки различных слоев населения и на повестку дня ставите? проблема индексации доходов. Индексация может высупать в виде единовременных денежных выплат, могут быть компенсированы потери денег на вкладах, произошедшие вследствие инфляции, и т.д.

Чаще всего индексация производится чтобы сгладить негативные последствия повышения цен, особенно на производственные това ры и услуги, ибо эта мера в наибольшей мере затрагивает насущные жизненные интересы людей.

ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

Государства экономически развитых стран разрабатывают и осуществляют комплекс мер по регулированию доходов населения. Борьба с бедностью стоит в центре этой деятельности, она связан* со значительными денежными издержками Здесь обычно выделяются два аспекта работы: с одной стороны, проводятся мероприятия по социальному страхованию населения в связи с уходох на пенсию К этому разделу помощи относятся и пособия по безработице, ибо они также вычитаются из заработка работника и затем возвращаются ему как заработанные ранее деньги.
С другой стороны, выступают программы государственной помощи или благотворительные программы, в соответствии с которыми пособия предоставляются тем, кто не может заработать эти средства сам по тем или иным причинам. Программы эти финансируются за счет среде гв, аккумулируемых государством в виде налогов с населения, хотя они называются государственными благотворительными программами.
Кроме названных средств регулирования доходов и борьбы с бедностью, разрабатываются еще специальные программы государ ственной помощи. Они касаются лиц, которые не могу работать престарелых, инвалидов с детства, нетрудоспособных Подобные программы имеют целые установить некий минимальный уровень дохода для указанных лиц, с тем чтобы они были относительно незави епмы от семей, родственников и близких в плане жизнеобеспечения.
Большинст во цивилизованных стран используют также систему помощи неполным семьям с детьми. Цель подобных программ оказание помощи сиротам, семьям, в которых деты нс имеют фикан-совой поддержки одного из родителей вследствие их смерти, гибе потери трудоспособности, разводя или ухода из семьи.



Содержание раздела