d9e5a92d

Участники рынка евробумаг

Одно из отличий еврооблигаций от еврокредитов заключается в том, что покупатели облигаций не могут вмешиваться в дела эмитента. При заключении сделок евро-кредитного займа заемщик может взять на себя обязательство поддерживать тот или иной норматив, например, коэффициент собственный капитал / активы, при этом, если он нарушит этот норматив, заемщик, даже при современной выплате процентов, оказывается в положении невыполнения условий кредитного соглашения (technical default).

При выпуске еврооблигаций инвесторы не могут вмешиваться в дела эмитента.
Невыполнение условий соглашения по еврооблигационному займу возникает только в случае невыплаты эмитентом процентов или непогашения основной суммы долга.
Особенно быстрый рост рынка еврооблигаций происходил в 80-е годы. Если ещё в середине 70-х годов объем эмиссий составлял 5 млрд, долларов в год, то уже в первой половине 80-х он перевалил за 100-миллиардную отметку, к концу 80-х перевалил за 200 млрд, долларов, а к середине 90-х приблизился к 500 млрд, долларов.
Стоимость заимствования на внешнем рынке зависит от общего состояния мировой экономики и рынков капитала в ведущих финансовых центрах мира, прежде всего США, а также рейтинга эмитента. В январе - марте 1997 года купонная ставка по среднесрочным (3-5 лет) облигациям первоклассных заемщиков, имеющих наивысший рейтинг, составляла 6,25-6,35%, а доходность (с учетом того, что облигации редко размещаются по номиналу) 6,3-6,4%.

В тот же период доходность по государственным облигациям США с теми же сроками погашения составляла 6,00-6,26% годовых. Чем ниже рейтинг, тем выше процентная ставка и её доходность.
С позиции заемщика следует учитывать также расходы, которые он несет при эмиссии и размещении своих долговых обязательств, основными из которых является вознаграждение профессиональным участникам рынка (менеджерам займа, агентам по размещению и т.п.). Его величина опять таки зависит от рейтинга эмитента и колеблется от 0,2 до 2,5% от стоимости размещаемых ценных бумаг.

В последние же годы в связи с усилением конкуренции на рынке наблюдается снижение стоимости вознаграждения, которая уже редко превышает 1%.
Кроме того, сюда следует добавить расходы рейтинговому агентству и плату за листинг на фондовой бирже.

Участники рынка евробумаг


На сегодняшний день всех участников рынка евробумаг можно разделить на эмитентов, инвесторов и посреников.

Эмитены

Современная структура эмитентов этого рынка выглядит таким образом: наднациональные институты - 10%, государственные институты - 30%, частные финансовые институты - 37%, корпорации - 23%7. Отличительной чертой рынка еврооблигаций является надежность заемщиков.

Их репутация и кредитоспособность не должна вызывать сомнений, только тогда существует гарантия размещения выпуска. Наибольшим авторитетом на рынке пользуются наднациональные институты, к которым принадлежат Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк и другие аналогичные структуры, имеющие наивысший рейтинг ААА.
К эмитентам из группы государственных институтов относятся правительства суверенных государств, региональные органы власти той или иной страны, государственные и полугосударственные организации. Данная группа неоднородна по степени надежности.

В нее попадают как развитые страны (Канада, Швеция, Италия), так и развивающиеся (Мексика, Аргентина, Таиланд и др.). Рейтинги этих заемщиков сильно различаются между собой.

Среди суверенных заемщиков присутствует и Россия, которая за 1996-2000 годы разместила 11 выпусков еврооблигаций на общую сумму около 36,398 млрд долл.
Представленные в табл. 1 данные наглядно свидетельствуют о наличии устойчивой зависимости между кредитоспособностью эмитента и стоимостью заемных средств.

