d9e5a92d

Социально-экономические последствия теневой экономической деятельности


Примечания

  1. Пномаренко А. Неучтенные доходы и структура ВВП. – Вопросы статистики. 1997. – № 4. – С. 18-19.
  2. Свенссон Б. Экономическая преступность. – М.: Прогресс, 1987. – С.
  3. Бокун Н., Кулибаба И. Проблемы статистической оценки теневой экономики. – Вопросы статистики. – 1997. № 7. – С. 14-15.
  4. Борьба с экономической преступностью за рубежом: Реф. Сб-к, Вып. 1. М.: Академия МВД СССР, 19991. – С. 93.
  5. Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке. Утверждены приказом ГКАП РФ от 3 июня 1994 г. N 67.
  6. Одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года. Протокол N 6
  7. См.: Танасевич В.Г., Орлов Я.В., Шрага И.Л. Проблемы выявления хищений. – Сб.: Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 23. – М., 1975.
  8. Коттке К. "Грязные" деньги – что это такое?: Справочник по налоговому законодательству в области "грязных" денег. – М.: Издательство "Дело и Сервис", 1998. – С. 466.


1.9. Социально-экономические последствия теневой и криминальной экономической деятельности
Теневая и криминальная экономика является сегодня составным элементом хозяйственной системы. Негативные последствия присущи всем видам и проявлением криминальной и теневой экономики.

Однако в ряде случаев некоторые теневые процессы оказывают также и некоторое позитивное воздействие. Эти немногочисленные ситуации рассматриваются в последней части параграфа.
В этом параграфе рассматриваются преимущественно негативные последствия криминализованной теневой экономической деятельности, неразрывно связанной с совершением общественно вредных незаконных деяний. При определенных условиях криминальная экономика превращается в доминирующий, системообразующий сектор экономических отношений, определяющий направленность развития всей социально-экономической системы и создающий условия для своего функционирования. В наиболее сложных случаях криминализации подвергаются и государственные институты, органы власти и управления, демократические учреждения, контролирующая, правоохранительная система. Известны случаи, когда криминальная экономическая деятельность становится основой международной специализации, определяющей место страны в международном разделении труда.

Конкретные социально-экономические последствия криминальной экономики крайне многообразны как многообразна и разнопланова самая эта деятельность. Рассмотрим наиболее значимые ее последствия. Негативные последствия теневой и криминальной экономической деятельности проявляются в различных социально-экономических деформациях:

  • деформация налоговой сферы;
  • деформация бюджетной сферы;
  • влияние на эффективность макроэкономической политики;
  • воздействие на кредитно-денежную сферу;
  • деформация структуры экономики;
  • влияние на экономический рост и развитие;
  • влияние на инвестиционный процесс;
  • влияние на состояние природной среды;
  • деформация структуры потребления;
  • влияние на режим конкуренции и эффективность рыночного механизма;
  • влияние на условия воспроизводства рабочей силы
  • влияние на эффективность производства и разделение труда;
  • влияние на систему международных экономических отношений.

Позитивные стороны теневой экономики, денежно-кредитной сферы, рынка труда. Значимое деструктивное влияние оказывает она на режим конкуренции, эффективность производства и разделение труда, на условия воспроизводства рабочей силы, структуру потребления, структуру производства, природную среду.

Существуют также и значимые неэкономические последствия.
1. Деформация налоговой сферы находит проявление во влиянии на распределение налоговой нагрузки и, как следствие, сокращении бюджетных расходов и деформация ее структуры.
Сокрытие экономической деятельности от контроля и уклонение от уплаты налогов приводит в возрастанию налогообложения доходов, получаемых законопослушными налогоплательщиками. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности.
Последствием нелегальной занятости является вытеснение из сферы общественно-полезного труда легальных работников. Общий объем производства не увеличивается, а официальная его часть становится меньше, что приводит к снижению налоговых поступлений.



