он уже приобрел кредитовый, положительный характер (258 млн. долл.). По мнению экспертов ЦБ РФ, это означает наличие незарегистрированного притока в страну иностранного капитала.
Как считают в Центробанке РФ, можно с достаточной степенью вероятности предположить, что ввозимый в страну "нестандартными путями" капитал – репатриация нелегально вывезенных в разные годы финансовых активов.
Для уточнения объема нелегально вывозимых из России финансовых ресурсов, масштабов скрытой репатриации капиталов необходимы дополнительные исследования. В настоящее время в Центре финансово-банковских исследований ИЭ РАН уже начата разработка соответствующей оценочной методики.
Причины нелегального экспорта капитала
По мнению ведущих специалистов, первопричиной оттока капиталов из России, в том числе нелегального, стала фундаментальная нестабильность ее общественной и хозяйственной жизни. Академик Л. Абалкин, ссылаясь на отечественные исследования, отметил, что базовой предпосылкой этого феномена явился "хронический многоплановый кризис общества, экономики и государства".
К числу конкретных факторов, стимулирующих процесс скрытого оттока капиталов за рубеж, могут быть отнесены следующие:
Важным фактором, способствовавшим оттоку российского капитала за рубеж явилось активное участие в этом крупного сегмента финансово-банковской системы Запада. Роль зарубежных финансовых институтов обусловлена их участием в приеме российских капиталов, обучением российских банкиров умению работать в оффшорах, содействием в реализации двойных и фиктивных внешнеторговых контрактов с завышенными ценами и т.п.
А когда в 1997-1998 гг. сальдо платежного баланса по счету текущих операций приобрело отрицательное значение, отток капитала стал расти почти исключительно за счет привлекаемых извне заимствований. Таким образом, выдаваемые России кредиты послужили одним из источников законного и незаконного обогащения частных лиц.
Последствия незаконного вывоза капитала
С позиций индивидуального инвестора, будь то фирма или физическое лицо, капиталы вправе перемещаться туда, где их выгоднее вкладывать. Однако с точки зрения интересов национального если отток капиталов превалирует над их притоком, то применительно к странам с реформируемой и, в частности, с переходной экономикой это, как правило, означает реальное сокращение ресурсов для экономического роста.
Так, по мнению Р. Дорнбуша (Массачусетский технологический институт), ежегодная утечка определенной доли ВНП за рубеж негативно сказывается на экономическом развитии страны, поскольку является прямым вычетом из ресурсной базы для внутренних инвестиций.
Отток капиталов ограничивает свободу действий правительства в проведении оптимального хозяйственного курса, дестабилизируя систему макроэкономического регулирования (ради предотвращения утечки капиталов правительства зачастую повышают реальную процентную ставку, что негативно отражается на внутреннем инвестиционном процессе) и подрывая фискальную дисциплину (практика повседневного вывоза активов неизбежно порождает уклонения от налогов, взимаемых с доходов на эти активы).
Вывоз капиталов осуществляется за счет снижения заработной платы и уровня жизни тех социальных слоев, которые не имеют возможности перевести свои накопления в иностранные активы.
Результатом нелегального экспорта капитала является ухудшение возможностей страны по обслуживанию внешнего долга. Анализ практики латино-американских стран, проведенный Л. Рохас-Суарес, показывает, что если страна лишается доступа к займам международного финансового рынка (по причине начавшихся нарушений в области обслуживания внешнего долга), то она вынуждена "оплачивать" возросшие масштабы бегства капиталов путем либо расходования золотовалютных резервов, либо сокращения жизненно важных импортных закупок.
И то, и другое уменьшает ресурсные возможности страны по поддержанию устойчивого экономического роста".
В условиях России утечка капитала ведет к снижению уровня благосостояния общества. Отлив капиталов затянул процесс финансовой стабилизации в стране, значительно отодвинул во времени перспективу возобновления экономического роста, усилил ее зависимость от иностранных займов и создал угрозу критического нарастания величины издержек по обслуживанию внешнего долга.
Либерализация внешнеэкономической деятельности и связанная с ней возможность бесконтрольного вывоза капитала усиливала стимулы для правонарушений и преступлений на внутреннем рынке.
Являясь следствием высокой криминальной активности, несовершенной экономической политики, недоверия населения и бизнеса к финансовым институтам, а также общей нестабильности, нелегальный вывоз капиталов оказывает обратное негативное воздействие на экономику, лишая ее и без того дефицитных инвестиционных ресурсов и ограничивая возможности выбора государством оптимального экономического курса.
Каналы незаконного вывоза капитала
Часто провести четкое разграничение между юридически законными и незаконными формами вывоза из России финансовых ресурсов весьма трудно. Примером однозначных правонарушений является невозврат резидентами экспортной валютной.
В большинстве случаев утечка капиталов осуществляется не в нарушение, а в обход действующих законодательных норм, то есть в тех легальных, полулегальных и легализованных формах, которые, не будучи запрещены де-юре, оказываются допустимыми де-факто из-за пробелов в федеральном законодательстве. Российские криминальные группы применяют нестандартные приемы и способы переброски ресурсов. К числу основных каналов утечки капиталов из России относятся следующие: