Новая точка временного равновесия


Последнее достигается в точке E3. Однако в этой точке имеет место избыточная занятость и, как следствие, рост цен. Рост цен приведет к уменьшения реального предложения денег, что служит причиной движения LM в обратном направлении к положению LM1. Новой точкой временного равновесия будет E4. В этой точке норма процента в экономике данной страны выше, чем за рубежом.

Поэтому в страну начинается приток капитала и происходит удорожание национальной валюты, имеющее своим следствием уменьшение чистого экспорта. Линия IS вновь возвращается в положение IS1.

Таким образом, экономика описала своеобразный круг (см. график 2.13). Из приведенного анализа видно, что, если в краткосрочном плане монетарная экспансия привела к оживлению экономики, то в долгосрочном плане деньги оказались нейтральны.
Важным аспектом проведенного анализа является то, что цены и валютный курс изменялись неодинаковым темпом. После проведения монетарной экспансии в момент времени T0 денежная масса возросла с уровня M0 до M1. Вслед за этим обменный курс национальной валюты меняется очень быстро c EX1 до EX2 (например, с величины 6 руб./один $ до 18 руб./ один $), что приводит к росту конкурентоспособности товаров.

Однако вариация цен в строну увеличения от уровня P0 до P1 происходит более постепенно. Изменение данных показателей во времени приводится на графике 2.14.











График 2.14. Динамика изменения денежной массы, валютного курса и цен в экономике при монетарной экспансии в условиях плавающего валютного курса и абсолютной мобильности капитала.

Основные выводы из проделанного в данном разделе анализа сводятся к следующему.

  1. Платежный баланс представляет собой обобщенную на национальном уровне таблицу, в которой отражены все международные экономические сделки страны. Он состоит из двух основных частей: 1) счета текущих операций; 2) счета операций с капиталом. Балансирующим счетом для платежного баланса является счет изменения золотовалютных резервов центрального банка страны.
  2. Счет текущих операций описывает баланс торговли товарами и услугами, движение переводов и трансфертных платежей. Счет операций с капиталом отражает баланс прямых и портфельных инвестиций, включая движение кредитных ресурсов.
  3. Положительное сальдо платежного баланса означает, что нерезиденты должны заплатить данной стране больше, чем данная страна – нерезидентам. Если платежный баланс дефицитен, то это означает, что данная страна должна заплатить нерезидентам больше, чем они должны заплатить данной стране. Центральный банк страны продает валюту для покрытия разницы платежей при дефиците платежного баланса и скупает излишнюю валюту – при профиците платежного баланса.
  4. При фиксированном обменном курсе центральный банк поддерживает постоянной цену иностранных валют, выраженную в валюте данной страны. Для этого центральный банк продает и покупает валюту, используя для этого золотовалютные резервы.
  5. Валютный курс может быть плавающим. При чистом плавающем обменном курсе цена валюты определяется спросом и предложением. При регулируемом плавающем обменном курсе центральный банк старается поддержать валютный курс в определенных границах, используя политику валютного коридора. Для поддержания курса валюты в этих границах центральный банк прибегает к валютным интервенциям.
  6. Паритет покупательной способности (ППС) представляет собой количество одной валюты, выраженное в единицах другой валюты, необходимое для приобретения одинакового набора (корзины) товаров или услуг на рынках обеих стран ППС.
  7. Анализ совокупного спроса в открытой экономике показал, что, наряду с другими факторами, он зависит также от реального обменного курса национальной валюты и уровня реального дохода за рубежом. Рост реального обменного курса национальной валюты (то есть ее обесценение) или увеличение реального дохода за рубежом вызывают увеличение чистого экспорта и параллельное смещение линии IS вправо вверх.
  8. В условиях абсолютной мобильности капитала процентные ставки в любой стране не могут значительно отклоняться от уровня ставок, сформировавшихся на мировом рынке в течение длительного времени. Этот вывод важен для оценки последствий применения мер фискальной и монетарной политики в условиях фиксированного и плавающего валютных курсов.
  9. При абсолютной мобильности капитала и фиксированном обменном курсе монетарная экспансия практически не влияет на объем ВВП и занятость, а центральный банк не может осуществлять независимую кредитно – денежную политику. Наоборот, фискальная экспансия эффективна: в результате ее действия увеличивается норма процента, начинается приток капитала из заграницы, центральный банк скупает поступающую иностранную валюту, увеличивая тем самым денежную массу. Рост денежной массы усиливает стимулирующее воздействие на экономику фискальной экспансии.
  10. В условиях абсолютной мобильности капитала и плавающего обменного курса монетарная экспансия ведет к обесценению национальной валюты, росту чистого экспорта и объема производства. Фискальная экспансия в этих же условиях малоэффективна. Она приводит лишь к удорожанию национальной валюты, сокращению чистого экспорта, не оказывая существенного влияния на равновесный объем производства.
  11. Анализ открытой экономики с использованием модели AD–AS показывает, что гибкость цен в условиях фиксированного обменного курса позволяет экономике перейти из неравновесного состояния (дефицит торгового и платежного баланса и безработица) к состоянию внутрнней и внешней сбалансированности следующим образом. Сначала - сокращение предложения денег при продаже центральным банком валюты резидентам, уменьшение внутренних цен и, как следствие, улучшение торгового и платежного баланса.
  12. При попытке приблизить ВВП к равновесному состоянию Y* и одновременно сбалансировать внешнюю торговлю (снизить дефицит торгового баланса) правительство может столкнуться с проблемой дилеммы выбора экономической политики. В такой ситуации увеличение ВВП приводит к ухудшению торгового баланса за счет роста импорта. Такого рода противоречия разрешаются путем использования дополнительных инструментов экономической политики (повышение импортных пошлин и т.д.).
  13. В условиях гибкого валютного курса монетарная экспансия может привести к росту ВВП в краткосрочном плане. В долгосрочном плане деньги являются нейтральными, то есть не влияют на реальные экономические показатели.
<


