d9e5a92d

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

средняя склонность к сбережениям) капиталоотдача или потенциальная средняя производительность инвестиции.
Таким образом, темп роста чистых инвестиций, обеспечивающий полную занятость населения и загрузку производственных мощностей, должен быть равен произведению капиталоотдачи на долю сбережении в национальном доходе. Например, если о = 0,2 и а = 0,2, то темп роста инвестиций равен 0,04.
Модель Р. Харрода основана на кейнсианском условии макроэкономического равновесия, имеющем вид /= S. Исследователь в анализе использует две формулы, одна из которых отражает условие статического равновесия, а вторая динамического. Р. Харрод полагает, что предложение сбережений является устойчивой функцией потребления, а спрос на инвестиции зависит от темпов роста национального дохода и величины капиталоемкости, тогда условием статического равновесия будет следующая формула, характеризующая равенство сбережений и инвестиций:
S = Сх С,
где S доля сбережении в НД;
С капиталоемкость;
G темп роста НД
или
G = AY/Y; S=S/Y; С= I/AY
Из этой формулы выводится условие динамического равновесия. Предположим, что величина капиталоемкости определяется техническими условиями и является постоянной.

Это требуемая капиталоемкость С . Доля сбережений в длительном периоде также имеет тенденцию быть постоянной (из-за устойчивости функции потребления). Отсюда следует, что темп роста национального дохода должен быть тоже постоянным и определяться отношением;
G = S/ С ,
где S относится к прошлому периоду;
G и С, требуемые для динамического равновесия величины.
Темп роста национального дохода (G ) был назван гарантированным (warranted), поскольку призван обеспечить полное использование существующих производственных мощностей.
Необходимо отметить, что наряду с гарантированным Харрод использовал понятие естественного темпа роста Под последним он понимал такой темп роста национального дохода, который обеспечивает полную занятость растущего предложения труда. Соотношение же между этими двумя темпами определяет экономическую конъюнктуру Если гарантированный темп роста превышает естественный, то вследствие недостатка трудовых ресурсов ожидавшийся предпринимателями фактический темп роста не будет достигнут.

Результатом этого будет сокращение инвестиций и возникновение депрессии В случае же превышения естественного темпа роста над гарантированным избыток трудовых ресурсов позволит увеличивать инвестиции, результатом чего будет превышение фактического роста над ожидаемым.
Таким образом, рассматривая расхождения между фактическим темпом роста (G) и гарантированным, Харрод приходит к выводу, что в рамках рыночной системы нег автоматического механизма, который позволял бы восстанавливать нарушенное равновесие. Отсюда неокейнсианцами делался вывод о необходимости государственного регулирования экономики.
Неокейнсианская теория экономического роста внесла троякий вклад в развитие экономической мысли. Во-первых, при достаточной степени упрощенности и крайней степени агрегированное™ модели позволили анализировать связи между макроэкономическими параметрами в стабильных технико-экономических условиях. Во-вторых, теоретики показали особую роль спроса на инвестиции для достижения динамического равновесия.

И более того, из их моделей следовало, что главным инстру ментом повышения темпов роста являются инвестиции. В-третьих, данная теория развила идеи вмешательства государства в экономику.
Неоклассические теории роста. Приблизительно с середины 50-х гг. теории экономического роста претерпевают существенные изменения Доминирующее положение в экономической мысли начинает занимать неоклассицизм.

Подобно тому как неокейнсианские идеи выросли из критики теории Кейнса, так и неоклассическая теория развивалась на основе отказа от неокейнсианских моделей.
Неокейнсианство критиковали потрем направлениям. Во-первых, за то, что в качестве фактора роста рассматривалось только накопление капитала, а все остальные факторы (технические нововведения, квалификация рабочей силы, уровень организации производства) игнорировались.

Во-вторых, зато, что капиталоемкость рассматривалась как величина, определяемая только техническим прогрессом и не связанная с изменением цен и объемов ресурсов В-третьих, за недооценку способностей рыночной экономики к саморегулированию.
Неоклассическая теория экономического роста заимствовала у неоклассическом теории производства три основные идеи: 1) теорию Ж.Б. Сэя.