Если в 1997 г. в условиях финансовой стабилизации правительству России удавалось размещать займы с 9-10%-й купонной ставкой по цене 99-103,5% от номинала, то в 1998 г. незадолго до финансового кризиса выпускались облигации, имеющие купоны в размере 11-12,75% и ценой значительно ниже номинала - 73,8%. (см. таб. 2) Особенностью двух последних займов является то, что они были осуществлены с целью трансформации краткосрочной рублевой задолженности по ГКО/ОФЗ в долгосрочные валютные займы.

Инвесторы

На рынке евробумаг принято выделять две главные категории покубателей:
- Институциональные инвесторы - широкая группа инвестиционных организаций, такие как страховые компании, пенсионные и взаимные фонды, фонды управления активами, хедж-фонды, банки
- Розничные инвесторы Посредники
Основное действующее лицо, выводящее ценные буваги заёмщика на еврооблигационный рынок - генеральный управляющий (lead manager), часто выполняющий также функции главного регистратора (book manager). Генеральный управляющий не обязательно выступает в единственном числе, чаще встречаются генеральные соуправляющие (joint lead managers). Причём ведущую роль играет тот управляющий, кому принадлежит роль регистратора.



Генеральный управляющий возглавляет банковский синдикат, формируемый обычно в целях дивесификации рисков и максимального географического и институционального охвата при рзмещении ценных бумаг.
В составе синдиката выделяется несколько иерархических уровней:
- Старшие соуправляющие (co-lead managers)
- Соуправляющие (co-manages)

Крупнейшие генеральные управляющие рынке еврооблигаций
Место Генеральный управляющий $ млн. Количество
выпусков
Доля
рынка,
%
1 Warburg Dillon Read 41652 171 8,68
2 Morgan Stanley DW 33743 1180 7,03
3 Deutsche Bank AG 32694 144 6,82
4 Merill Lynch 31701 177 6,61
5 J. P. Morgan 29260 127 6,1
6 Paribas 28823 95 6,01
7 ABN AMRO 28491 121 5,94
8 Barclays Capital 26104 98 5.44
9 Credit Suisse First Boston (CSFB) 24338 104 5.07
10 Solomon Brothers 22619 116 4.72

Операции на рынке евробумаг

Выпуск и обращение еврооблигаций
Кредитный рейтинг
Одним из основных условий выхода на рынок является получение кредитного рейтинга. Кредитный рейтинг выражает мнение об общей кредитоспособности заемщика или же о его кредитоспособности в отношении конкретной долговой ценной бумаги или иного финансового обязательства. Рейтинг представляет собой заключение не только о способности, но и о готовности заемщика своевременно оплачивать обязательства. За долгие годы своего существования кредитные рейтинги завоевали широкое признание среди инвесторов в качестве удобного инструмента дифференциации кредитоспособности эмитентов.

Кредитные рейтинги основаны на принципах независимости, объективности и открытости. Это и есть те стандарты, которые лежат в основе признания рейтингов инвесторами во всем мире. Рейтинг присваивается только при наличии достаточной информации. Процедура включает в себя количественный, качественный и юридический анализ.

В процессе присвоения изучаем основные элементы ведения бизнеса, такие как состояние отрасли, к которой относится эмитент, перспективы ее роста и зависимость от технологических изменений и действий регулирующих органов. К числу основных факторов для суверенных рейтингов относятся не только базовое экономическое состояние страны, но также политическая система и социальные условия.
При получении запроса на присвоение рейтинга формируется аналитическую группу, состоящую из аналитиков, обладающих знаниями в соответствующих областях бизнеса. Далее назначается ведущий аналитик, который руководит процессом и служит главным контактным лицом для эмитента. Перед официальной встречей группа анализирует финансовую отчетность за предшествующие периоды, прогнозы финансовых показателей и денежных потоков, документацию по сделкам, юридические заключения и прочие данные, которые имеют отношение к предмету.