p> Библиография к разделу 2

1. Гальперин В. М. и др. Макроэкономика / Гальперин В. М., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та экономики и финансов, 1997.

Гл. 12.

Пп. 12.1, 12.2.
2. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Гл.

6, 20.
3. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб.

М.: Гос. ком. Рос.

Федерации по статистике, 2002.

Раздел 3. Упрощенные модели экономической политики

По мере того как общество постепенно осознавало роль принимаемых правительствами решений в области экономической политики, возник вопрос о том, как следует действовать политикам. Поисками ответа на этот вопрос занимается специальная область экономической теории – нормативная теория экономической политики. Эта теория пытается найти ответы на вопрос, насколько активно правительства должны вмешиваться в экономическую жизнь, не лучше ли экономику в максимальной степени предоставить самой себе.

Если вмешательство в экономическую жизнь необходимо, то какие методы регулирования экономики наиболее эффективны.
Другое направление экономической теории занимается анализом практики экономической политики и называется позитивная теория экономической политики.
Специалисты в этой области экономической теории пытаются найти ответы на вопрос, почему, под давлением каких обстоятельств политики принимали определенные решения, проводят сравнительный анализ практики экономической политики в различных странах.
В дальнейшем в данном разделе будет рассматриваться нормативная теория экономической политики.

3.1. Цели и инструменты экономической политики

Голландский экономист Ян Тинберген в 50-е годы XX века впервые предложил комплексный анализ теории экономической политики [3]. Я. Тинберген изучил основные этапы выработки наилучшей (оптимальной) экономической политики.
Прежде всего, правительство должно определить конченые цели экономической политики. Под конечными целями понимается максимизация общественного благосостояния, интерпретируемого в том или ином виде. Далее правительство должно определить целевые показатели.

Часто под целевыми показателями понимается естественный уровень безработицы и нулевая инфляция. В качестве конечного целевого показателя может быть принята определенная величина производства ВВП или национального дохода на душу населения.
Инструментами, которыми располагает правительство для достижения той или иной цели, являются известные меры воздействия на народное хозяйство фискального и кредитно – денежного характера. Это так называемые количественные инструменты воздействия на экономику.

Но большое значение имеют и качественные инструменты, применение которых оказывает большое воздействие на формирование деловой среды в стране и в конечном итоге на достижение целевых показателей.



Содержание  Назад  Вперед