В соответствии с ней стоимость продукции создается тремя производственными факторами (трудом, землей и капиталом), каждый из которых вносит определенный вклад в ее создание; 2) идею о равенстве цен производственных факторов (зарплаты, прибыли) их предельным продуктам; 3) производственную функцию, что позволило рассматривать взаимозаменяемость ресурсов и перейти от однофакторной неокейнсианской к многофакторным неоклассическим моделям роста.
В современном макроэкономическом анализе наибольшее применение получила функция КоббаДугласа и ее последующие модификации. В 1928 г. американские исследователи математик Ч. Кобб и экономист П. Дуглас создали макроэкономическую модель, позволяющую рассчитать вклад различных факторов производства в увеличение объема производства или национального дохода Эта функция получила следующий вид:
Y о х К’ х L\
где К объем производства;
К и L соответственно капитал и труд; я, а, Р коэффициенты производственной функции (я коэффициент пропорциональности; а, р коэффициенты эластичности объема производства по затратам труда и капитала).
Коэффициент ос показывает, на сколько процентов изменится объем производства или национального дохода, если затраты капитала увеличатся на 1%. Соответственно, р показывает, на сколько увеличится доход, если затраты труда возрастут на 1%. Сумма а + (3 показывает, на сколько процентов увеличится объем производства или НД при одновременном увеличении труда и капитала на 1%
На основе статистического материала Ч. Кобб и П. Дуглас эмпирическим путем определили следующие параметры производственной функции: а =1,01; а = 0,25; (3 =0,75 Таким образом:
У= 1,01 х К0Л5 х L0-75,
т.е. рост затрат капитала на 1% увеличивает объем производства на '/ , а увеличение затрат труда на 1% вызывает приращение объема производства на -/4.
Дальнейшая модификация функции КоббаДугласа осуществлялась по двум направлениям. Последователи ученых стали вводить НТП в производственную функцию экзогенно (внешне) или эндогенно (внутренне) в качестве одного из факторов.
Первое направление представляет известный нидерландский экономист, лауреат Нобелевской премии Я, Тинберген. Он вводит НТП как самостоятельный фактор производственной функции, приравнивая его, таким образом, к капиталу и труду. Поскольку научно-технические изменения зависят от времени, то модель Кобба-Дугласа принимает вид:
Y ах Ках Lpx е", где е фактор времени; тс/ темп НТП.
Второе направление исследует производственные функции, в которых НТП задается внутренне, что находит свое выражение в изменении соотношений между капиталом и трудом. Вспомним, что предельная норма замещения одного фактора другим показывает, какое количество капитала требуется для замещения одной единицы труда:
MRSkl= AK/AL.
Эластичность замещения факторов производства показывает, на сколько процентов изменятся затраты капитала при изменении затрат труда на 1%:
Е* = АК/ AL х L/К = MRS* х L/K.
Смысл данного выражения заключается в том, что изменение предельной нормы замещения на 1% должно вызвать изменение соотношения факторов производства на Е%.
Рассмотрение неоклассических теорий роста было бы неполным без анализа модели Р. Солоу. опубликованной в 1956 г. В 1987 г ее автору была присуждена Нобелевская премия. В основе модели Солоу лежит допущение о полной взаимозаменяемости факторов производства. Автор использует производственную функцию КоббаДугласа, в которой труд и капитал являются субститутами и сумма коэффициентов эластичности выпуска по факторам а + (3 равна 1
Y= F(K, L).
Разделим обе части уравнения на количество труда, т.е
Y/L = F(K/L)
Таким образом, мы получили утверждение, что производитель ность труда (у = У / L) есть функция от капиталовооруженности (к = К/ L), т.е можно задать производственную функцию у f(k)
Изобразим производственную функцию графически в соответствии с законом убывающей производительности капитала (рис 8 5), т.е. угол наклона кривой уменьшается (график становится более пологим), поскольку каждая дополнительная единица капитала производит меньше продукции (предельная производительность падает).
Продукция, произведенная каждым работником .у, будет представлять собой потребительские блага и инвестиции в расчете на



