В ряде стран практикуется реализация программ предоставлен продовольственных талонов. Цель этих программ состоит в том, чт бы обеспечить лиц, имеющих низшие доходы, минимумам продовольственных товаров.
По этой программе семьи, имеющие низкие доходы, получают талоны, которые подлежат обмену на пищевые продукты. Нечто аналогичное происходит с финансированием рас ходов на медицинское обслуживание.
Кроме непосредс~венных суб сидий из государственных источников, различного рода выплаты производятся также из муниципальных бюджетов. Каждый член об щества вправе рассчитывать на получение не только экономических, но и социальных благ Общество обязано подумать над обеспечением социального равенства людей, в противном случае оно нс сможет считаться справедливым.
Речь в данном случае идет о равном о- но шепни людей к средствам производства, равном положении людей перед законом, равном праве на образование, на охрану здоровья и т.д. Речь идет о том, что любой член общества должен иметь равное право на получение, наряду с материальными, духовных ценностей.
Социальное равенство предполагает наличие справедливости. Люди м о гут б ы гь д о п у ще н ы к получению социальны? бла. нс уровень реально получаемых благ может быть неадекватным Здесь могут действовать стаж работы, занимаемая в период трудовог деятельности должность и т.д. С одной стороны, это справедливо, а с другой нет.
Конечно, социальные блага должны быть дифференцированными относительно прошлого трудового вклада, но целая их совокупность не должна быть дифференцированной Как можно дифференцировать медицинское обслуживание престарелых, инвалидов? Очевидно никак. А вот пенсионное обеспечение может и должно быть дифференцированным с учетом прежней заработной! платы.
Така?: реализация социального равенства позволит решать проблему роста эффективности общественного пооизводгтва.
Проблемы социальной защищенности очень тесно увязываются с проблемами реформирования системы заработной платы Причем особый интерес вызывает разработка этих вопросов примень тельнс к сельскому хозяйству, так как в этой сфере экономики сложился са мый низкий уровень оплаты труда и здесь специфика производства не позволяет эффективно работать механизму мотивации и стимулирования труда R такой степени, как это происходит или может происходить в других сферах экономики При построении мотивационного механизма применительно к переходной экономике особую актуальность приобретает возможность регулирования оплаты труда с пелыо обеспечения социальной защищенности работников. Важнейшими направлениями этой деятельности выступают: выработка принципиально нового подхода к понимание самой сущности заработной платы; выявление природы минимальной заработной платы; разработка механизма дифференциации заработной плать с учетом сложности условий труда; определение осног коллективно-договорного регулированіи трудовых отношений.
Реформирование аграрных отношений положительно сказалось на сущностных принципах организации заработной платы. Ныне трудовые коллективы сами устанавливают форму, системъ и размер оплаты труда. Государство участвует в этом процессе, но косвенно, регулируя с помощью налогов доходы работников, устанавливая минимальный размер оплаты труда в зависимости от прожиточного минимума.
Складывается представление, что понятие минимальной заработной платы возникло в связи с кризисной ситуацией в экономике и падением уровня жизни населения в бывших социалистических странах и республиках СНГ 1 то не соответствует действительности.
Впервые принцип государственного регулирования минимальной заработной! платы был применен в Австралия в 1886 г С этой целью на предприятиях из числа предпринимателей, рабочих, представителей профсоюзов создавались Советы, уполномоченные устанавливать справедливую минимальную заработную плату для своих отраслей экономики. На основе обобщения этого опыта парламент Великобритании в 1909 г. принял закон о введении минимальной заработной платы в четырех наиболее низкооплачиваемых отраслях экономики Впоследствии законы о минимальной заработной плате появились во Франции (1915), Норвегии (1918), Австрии (1918), Чехословакия (1919) и в других странах Европы. В 191? г подобные законы быля ірнняты в Канаде и Мексике, а еще ранее (и 19.2 г.) законы были приняты в ряде штатов Америки.
В послевоенные годы аналогичные законы были приняты повсеместно, во всех странах мира. В основу подобною законодательства закладывались рекомендации Международной конференции труда от 1928 г. С процедуре установления минимальной заработной платы для занятых в сфере производства и торговли. В 1951 г. процедура установления минимальной заработной платы была распространена на сельскохозяйственных рабочих. В том же 1951 г. Международной конференцией труда быля приняты рекомендации Об установлении 'минимальной заработной гі.чать с особым учетом разнииаюшихся стран С образованием Организации Объединенных Наций Международная конференціи труда бы/а реорганизована в Международную организацию труда.
С 1954 г. членами этой организации стали СССР. Украина и Белоруссия.
Минимальная заработная плата определяет нижний предел оплаты труда. Он устанавливается исходя из необходимости удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Каждая странг устанавливает спой уровень минимальной заработной платы с учетох экономического развития, менталитета нации, тем не менее Конвенция МОТ от 1951 г. определяет следующие факторы, которые должнь закладываться в основу минимальной заработной платы
- потребности работников и их семей. Принимаются во внимание общим уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия;
- экономические соображения, включающие требование экономического развития, уровень производительности труда, возможности поддержания должного уровня жизни.
