способностью поддерживать оптимальный объем капитала, быть стратегическим инвестором (расширять временной горизонт планирования), диверсифицировать риск, преодолевать рыночные барьеры, снимать конфликты интересов и т.п. Очевидно, что эффективным собственником способен быть далеко не всякий акционер. Например, не только трудовой коллектив (инсайдеры) не способны к этому, но и менеджеры, обладающие зачастую весьма солидным пакетом акций, далеко не всегда оказываются в состоянии олицетворять эффективных собственников.
Поэтому весьма существенными при оценке постприватизационного состояния предприятия (с позиций приближения их к рыночной фирме) оказываются следующие факторы:
Оценка по этим критериям российских приватизированных предприятий пока не позволяет говорить об их превращении в рыночные фирмы. Интересным в этом отношении представляется взгляд Г.Клейнера39 на "нормотворческую" роль современных российских предприятий, формирующих новые социально-экономические институты традиции, обычаи хозяйственного оборота и поведения. Рассмотренное с этой точки зрения предприятие, с одной стороны, подразумевает внутреннюю целостность, а с другой, сопряжено с признанием значимости внешней институциональной роли предприятия в обществе, позволяющей ему концентрировать и эффективно использовать интересы и возможности своих деловых партнеров, работников, инвесторов, банков, представителей муниципальной и федеральной администрации, жителей прилегающих к предприятию территорий и множества других организаций и физических лиц, так или иначе связанных с предприятием (stakeholders заинтересованных лиц).
Именно институциональность рассматривается автором как внешний и внутренний потенциальный источник средств и ресурсов выживания и развития предприятия.
Следуя этой логике, автор выстраивает функционально-управленческую конфигурацию предприятия как многоугольник, вершины которого соответствуют экономическим агентам, наиболее тесно связанным с предприятием в рамках системы взаимных ожиданий, а стороны и диагонали отношениям взаимодействия, взаимного или одностороннего влияния этих субъектов друг на друга. Полученный в итоге контур оказался для российских предприятий шестиугольным, т.е. включающим шесть главных типов потенциальных "действующих лиц" (на нечетных местах физические лица, на четных относительно устойчивые коллективные субъекты) с присущими им сферами интересов, полномочий и ответственности:
Традиционное для западной теории корпоративного управления описание функционально-управленческой конфигурации в виде классического треугольника "менеджеры акционеры работники" для российских условий, по мнению Г.Клейнера, принципиально неполно, т.к. не учитывает весьма важных для отечественных предприятий реалий роль коллективов, склонность лидеров к пренебрежению мнением и интересами подчиненных, недостаточную степень законопослушания, исключительную роль "первого лица" предприятия.
Шестиугольный контур начал складываться с середины 80-х годов и устойчиво оформился к середине 90-х, пройдя несколько стадий метаморфозы, уже отмеченных в предыдущем историческом очерке исключение из функционально-управленческой конфигурации представителей вышестоящих организаций и включение (ненадолго) Совета трудового коллектива, исчезновение партийных органов и снижение роли профсоюзных организаций (например, подмена их Советами арендных коллективов на арендных предприятиях). Однако процесс формирования на этом не закончился, поскольку сложившийся контур не является сбалансированным по интересам, полномочиям и ответственности для каждого из участников системы взаимодействия, и это, являясь основной проблемой корпоративных предприятий в переходном периоде, напрямую связано с неэффективностью функционирования предприятий.
Он называет это принципом институционального разделения и функционального взаимодействия властей.
Таблица 8.6
Структура акционерного капитала (держателей акций)
по группам приватизированных предприятий, % (единиц предприятий)
Средний размер пакета акций, принадлежавших следующим держателям (число предприятий, указавших следующих держателей своих акций): |
|||||||||||||
Группировка |
Доля |
Закреплено в: |
бан- |
Инвест. |
Другие чле- |