одного рабочего, т.е. у = с + /. Б моделях принимается, что с = (1 s)y. Отсюда следует, что
У = ( I - 5) X у + I.
Разделим обе части уравнения на у и имеем:
1 = (1 s) + і / у, или / / у = 5, ил и і = s х у.
Последняя формула означает, что инвестиции пропорциональны доходу. Подставим сюда значение производственной функции:
і = sxf (к).
Тогда график производственной функции примет следующий вид (рис 8 6).
Итак, чем больше величина капиталовооруженности, тем больше объем производства и, соответственно, выше размер инвестиции Изобразим эту зависимость графически (рис. 8.7)
Как известно, валовые инвестиции сопровождаются выбытием капитала Пусть ежегодно выбывает ок, где о норма амортизации. Тогда общее изменение капиталовооруженности составит.
М = sxf (к) - ск.
Устойчивым будет называться такой уровень капиталовооруженности к*, при котором выбытие капитала будет равняться инвестициям.




График показывает единственность такого решения. Для всех к к* инвестиции превышают выбытие, а значит, капиталовооруженность растет, и наоборот, для к к* выбытие больше инвестиций и капиталовооруженность падает.

Устойчивый рост капиталовооруженности соответствует равновесию экономики в долгосрочном периоде. Из данной модели следовало важное заключение: высокий уровень сбережений ведет к более быстрому экономическому росту, а это ускорение движение к новому устойчивому состоянию.
Рассмотрение основополагающих неоклассических моделей экономического роста позволяет оценить вклад данного направления в развитие экономической мысли. Заслугой неоклассиков явилось то, что они: 1) выдвинули на первый план проблемы анализа потенциально возможного темпа роста и определяющих его факторов; 2) применяя производственные функции, оценили роль отдельных факторов производства, как количественных (рабочая сила, капитал), так и качественных (НТП), в процессе макроэкономической динамики; 3) обосновали при помощи теории предельной производительности оптимальный уровень цен производственных факторов, обеспечивающий полное использование ресурсов экономики.


Балансовые модели. Новое направление в исследовании экономического роста связано с работами известного американского экономиста, лауреата Нобелевской премии В. Леонтьева. В основе его подхода лежит модель общего равновесия Л. Вальраса, а также частный случай производственной функции, когда соотношение факторов производства фиксировано.

Каждая отрасль выступает, с одной стороны, как производитель, а с другой как потребитель продукции иных отраслей. Межотраслевые взаимодействия описываются системой линейных уравнений или матрицей, в которой /7 строк соответствует выпуску продукции п производителями, а и столбцов потреблению благ п отраслями. В матричной форме модель может быть представпена как:
Х=а хХ+ У
где X вектор объемов производства продукции,
Y вектор конечного продукта,
а матрица коэффициентов прямых затрат, или технологических коэффициентов, которые известны из статистики.
Возможны два варианта решения. В случае если заданы значения валовых продуктов отраслей (т.е вектор X) можно рассчитать величины конечных продуктов (У). Когда же известны значения конечных продуктов, можно определить объемы производства отраслей
Таким образом, использование межотраслевого баланса позволяет изучить взаимозависимость между различными отраслями, которая может проявиться во взаимовлиянии цен, объема производства, инвестиций, доходов и т.п. Однако наиболее ценным представляется то, что на базе межотраслевого баланса можно осуществлять прогнозирование и планирование развития экономики различных государств, поскольку, задавшись ростом одного производства, мож но определить параметры роста остальных отраслей и, тем самым, темп экономического роста *
8.3. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Согласившись с тем, что в целом экономический рост выступает желательным явлением, мы сталкиваемся с проблемой, какие меры государственного регулирования способны наилучшим образом стимулировать этот процесс. Уже отмечалось, что кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса Они обычно объясняют низкие темпы развития недостаточным уровнем совокупных расходов, который не обеспечивает необходимого прироста ВНП.

Поэтому ими проповедуется политика дешевых денег как способ стимулирования инвестиций. Для того чтобы высокий уровень капитальных вложений не приводил к инфляции, может использоваться финансово-бюджетная политика ограничения правительственных расходов и потребления.
В противоположность кейнсианцам, представители одного из направлений неоклассиков экономики предложения делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Концепция экономической динамики данного учения носит в целом критический характер и направлена на изучение сложной проблемы отрицательного влияния на темпы экономического роста необоснованного вмешательства в экономическую систему государства и профсоюзов.