В современных развитых странах регулирование минимальной заработной платы не проводится, так как она применяется пс отношению к населению с низкими доходами. Здесь же заработная плата регулируется посредством коллективных договоров, заключаемых между предпринимателями и профсоюзами.
Независимо от системы установления минимальной заработной платы за ее пределами обычно остаются люди, занятые иг. мелки) предприятиях, и сфере услуг, в сельском хозяйстве, домашняя прислуга, ученики на производстве.
Современный механизм регулирования оплаты трудг сводится к двум основным моментам определению минимально! заработной платы н индексации ее в зависимости от роста цег ? эффективности производства. При этом регулирование минимальной заработной платы в Республике Беларусь стало основным рычагом регулирования доходов населения По своему функциональному назначению минимальная заработная плата стала подменять тарифную систему.
С учетом этого целесообразно приравнять ее к тарифной ставке первого разряда. Однако по мере стабилизации экономики всем ее секторам целесообразно возвратиться к четкому использованию тарифной системы в целях определения уровня заработной платы и ее регулирования.
Рассмотренные выше вопросы позволяют сформулировать основные направления и принципы социальной защиты населения в условиях функционирования рыночной экономики.
Направления социальной защиты. Развитие международных экономических отношений, их интернационализация и глобализация обусловили формирование международных аспектов социальной политики Последняя уже перестала быть чисто национальным свойством той или иной страны, наоборот, складываются ее общенациональные, общегосударственные направления развития и прниципь функционирования. К таким общемировым стандартам социальной политики можно отнести следующие:
- социальная политика приобрела свойство всеобщности. Это , проявляется, с одной стороны, в том, что все страны мира независимо от уровня экономического развития разрабатывают комплекс мер по обеспечению социальной защищенности своих граждан; с другой стороны, национальные системы социальной защиты населения сферой своей деятельности охватывают все слои населения, все демографические его группы;
- разработка в общемировом масштабе правового обеспечения системы социальной защиты от объективно обусловленных рисков. Речь идет о том, что население всех стран мира получает ныне гарантии социальной поддержки со стороны государства, международных благотворительных организаций на случай потерь трудоспособности, болезни, инвалидности или ущерба в случае аварии на производстве, пенсий по старости, пособиі н случай смерти кормильца и т.д.;
- адресный характер социальной политики. Это выражается і том, что, например, социальная помощь оказывается не производству или государству, где произошли авария или стихийное бедствие, а конкретным лицам, пострадавшим от этого бедствия.
1 Іричем такая адресная поддержка оказывается всем группам ш -селения, попавшим в критическую ситуацию, а не только тем из них, которые отнесены к так называемым группам риска;
- выработка общемировых подходов к классификации критериев оценки степени социальной защиты и видов льгот Так, целевые пенсии и пособия получают инвалиды и участники Великое Отечественной войны, семьи погибших военнослужащих и бывших узников фашистских концлагерей, реабилитированных граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, многодетные семьи, матери-одиночки и т.д. Виды льгот в услуг также соотносятся между собой. Это могут быть льготы на оплату жилья, топлива, налоговые льготы, на проезд ь общественном транспорте, в обеспечении жильем, лекарствами, санаторно-курортном обслуживании и т.д.;
- такие формы социальной помощи, как благотворительные акции, меценатство, бесплатные социально-бытовые услу и и питание и т.д.
Принципы социальной защиты. Практика социально? защиты населения выработала ряд принципов ее организации. Остановимся на следующих:
- принцип надежности системы социальной защиты населения. Он предусматривает разработку системы правового обеспечения проводимых мер по социальной защите, создание самой системы социальной защиты и механизма ее реализации, разработку комплекса целевых региональных протэамм, дополняющих и развивающих республиканские и федеральные программы социальной защиты с учетом демографических, социально-экономических и других особенностей региона и наличия г его распоряжении финансовых средств и используемых услуг;
Социальная пенсия будет формироваться за счет средств государства, и ее величина будет зависеть от экономического состояния обществ? на данном этапе развития. Дополнительная пенсия будет начинаться обществом тогда она будет выплачиваться из государственны) средств, либо же работник сам будет производить дополнительные отчисления в пенсионный фонд, и тогда она будет иметь своим источникам эти отчисления и проценты за их хранение в банке;
- принцип регулирования и соотношения сверхвысоки) и низких доходов различных групп населения, с тем чтобы сглаживать экономическое неравенство в обществе и предотвращать возможные социальные взрывы и потрясения
- принцип селективности (избирательности) предполагает поддержку государством малообеспеченных граждан через посредство разработки и реализации гибких программ, имеющих целевое назначение по охазанию помощи детям нуждающихся родителей или сиротам через систему дошкольных учреждений (минимальная их оплата), школьные учреждения (бесплатны* учебники, бесплатные обеды), инвалидам с детства и т.д.
Эти принципы будут носить действенный характер и играть роль социально значимых в условиях обеспечения общей стабильности экономического, социальною и политической положения в обществе.