Вся конфиденциальная информация, переданная агентству, хранится на условиях строгой секретности.
Группа аналитиков проводит встречу с руководством для обсуждения основных факторов, влияющих на рейтинг, включая производственные и финансовые планы и стратегию менеджмента. Эта встреча дает эмитентам возможность затронуть качественные вопросы, принципиальные для решения о присвоении рейтинга.
Затем ведущий аналитик составляет аналитический отчет, представляемый рейтинговому комитету. Все факторы, имеющие отношение к рейтингу, тщательно обсуждаются. Каждый член комитета голосует, и после принятия решения комитетом эмитент уведомляется о присвоенном рейтинге.

Предусмотрена возможность апелляции в случае, когда предлагаемый рейтинг не отвечает ожиданиям эмитента и когда по данному вопросу имеется дополнительная информация, которая может быть рассмотрена комитетом.
После присвоения рейтинга постоянно контролируются все факторы, которые могут повлиять на него, такие как изменения в структуре капитала, поглощение других компаний или иные крупные экономические события. Обычно рейтинг официально пересматривается не реже одного раза в год, когда проводится встреча с руководством эмитента.
Рейтинги по уровню риска подразделяются на два разряда - инвестиционные и спекулятивные. Правительства некоторых стран используют градацию рейтингов в процессе регуляции финансового рынка.

В частности, в США предприятиям, привлекающим средства частных лиц, запрещено инвестировать в ценные бумаги спекулятивного разряда.
В настоящее время в мире насчитывается несколько рейтинговых агентств, заслуживших большой авторитет среди инвесторов9:
- ASP АС Australian Ratings
- Canadian Bond Rating Service
- Dominion Bond Rating Service Limited (DBRS Ltd.)
- Duff Phelps Credit Rating Company
- Объединившиеся The Fitch Investor's Service и IBCA Banking Analysis (стало The Fitch-IBCA)
- Japan Bond Research Institute
- Japan Credit Rating Agency Limited (JCR Ltd.)
- McCarthy Crisanti Maffei
- Moody's Investor's Service
- Nippon Investor Service
- Standart Poor's (SP)
Соответствие рейтингов различных агентств приведено в таблице 1
Классификация рейтингов приведена в таблице 4

Организация выпуска еврооблигаций


Размещаемые ценные бумаги могут иметь или не иметь листинг на фондовой бирже, но, как правило, он есть. Обычно листинг получается либо на Лондонской фондовой бирже, либо на Люксембургской фондовой бирже. К еврооблигациям и прочим ценным бумагам, продаваемым на еврорынках, применяются особые, упрощенные правила листинга, связанные с тем, что подобные ценные бумаги покупаются и продаются ограниченным кругом организаций, которые являются профессионалами в области инвестирования. Для получения листинга требуется опубликовать некоторые сведения (listing particulars).

Перечень этих сведений содержится в правилах по листингу каждой биржи.
К основным документам, которые готовятся при выпуске еврооблигаций, относятся:
1. Проспект эмиссии (если такого требует законодательство эмитента или если ценные бумаги получают листинг на фондовой бирже и биржа требует опубликовать проспект.
2. Соглашение о подписке (Subscription Agreement) - соглашение между эмитентом и менеджером займа, в котором указаны условия андеррайтинга, включая гарантии, обязательства, методы оплаты и пр.
3. Соглашение о финансовом агенте / Доверительный договор (Fiscal Agency Agreement / Trust Deed). В случае если заключается доверительный договор, доверенное лицо (trustee) выступает как представитель интересов инвесторов.