Теоретики предложения считают, что, поскольку действия правительства финансируются по линии бюджета, они входят в непроизводительное потребление, отвлекают денежные ресурсы, которые в противном случае могли бы использоваться для инвестирования. Другим отрицательным фактором, по их мнению, является несовершенство налоговой системы, прежде всего высокий уровень налогообложения доходов корпорации.

Неоправданно большие налоги вносят существенные искажения в рыночные процессы, способствуют искусственному снижению предельной эффективности факторов производства. Она может уменьшиться настолько, что владельцы сбережений откажутся от инвестирования, а население предпочтет пособие по безработице заработной плате. Это вызовет сокращение реальных доходов и частных сбережений и в результате падение темпов экономического роста
Следующую причину падения темпов экономического роста теоретики предложения усматривают в государственных расходах на социальные цели. Свою точку зрения они аргументируют следующими моментами: во-первых, такая политика является причиной роста налогов и бюджетных дефицитов; во-вторых, она способствует сокращению предложения труда и увеличению уровня безработицы; в-третьих, когда, например, социальное обеспечение выступает в виде пенсий, происходит искусственное увеличение текущего потребления в ущерб сбережениям
Существенным фактором, замедляющим экономическое развитие, теоретики предложения считают покрытие дефицитов государственных бюджетов посредством государственных долговых обязательств. Дело в том, что в данном случае правительство отбирает у частного сектора кредитные ресурсы и перекачивает их в сферу собственного потребления.

Результатом становится вытеснение частного сектора с рынка капиталов. Эконометрический и теоретический анализ этого явления был впервые проведен Р Барроу, который и назвал его эффектом вытеснения частного спроса государственным Ученый утверждает, что в условиях данного способа финансирования бюджетного дефицита правительство отрицательно влияет на частное производство. При бюджетном равновесии это воздействие исчезает, финансовые рынки перестают подвергаться опустошению со стороны государства, а падение частного спроса полностью компенсируется увеличением государственного. Последователи Барроу доказали, что даже при равенстве доходов и расходов государство оказывает негативное воздействие на экономику.

Дело в том, что перераспределение совокупного спроса ведет к замене частных инвестиций на государственные либо потребительских расходов на государственные. В первом случае происходит вытеснение частных капиталовложений государственными, обладающими меньшей эффективностью, а во втором сокращение частных инвестиций.

В любом случае политика, ориентированная на управление совокупным спросом, не принесет ничего, кроме вреда, поэтому теоретики предложения требуют ее исключения из арсенала средств вмешательства в экономическую систему.
Практика развитых государств в области регулирования экономического роста включает как рекомендации кейнсианства, адаптированные к сегодняшнему дню. так и неоклассиков. В целом можно выделить следующие ее направления.
1. Государство берет на себя решение тех проблем, которые недоступны рыночной системе. Это финансирование фундаментальных исследований, производство общественных товаров, ликвидация последствии внешних эффектов, антимонопольная политика и т.п.

Указанные проблемы были рассмотрены нами ранее, и в повторном их анализе нет необходимости.
2. Антициклическое регулирование, или политика краткосрочной стабилизации. Как уже отмечалось, эта сфера деятельности начала развиваться под воздействием идеи кейнсианства в 30-е гг. Задача государства виделась в том, чтобы не допустить жестких дисбалансов рынков, а поскольку предложением управлять сложнее, то возникла необходимость регулирования спроса.

Здесь возможности государства значительно шире, поскольку реально использование бюджета и денежного обращения Глав-ным способом антициклического регулирования ергала денежная политика. При ее осуществлении государство вызывает два эффекта.

Во-первых, увеличивается объем денежной массы в обращении и прогрессирует открытая инфляция, результатом же является рост потребительского спроса (что и требовалось правительству). Во-вторых, по мере роста предложения денег начинают падать процентные ставки, конечным же итогом этого процесса становится возрастание величины инвестиционного спроса. Манипулировать совокупными расходами можно при помощи не только денежной политики, но и налоговой. В данном случае государство может во время спада уменьшать налоги, увеличивая таким образом размер эффективного спроса, а в периоды подъема проводить противоположную политику.