Другие |
Зарубеж. |
Частные |
Руково- дители пред-прия-тия |
Работни- ки (в т.ч. бывшие) пред-приятия |
Другие держа-тели акций |
||
предприятий по признакам: |
к итогу, % |
федер. собст. |
обл. собст. |
муни- цип. собст. |
ки |
фонды, компа-нии |
ны ФПГ, в кот. входит данное пред-приятие |
отечест. предп-риятия |
пред-приятия и банки |
лица не ра-ботни-ки АО |
|||
I. ОПФ |
|||||||||||||
1. АООТ с гос. контролем |
15.5 (11) |
25.8 (9) |
7.2 (3) |
0.05 (1) |
- |
0.5 (4) |
3.6 (2) |
2.6 (3) |
- |
7.6 (5) |
9.3 (11) |
37.1 (11) |
6.4 (4) |
2. АООТ без гос. контроля |
70.4 (50) |
2.2 (8) |
2.5 (1) |
0.2 (10) |
1.1 (23) |
5.5 (23) |
0.9 (3) |
12.3 (27) |
0.4 (1) |
8.2 (33) |
15.1 (48) |
40.6 (49) |
1.2 (6) |
3. АОЗТ |
9.9 (7) |
- |
- |
- |
- |
- |
7.3 (1) |
3.6 (1) |
- |
10.2 (3) |
34.5 (7) |
44.4 (6) |
- |
4. ТОО |
2.8 (2) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
15.0 (1) |
- |
15.0 (1) |
22.4 (2) |
47.6 (2) |
- |
5. ООО |
1.4 (1) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0.5 (1) |
47.0 (1) |
52.5 (1) |
- |
II. Размер предприятий |
|||||||||||||
1. До 200 чел. |
8.5 (6) |
3.3 (1) |
- |
- |
- |
6.8 (3) |
- |
8.6 (2) |
- |
17.3 (4) |
16.5 (6) |
47.5 (6) |
- |
2. 201-500 чел. |
36.6 ( 26) |
5.4 (4) |
5.6 (9) |
0.02 (1) |
1.1 (3) |
3.6 (9) |
2.0 (2) |
12.8 (13) |
- |
6.6 (16) |
25.0 (25) |
41.9 (25) |
3.3 (5) |
3. Свыше 500 чел. |
54.9 (39) |
6.0 (12) |
1.4 (2) |
0.3 (1) |
0.6 (7) |
3.8 (15) |
2.2 (4) |
7.8 (17) |
0.5 (1) |
8.1 (23) |
16.2 (38) |
51.9 (38) |
1.2 (5) |
Итого: |
100 (71) |
5.6 (17) |
2.9 (11) |
0.15 (2) |
0.8 (10) |
4.0 (27) |
1.9 (6) |
9.5 (32) |
0.3 (1) |
8.4 (43) |
16.6 (69) |
48.0 (69) |
1.9 (10) |
Жирный шрифт наибольший пакет акций по каждому из держателей
Подчеркивание наименьший пакет акций у руководителей и у настоящих и бывших работников предприятий
Таблица 8.7
Среднеотраслевые размеры пакетов акций у держателей, %
Число |
Сред- |
I. Государство |
II. Юридические лица |
III. Физические лица |
IV. |
|||||||||
пред- |
няя |
Закреплено в: |
Бан- |
Инвест. |
Дру |
Другие |
Заруб. |
Не ра- |
Руко- |
Работни- |
Дру- |
|||
Наименование |
пр-й |
числ- |
федер. |
обл. |
мун. |
ки |
фонды |
гие |
отеч. |
пред- |
бот- |
води- |
ки (в т.ч. |
гие |
отрасли |
в группе |
ть ра-бот. |
собст- сти |
собст- сти |
собст- сти |
и ком-пании |
члены ФПГ |
пред-пр-я |
пр-я и банки |
ники АО |
тели АО |
бывшие) предпр-я |
дер-жат. |
|
1. Машиностроение |
8 |
757 |
9.5 |
- |
- |
2.2 |
5.4 |
- |
13.0 |
- |
3.3 |
13.4 |
52.7 |
0.5 |
2. Отрасли ТЭК |
5 |
1251 |
20.3 |
4.6 |
0.1 |
- |
0.3 |
7.6 |
3.2 |
- |
8.5 |
9.6 |
43.4 |
2.4 |
3. Связь |
1 |
153 |
20.0 |
- |
- |
- |
10.6 |
- |
36.0 |
- |
19.3 |
6.8 |
7.3 |
- |
4. Химия и нефтехим. |
2 |
2440 |
5.6 |
- |
- |
0.8 |
16.3 |
- |
10.6 |
- |
32.5 |
4.5 |
29.8 |
- |
5. Строительство |
4 |
1357 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6.3 |
- |
15.0 |
20.7 |
58.1 |
- |
6. Дерево- и лесопереработка |
3 |
479 |
13.0 |
- |
- |
- |
8.3 |
- |
- |
- |
10.0 |
14.2 |
51.1 |
3.3 |
7. Пром-ть строительных материалов |
16 |
479 |
1.9 |
7.3 |
- |
- |
3.0 |
2.5 |
13.4 |
- |
8.2 |
12.4 |
48.8 |
2.4 |
8. Речной транспорт |
1 |
984 |
25.5 |
- |
- |
- |
1.6 |
- |
- |
- |
- |
14.0 |
35.0 |
23.9 |
9. Медицинская пр-ть |
2 |
900 |
10.0 |
- |
- |
- |
19.3 |
- |
- |
- |
11.3 |
18.0 |
41.5 |
- |
10. Автотранспорт |
2 |
497 |
10.0 |
- |
- |
- |
1.5 |
- |
8.5 |
- |
0.5 |
20.5 |
59.0 |
- |
11. Пищевая пр-ть |
9 |
589 |
7.3 |
2.2 |
1.1 |
1.7 |
0.2 |
0.8 |
8.1 |
- |
3.8 |
18.5 |
52.2 |
4.1 |
12. Легкая пром-ть |
5 |
1136 |
- |
- |
- |
1.5 |
0.2 |
- |
8.4 |
- |
2.0 |
19.0 |
67.4 |
1.5 |
13. Снабжение |
3 |
212 |
- |
14.8 |
- |
0.03 |
0.3 |
- |
6.9 |
- |
23.8 |
14.1 |
40.0 |
- |
14. Мебельное пр-во |
2 |
263 |
- |
- |
- |
6.0 |
6.0 |
- |
6.0 |
- |
2.3 |
46.9 |
32.9 |
- |
15. Металлургия |
3 |
1114 |
- |
- |
- |
0.002* |
14.5 |
- |
15.8 |
6.2 |
14.0 |
35.0 |
14.5 |
- |
16.Электроная пр-ть |
2 |
2064 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
11.0 |
8.0 |
81.0 |
- |
17. Электротехничес-кая пром-ть |
1 |
1436 |
- |
- |
- |
- |
2.9 |
- |
44.0 |
- |
9.6 |
13.6 |
29.9 |
- |
18. Пр-во металло-конструкций |
2 |
274 |
- |
- |
- |
- |
8.0 |
25.5 |
- |
- |
2.0 |
37.6 |
27.0 |
- |