Если заключается соглашение о финансовом агенте, полседний, наоборот, представляет интересы эмитента.
4. Соглашение между менеджерами (Agreement Among Managers). Как правило, заключается стандартное соглашение ІРМА, которое включается в приглашение на участие в подписке (invitation telex).
5. Подтверждение аудитора (Comfort Letters). Требуется обычно при выпуске корпоративных облигаций.
6. Юридическое заключение (Legal opinion). Сведения о законодательстве по ценным бумагам страны эмитента и страны, где производится размещение.
7. Перечень существенных событий и документов (Signing / Closing Agenda). Содержит список необходимых документов и график их подписания (соглашение о подписке, публикация проспекта эмиссии), время оплаты ценных бумаг и их выпуска.
После выполнения всех предварительных регистрационных и юридических требований участники переходят непосредственно к размещению ценных бумаг. Обычно сначала в основных финансовых центрах, в которых находятся потенциальные инвесторы, пороводится серия массовых и индивидуальтых презентаций, так называемых роуд-шоу(гоаб-8Ію\у).

Участвуя в роуд-шоу, компания представляет себя и форму займа, которую она предлагает. Елавная цели презентации - размещение компанией наибольшего объема займа под наиболее низкие проценты.

Это также удачный маркетинговых ход для работы на открытом финансовом рынке.
Действие начинается с принятия топ-менеджерами банка принципиального решения о размещении займа за границей. Финансовый институт определяет рынок, на котором он собирается продавать заем.

Безусловно, интересен европейский рынок. Города, где традиционно проводятся роуд-шоу: Лондон, Франкфурт-на-Майне, Женева, Цюрих, Вена, Париж. В выборе финансового центра важно узнать уровень сотрудничества между страной эмитента (в частности, Россией) и данной страной. Большой объем продаж и закупок России в этой стране, скорее всего, обеспечат положительное отношение финансовых институтов (в данном случае) к российским компаниям.

Следующий по значимости рынок - Восточная Европа: Будапешт, Прага, Братислава и Варшава. Сейчас большое внимание уделяется нарождающимся рынкам Азии: Гонконг, Сеул, Сингапур, Тайпень. Самый трудный, но очень перспективный рынок - арабский Восток.

И, конечно, самый привлекательный - это США: Нью-Йорк, Чикаго, Хартфорд, Бостон.
Для проведения грамотного роуд-шоу обычно сперва издают хороший буклет, содержащий информацию об компании-заемщике и его стране, который распространяется на роуд-шоу. Обычно буклет содержит:
- Описание самого выпуска, его структуру, планируемый объем.
- Информацию о Генеральный управляющийе и со-менеджерах, которые представляют заем.
- Некоторые экономические и политические сведения о стране-заемщика.
- Описание банковской системы или отрасли промышленности, её истории, нынешнего состояния, экономические показатели, регулирование, проблемы и пути их решения, а также перспективы развития.
- Развернутые и наиболее полные сведения о самой компании-заемщике (менеджмент, структура, региональная сеть, предоставляемые услуги, основные финансовые показатели: баланс за три года, размер активов и капитала, качество и географический анализ кредитного портфеля, прогнозы и перспективы).
Тремя основными датами при традиционном размещении еврооблигаций являются - объявление о выпуске еврооблигаций, подписание окончательных условий (начало размещения) и день окончания размещения.
Примерно за две недели до объявления о выпуске генральный управляющий и заемщик встречаются для предварительного обсуждения условий выпуска (срок, величина купонной ставки, объем эмиссии, цена размещения). В традиционной схеме эти условия остаются предварительными до начала размещения. Назначается фискальный агент и попечитель, а также, при получении листинга, и агент по листингу. Начинается подготовка различных документов, которые подписываются между членами синдиката и заемщиком, а также самими членами синдиката.

Начинается также работа над проспектом эмиссии. Проспект содержит описание эмитента, а также предварительные условия эмиссии.
Генеральный управляющий составляет список потенциальных членов синдиката, которые смогут выступить в качестве андеррайтеров или агентов по размещению. В день объявления о начале размещения появляется официальное извещение в прессе, и рассылаются приглашения другим банкам принять участие в размещении. Потенциальным участникам дается примерно 7-10 дней на то, чтобы дать ответ. Потенциальным андеррайтерам и агентам по размещению рассылаются копия проспекта, график процедуры эмиссии и соответствующие документы, которые они обязаны подписать для того, чтобы принять участие в размещении.