Таким образом, сокрытие даже разрешенной законом экономической деятельности вызывает перераспределение доходов и собственности путем деформации налоговой политики и налоговых отношений.
2. Деформация бюджетной сферы проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформация его структуры.
Сокращение доходов бюджета является причиной недофинансирования государственных институтов регулирования экономики (контролирующих, правоохранительных органов), их ослабление и деградация в тот период, когда наиболее сильна потребность в обеспечении прав и законных интересов участников экономических отношений. Расходы федерального бюджета на реализацию Программы борьбы с преступностью в 1996 году профинансированы только на 29% от утвержденного годового показателя за счет средств, выделяемых МВД России на основную деятельность. В первом квартале 1997 г. данная программа не финансировалась.

Ни в 1996, ни в 1997 году средства в Государственный фонд борьбы с преступностью не поступали (1).
Не менее важным результатом сокращения государственных расходов является сокращение и недофинансирование социальных программ. Это происходит в тот период, когда уровень социальной дифференциации населения достиг критической величины и значительная часть населения живет ниже уровня бедности.

Таким образом, высокая социальная цена реформ усугубляется неэффективной социальной политикой.
В бедных странах сокращение средств, предназначенных для осуществления социальных программ и инвестиций в целях развития, ставит под угрозу социальную стабильность и прогресс.
Резкое сокращение государственных расходов обострило структурный кризис, поставив в тяжелое экономическое положение предприятия военно-промышленного комплекса и других отраслей обрабатывающей промышленности, где сосредоточены высокие технологии и наиболее квалифицированный трудовой потенциал.
Недофинансирование государственных расходов является одной из важнейших причин кризиса неплатежей, охватившего российскую экономику. Невыполнение бюджетом своих обязательств является одной из причин обострения проблемы неплатежей, ухудшает финансовое положение предприятий реального сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправных стратегий выживания. Прямой вклад долгов бюджета в образование чистой задолженности экономики в целом составляет, по экспертным оценкам, 24% (2). Однако с учетом отдаленных последствий один рубль вовремя не выплаченный бюджетом по своим обязательствам, порождает 6-7 рублей неплатежей по всей цепи экономических отношений.

С учетом этого бюджет является причиной до 2/3 всех неплатежей в стране (3).
Уменьшается роль государства в поставке на рынок общественных благ – образование, здравоохранение, культура, которые финансируются на 30-50%.
Значительные масштабы имеет неэффективное распределении бюджетных ресурсов в результате коррупции и незаконной лоббистской деятельности, перераспределение экономических возможностей за счет незаконного предоставления льгот, лицензий, квот, иных привилегий. В качестве примера можно привести выявленные факты злоупотреблений должностных лиц Федеральной продовольственной корпорации (перерасходование бюджетных средств, выделенных правительством на закупку зерна и продовольствия).

Государству возвращено около 2 трлн. рублей из этого преступного синдиката.
3. Влияние на эффективность макроэкономической политики проявляется, прежде всего, в возрастании ошибок макроэкономического регулирования. Оно связаны, как правило, с отсутствием достоверных данных о масштабах, структуре и динамике скрытой части производительной деятельности в легальном и нелегальном секторе.

Можно выделить следующие типичные ситуации.
А) Если нелегальная экономика растет более быстрыми темпами, чем легальная, и этот факт не отражается в статистике, то правительство может продолжать политиу стимулирования экономического роста посредством расширения денежной массы и воздействия на спрос (рост государственных расходов, смягчение кредитно-финансовой политики) в то время, как в этом нет необходимости. Результатом подобной политики может стать "перегрев" экономики, сопровождающийся повышением темпов инфляции.
Если, при более динамичном развитии нелегальной экономики, товары и услуги, предлагаемые в ней, оказываются дешевле, возникает риск завышенной оценки темпов инфляции.
Возможен также вариант, когда темпы инфляции занижаются, так как в расчет не берутся цены нелегального рынка, масштабы которого могут увеличиваться при дефиците товаров на официальном рынке.
Б) Отсутствие адекватного учета масштабов нелегальной экономики может негативно отразиться на политике занятости. Если занятые в нелегальной экономике учитываются как безработные, то оценка уровня безработицы окажется выше реальной.



Содержание раздела