d9e5a92d

Источники информации о контрагенте


Причем, кредиторская задолженность в данном случае – это просрочка платежей по кредитным операциям; несвоевременная оплата товаров, купленных в кредит, оказание услуг и выполнение работ с оплатой в кредит; обязанность оплатить ценные бумаги (векселя, облигации, казначейские обязательства), предоставленные кредитору в качестве оформления кредитного договора и др. Сигналом, свидетельствующим о намерении заемщика уклониться от возврата кредита, является то, что заемщик скрывается в период возврата кредита, продает имущество, у заемщика отсутствуют операции по банковскому счету. Источники информации о контрагенте
Важнейшее значение для обеспечения безопасности предпринимательства от возможных преступлений в отношениях с контрагентами является получение достоверной информации об их финансово-экономическом положении, деловой репутации, личности руководителей и т.п. Для решения данной задачи предприниматель может использовать следующие источники. В регистрационных органах можно получить следующую информацию:
а) об оплате уставного капитала – какая часть уставного капитала оплачена и в какой форме;
б) об учредителях юридического лица, их долях в уставном капитале;
в) о руководящих лицах контрагента с целью их идентификации, (при учреждении юридического лица в перечень документов входит протокол общего собрания, на котором назначается директор, реже – и главный бухгалтер).
Обращение в налоговую инспекцию и пенсионный фонд по месту нахождения предприятия-контрагента может дать следующие данные:
а) о наличии задолженности в бюджет и внебюджетные фонды;
б) для банков – о наличии предписаний, запрещающих производить банковские операции, т. к. при открытии расчетных, ссудных счетов на это дается разрешение налоговой инспекции и пенсионного фонда.
Лицензионная палата – информация о наличии у контрагента лицензии на осуществление данного вида деятельности. В противном случае изъятие как вещественного доказательства товаров у надлежащего приобретателя может причинить последнему убытки.
Общество по защите прав потребителей где, как правило, имеется так называемый "черный" список постоянных нарушителей, с которыми не рекомендуется иметь деловые отношения.
Местный комитет по статистике. Путем письменного обращения, за фиксированную плату можно получить бухгалтерскую отчетность и статистические данные по интересующему предприятию.
Обращение в негосударственные организации, специализирующиеся на сборе информации (создании базы данных) по неблагонадежным клиентам и партнерам. Агентства (фирмы) оказывающие специализированные информационно-правовые услуги по обобщению судебной практики по различным видам споров, в том числе хозяйственных (например, в г. Омске действует информационно-справочная система "Гарант").

Удобство данных услуг заключается в том, что вся информация разбита по тематическим блокам и сопровождается комментариями специалистов. Однако получить доступ к данной информации имеют возможность не все желающие – из-за весьма высоких расценок за оказанные услуги.
Правоохранительные органы. В соответствии с Приказом МВД Российской Федерации № 319 от 24 ноября 1994 г. "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления информации на договорной основе" Главному информационному центру (ГИЦ) МВД России и информационным центрам (ИЦ) МВД, УВД разрешается предоставлять на договорной основе информацию банковским учреждениям и юридическим лицам, действующим в сфере кредитно-денежных отношений. Предусмотрено, что информация может предоставляться о наличии, либо отсутствии в учетах соответственно ГИЦ, ИЦ следующих сведений о проверяемом лице:

  • дата (даты) и статья (статьи) осуждения за совершенные преступления;
  • факт нахождения в розыске.

Оплата за предоставление информации устанавливается в размере трехкратной минимальной оплаты труда. Региональные союзы (ассоциации, объединения) предпринимателей, которые должны обеспечивать защиту прав предпринимателей.

Однко на сегодняшний день эффективность деятельности этих организаций невысока и бремя защиты ложится на самих предпринимателей. При торговле некоторыми видами продукции может использоваться информация санитарно-эпидемиологических служб, например, о наличии сертификатов на данные продукты питания.


Перечисленные и другие источники информации о контрагентах (партнерах, клиентах, заемщиках) вполне могут использоваться предпринимателем или различными подразделениями (например, службой безопасности) в практической деятельности. Трудность же состоит в том, что не из всех организаций можно получить информацию свободно и на законных основаниях.

Многие источники предполагают тесные неформальные связи с указанными учреждениями, которыми обладают далеко не все предприниматели.
Примечания

  1. Строго говоря, по законодательству РФ могут иметь место и действия, которые можно квалифицировать как административные правонарушения, однако они не будут являться объектом рассмотрения в данном разделе.
  2. Уголовное право Российской Федерации (Общая часть). Учебник / Под ред. Марцева А.И. – Омск: Юридический институт МВД России, 1998, С. 72.
  3. Уголовный кодекс РФ, ст. 159.
  4. Шаваев А.В. Безопасность корпораций. Криминологические, уголовно-правовые и организационные проблемы. М.: Концерн "Банковский деловой центр", С. 27.
  5. Уголовное право. Особенная часть. Учебник. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998, С. 215-216.
  6. В зависимости от сложности экспертизы руководитель органа уполномоченного на ведение лицензионной деятельности может продлить срок принятия решения еще на 30 дней.
  7. Гражданский кодекс РФ, ст. 64.
  8. На основании Приложения № 1 "Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий" постановления Правительства РФ "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 20 мая 1994 г. № 498.

11.4 Коммерческая информация и способы ее защиты
Коммерческая информация и коммерческая тайна.
Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность.

Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите.
Информация, используемая в предпринимательской деятельности весьма разнообразна. Ее можно разделить на два вида: промышленная и коммерческая (1).

К промышленной относится информация о технологии и способе производства, технических открытиях и изобретениях, "ноу-хау", конструкторская документация, программное обеспечение и т.п. Коммерческая информация – о финансово-экономическом положении предприятия (бухгалтерская отчетность), кредитах и банковских операциях, о заключаемых договорах и контрагентах, структуре капиталов и планах инвестиций, стратегических планах маркетинга, анализе конкурентоспособности собственной продукции, клиентах, планах производственного развития, деловой переписке и пр.
Вся эта информация представляет различную ценность для самого предпринимателя и, соответственно, ее разглашение может привести (либо не привести) к угрозам экономической безопасности различной степени тяжести. Поэтому информацию необходимо разделить на три группы:

  • информация для открытого пользования любым потребителем в любой форме;
  • информация ограниченного доступа – только для органов, имеющих соответствующие законодательно установленные права (милиция, налоговая полиция, прокуратура);
  • информация только для работников (либо руководителей) фирмы.

Информация относящаяся ко второй и третьей группам является конфиденциальной и имеет ограничения в распространении. Конфиденциальная информация – это документированная (то есть зафиксированная на материальном носителе и с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать) информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ (2).

Часть этой коммерческой информации составляет особый блок и может быть отнесена к коммерческой тайне.
Коммерческая тайна, в соответствии с гражданским законодательством РФ (3), это информация которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.
Однако не вся информация, которой располагает предприниматель, может быть отнесена к категории коммерческой тайны.



Содержание раздела