Если заемщик плохо известен, в этот период он принимает шаги по рекламе, роуд-шоу в ведущих мировых финансовых центрах мира, т.е. проводит кампанию по распространению информации о себе среди потенциальных инвесторов.
Тем временем генеральный управляющий ведет книгу заявок синдиката, которая позволяет определить спрос на данные облигации. Когда становится ясна общая картина, генеральный управляющий начинает предварительное распределение ценных бумаг между членами синдиката (по мере поступления договоров на участие в синдикате).

Агенты по размещению имеют право вернуть обратно менеджеру непроданную часть облигаций, в то время как андеррайтеры обязаны купить все непроданные облигации по заранее оговоренной цене.
Менеджеры определяют окончательную цену размещения с эмитентом, причем по условиям соглашения, ценовые условия могут подлежать или не подлежать согласованию с андеррайтером. Кроме того, менеджеры займа могут самостоятельно принимать решения о том, сколько облигаций выделить каждому конкретному андеррайтеру или агенту по размещению.
В конце периода подписки менеджеры и эмитент определяют окончательные ценовые условия. Как правило, андеррайтеры имеют в своем распоряжении один день, чтобы принять или не принять эти условия (если у них есть такое право по условиям соглашения).

После этого облигации официально предлагаются к продаже. Эмитент и Генеральный управляющий подписывают соглашение. К этому времени синдикат фактически купил облигации у эмитента по фиксированной цене, но при этом эмитент не получит денег до наступления дня завершения размещения.

Печатается окончательный проспект и Генеральный управляющий извещает андеррайтеров и агентов по размещению о том, сколько ценных бумаг выделяются каждому из них.
В конце стабилизационного периода (распространения облигаций), т.е. в день завершения размещения члены синдиката перечисляют деньги за купленные ими облигации на специальный банковский счет, открытый Генеральный управляющим. Конечные инвесторы при этом получают документы, подтверждающие их право собственности на облигации (хотя это ещё не сами сертификаты облигаций). Заемщик получает деньги в соответствии с условиями соглашения, а сам синдикат расформировывается.

В финансовой прессе появляется сообщение (так называемое tomb-stone) о завершении размещения.
Желающие могут получить отдельные сертификаты облигаций. Если Генеральный управляющийами выступают американские банки, сертификаты выдаются не ранее 90 дней после завершения размещения.
В современных условиях стандартом при размещении стала так называемая купленная сделка. При таком размещении Генеральный управляющий покупает все ценные бумаги у эмитента на ранее установленных условиях (объем, купонная ставка, цена размещения) до объявления о выпуске. Подобная практика возникла в связи с увеличением финансовой мощи банков, занимающихся размещением еврооблигаций и усилением конкуренции между ними.

В борьбе за эмитента банки сразу предлагают все услуги и цену за них.
Первая купленная сделка была проведена Credit Suisse First Boston в апреле 1980 года, когда этот инвестиционный банк купил весь выпуск облигаций корпорации General Motors Acceptance Corporation на сумму $100 млн. Только после этого CSFB организовал синдикат.
Подобная схема размещения означает уменьшение роли андеррайтеров и агентов по размещению. Существует точка зрения, что при купленной сделке риск для инвестиционного банка увеличивается, поскольку здесь отсутствует период подписки, в течение которого можно определить примерный спрос на облигации.

В то же время, общий период вывода облигаций на рынок сокращается, что снижает риски изменения процентных ставок на рынке капиталов.
Ещё одним из методов размещения является аукцион. Эмитент объявляет срок и купонную ставку по облигации и предлагает инвесторам направлять свои заявки. Инвесторы, а ими могут быть как конечные инвесторы, так и банки, рассчитывающие перепродать ценные бумаги, направляют свои заявки в процентах от номинала одновременно указывая количество облигаций, которые они намереваются приобрести. Заемщик размещает облигации среди инвесторов, начиная с самой высокой цены.