В этом плане хотелось бы отметить, что под влиянием идей неоклассиков политика краткосрочной стабилизации претерпевает определенные изменения. Так, инвестиционные методы, связанные с денежной экспансией и наращиванием расходов государства, уходят в прошлое, уступая место налоговой политике.

Основной расчет делается на уменьшение ставок налогообложения, и в первую очередь это относится к прибыли, поскольку последняя выступает основой инвестиционного процесса.
3. Структурное регулирование. Решая данную проблему, государство стремится снизить риск осуществления инвестиционных проектов, стимулирует предпринимателей осваивать новые сектора экономики, где перспективы получения прибыли первоначально туманны, поддерживает экспортные отрасли и т.п Осуществляя указанную деятельность, государство использует инструменты бюджетной и кредитной политики.

Может производиться распределение субсидий1, могут применяться налоговые льготы, выдаваться льготные кредиты и т.п.
4. Политика ускоренной амортизации. Она проводится посредством увеличения государством нормы амортизации основного капитала.

Это дает возможность предпринимателям быстрее обновлять средства труда. Наибольшие нормы амортизации характерны для самых передовых отраслей.

Эта политика ведет к высоким темпам обновления основного капитала, что расширяет спрос на современные средства труда, увеличивает емкость рынка, особенно для продукции передовых отраслей.
5. Налоговая политика. Под влиянием идей экономики предложения она заняла доминирующее положение в области инструментов государственного стимулирования экономического роста
Главное направление ее радикальной реформы сторонники экономики предложения видели в значительном уменьшении ставок налогообложения с целью мобилизации частного сектора экономики. Эта позиция является диаметрально противоположной кейнсианской точной настройке, одним из методов которой является антициклическое краткосрочное манипулирование налоговыми ставками для управления совокупным спросом. По замыслу теоретиков предложения снижение их должно быть дифференцированным и пропорциональным предельной эффективности капитала.

В первую очередь это относится к налогам на доходы от капиталовложений, поскольку позволит переместить в производственную сферу денежные ресурсы, которые ранее вкладывались в недвижимость, потреблялись и т.п.
Особая роль отводится и реформе налогообложения лиц с высокими доходами. Основной приводимый в этом плане аргумент состоит в том, что богатых отличает большая склонность к сбережению, чем бедных. По мнению теоретиков предложения, налоговая реформа должна была вызвать следующие эффекты Во-первых, снижение налогов на доходы от инвестиций приведет к увеличению их эффективности. С течением времени это обернется ростом объема капитальных вложений и нормы накопления, ускорится обновление основного капитала, увеличатся производительность труда и темпы экономического роста.

Во-вторых, уменьшение подоходных налогов приведет к увеличению частных сбережений и кредитных ресурсов. Согласно теории предложения объем сбережений возрастет настолько, что его хватит и для частных инвестиций, и для финансирования кратковременного бюджетного дефицита Частные сбережения рассматриваются как своеобразный резерв денежных средств, позволяющий размещать дополнительные долговые обязательства государства, не прибегая к эмиссии.
Кроме того, снижение подоходных налогов окажет положительное влияние на занятость не только косвенным путем через увеличение инвестиций, но и непосредственно путем повышения реальной эффективности трудовых ресурсов и снижения естественной безработицы. В-третьих, уменьшение налогов приведет не к росту бюджетных дефицитов, а наоборот, к их сокращению и в результате обернется сильным антиинфляционным фактором.

Для обоснования этой точки зрения используется кривая Лаффера. В-четвертых, сокращение налогов в сочетании с обязательством ликвидировать дефицит бюджета приведет к уменьшению государственных расходов и в конечном итоге обернется очищением рынков, за что и ратуют теоретики предложения.

В-пятых, снижение налоговых ставок, сокращение бюджетных дефицитов, жесткое ограничение темпа роста предложения денег позволяют полностью ликвидировать инфляцию и обеспечить возможности для беспрепятственного экономического роста.



Содержание раздела