Аукционная схема устраняет плату менеджерам и тем самым удешевляет заем. Однако она доступна только наиболее известным заемщикам, например, как Европейский инвестиционный банк.
Согласно схеме предложения по фиксированной цене (fixed price reoofer) Генеральный управляющий и менеджеры подписывают контракт, содержащий обязательство не понижать комиссионные путем снижения комиссионных на продажу, именно таким образом размещаются еврооблигации на внутреннем рынке США. Впервые этот метод был применен на рынке еврооблигации Morgan Stanley International в 1989 году при размещении еврооблигаций Мирового банка.

С тех пор подобным образом размещается заметная доля еврооблигаций.
Помимо этого евробонды могут быть размещены по открытой подписке (Public Issue, Offer for subscription). Открытая подписка среди неограниченного круга инвесторов осуществляется через синдикат андеррайтеров, называемых на рынке еврооблигаций, менеджерами займа.

Руководитель синдиката - так называемый ведущий менеджер, или топ-менеджер.
Размещение производится через широкую группу финансовых учреждений многим инвесторам в различных странах мира. Такие выпуски почти всегда имеют листинг на бирже.
Сертификаты ценных бумаг изготовляются в соответствии с правилами соответствующей биржи.
Если заем нацелен на небольшую группу инвесторов, он может быть квалифицирован как частное размещение (Private placement). В его осуществлении может принять участие всего один менеджер и один инвестор.

Облигации, размещаемые небольшим числом банков и приобретаемые немногими, преимущественно институциональными инвесторами. Обычно такие облигации не имеют листинга на фондовой бирже.
Механизм подписки состоит в следующем: еврооблигации обычно размещаются путем подписки на них группы финансовых учреждений - менеджеров займа. Эмитент выбирает одного или нескольких ведущих менеджеров, которые носят название Генеральный управляющийов.

Генеральный управляющий подберет менеджеров займа. Генеральный управляющий от имени других менеджеров согласовывает условия выпуска с эмитентом и в случае необходимости помогает эмитенту в подготовке проспекта эмиссии.
Профессиональные участники рынка, выступающие в роли менеджеров, объединены в Международную Ассоциацию участников первичного рынка -International Primary Markets Association. Члены ассоциации разработали свод правил, касающихся технологии размещения ценных бумаг на международном рынке, а также стандартные формы документов (соглашения, заключаемые менеджерами между собой, между менеджерами и эмитентом, стандартные условия непреодолимой силы, форс-мажор и т.д.).
Если члены эмиссионного синдиката являются членами ІРМА, по умолчанию предполагается, что они действуют в соответствии с правилами ассоциации.
В прошлом, помимо менеджеров займа, формировалась также группа андеррайтеров и группа продажи или агентов по размещению. В настоящий момент менеджеры обычно берут на себя функции и андеррайтеров, и агентов по размещению.

Иными словами, сейчас менеджер - это и андеррайтер, и агент по размещению. Андеррайтинг, как правило, осуществляют на условиях, при которых, если один из членов синдиката оказывается не в состоянии выполнить свои обязательства, они принимаются остальными членами пропорционально их доле (joint and several basis).
Кроме указанных участников в схеме организации еврооблигационного займа имеется также основной платежный агент (principal paying agent) и попечитель или доверенное лицо (trustee).
Платежный агент - банк, уполномоченный эмитентом выплачивать проценты владельцам облигаций и производить их погашение после получения денег от эмитента, платежный агент.
Попечитель или доверенное лицо займа действует в интересах и от имени инвесторов при любых нарушениях условий займа эмитентом. Если схема займа предполагает наличие попечителя, обязательно назначается основной платежный агент, действующий от имени эмитента облигаций.



Содержание раздела