Планомерная форма ведения хозяйства отрицает товарную. Однако такое отрицание предполагает, что товарная уже полностью исчерпала свои возможности и заложенные в ней потенции. К сожалению, в конце 20-х годов это было далеко не так. Фактически свертывание товарно-денежных отношений сопровождалось не только развитием планомерной формы, но и частичной натурализацией экономики. Возникла такая своеобразная система, которую А.А.Богданов удачно назвал "объединенным натуральным хозяйством"968.
Функции экономического координатора в этой системе объективно должен взять на себя государственный аппарат. Роль его по отношению к обществу неизмеримо возрастала, что объективно дает повод для аналогии с азиатским способом производства.
Таблица 4
Сельскохозяйственное производство в 1-й пятилетке
Годы | |||
1928 |
1932/33 (по пятилетнему плану) |
1932 (фактически) |
|
Все посевные площади, млн. га |
113 |
141,3 |
134,4 |
в т.ч. посевные площади зерновых, млн. га |
92,2 |
111,4 |
99,7 |
Валовой сбор, млн. т |
|||
зерновых |
73,3 |
105,8 |
69,9 |
хлопка-сырца |
0,79 |
1,91 |
1,27 |
сахарной свеклы |
10,1 |
6,6 |
|
Урожайность, ц/га |
|||
зерновых |
7,9 |
Повысить на 35 процентов |
7 |
сахарной свеклы |
132 |
43 |
|
хлопчатника |
8,1 |
5,9 |
|
льноволокна |
2,4 |
2 |
|
картофеля |
82 |
71 |
|
овощей |
132 |
79 |
|
Поголовье скота, млн. голов |
|||
лошади |
32,1 |
около 38 |
21,7 |
крупный рогатый скот |
60,1 |
80,9 |
38,3 |
в т.ч. коровы |
29,3 |
35,5 |
22,3 |
свиньи |
22 |
34,8 |
10,9 |
овцы |
97,3 |
... |
43,8 |
Производство |
|||
мясо, млн. т |
4,9 |
... |
2,8 |
молоко, млн.т |
31 |
... |
20,6 |
шерсть, тыс. т |
182 |
... |
69 |
яйца, млрд. шт. |
10,8 |
... |
4,4 |
Источник: Коммунист. 1987. №18. С.85.
Директивное планирование фактически оказалось возрождением (на государственном уровне!) натуральных форм ведения хозяйства при значительном ограничении и существенной деформации товарно-денежных отношений. Естественно, что возникший симбиоз не был простым воспроизведением ни натуральных форм регулирования экономики, типичных для азиатского способа производства, ни товарных отношений, характерных для простого товарного хозяйства. Иными были уровень развития производительных сил, и тип производственных отношений. Тем не менее не следует забывать, что в переходный период "надстройка" приобретает известную самостоятельность, роль субъективного фактора возрастает. До известных пределов "надстройка" может "абстрагироваться" от экономических закономерностей, диктуемых производственным базисом.
Она в определенной мере сама оказывается творцом условий своего существования и воспроизводства. Неудивительно поэтому, что политические авантюристы, игнорирующие существующую в стране материально-техническую базу, могут принимать отнюдь не оптимальные решения и приводить в жизнь далеко не самую эффективную, с экономической точки зрения, политику. Ошибочность принятых программ обнаруживается при этом далеко не сразу.
Новоявленная авторитарная власть находит опору в жестком централизме и мелочном администрировании. Разрушению товарных связей способствовала как внешняя обстановка (капиталистическое окружение), так и внутренняя (необходимость создания собственной тяжелой индустрии как базы оборонной промышленности). Функция контроля и учета за общественным производством трансформируется в функцию организации и планирования развития системы в целом. Государственный аппарат регулирует связи между отдельными ячейками производства, определяет, какую часть находящегося в его распоряжении рабочего времени необходимо затратить на удовлетворение той или иной общественной потребности. Не закон стоимости, а планирующие органы государства решают, что, каким образом и в каких размерах производить, кому, когда и где потреблять.
С ростом народнохозяйственного организма, однако, эта задача все более и более усложняется, происходит снижение качества составляемых балансов, падение темпов роста.
Для командно-административной системы характерна крайняя негибкость в принятии и исполнении решений. Механизм адаптации к новым условиям крайне несовершенен, быстрая реакция возможна только в условиях крайней опасности. По существу, управление происходит по принципу, описанному еще в 20-е годы Л.Н.Крицманом и метко названному им "ударный нос и неударный хвост". "... К чему сводится наше «ударное» хозяйничанье? писал Л.Н.Крицман. Какая-нибудь отрасль труда объявляется ударной. «Все на имярек».
Дело идет на лад. Но тут же, как только или еще до того, как с большими усилиями удается вытащить «ударный» нос, обнаруживается, что увяз «неударный» хвост. Хвост немедленно объявляется ударным, и история начинается с начала"969.
Действительно, первоначально планирование осуществлялось на основе отраслевых проектировок. Определялись задания по важнейшим отраслям тяжелой промышленности (производству чугуна, стали, проката, электроэнергии и т.д.), и для их развития выделялись основные имеющиеся ресурсы. На удовлетворение нужд других отраслей шло то, что оставалось после решения первоочередных задач.
По существу, довоенные и первые послевоенные пятилетки не были полностью сбалансированы и всегда содержали частичные диспропорции. Лишь в 60-70-е годы происходит переход к комплексному многовариантному планированию. Однако теперь на передний план выходят новые проблемы, возникшие с ростом масштабов народного хозяйства. В начале 80-х годов Госплан составлял более 2000 балансов, имевших около 50 тыс. позиций.
В стране производилось более 12 млн. наименований продуктов труда. В этих условиях балансы приобретают все более обобщенный характер, происходит понижение качества согласования производства и распределения видов продуктов. К этому добавляется противоречие между продуктовой и отраслевой классификацией, которое не решает и межотраслевой баланс.
При планировании от достигнутого межотраслевой баланс фактически основывается на нормах затрат предыдущих лет. Отражая устаревшие технические коэффициенты, межотраслевой баланс, составляемый Госпланом, оказывался хронически консервативным.
Таблица 5
Производство некоторых видов промышленной продукции в
натуральном выражении в 1975-1989 гг., млн. т
1975 |
1980 |
1985 |
1989 |
|
Нефть, включая газовый конденсат |
491 |
603 |
595 |
607 |
Уголь |
701 |
716 |
726 |
740 |
Сталь |
141 |
148 |
155 |
160 |
Прокат черных металлов |
115 |
118 |
128 |
136 |
Железная руда |
235 |
245 |
248 |
241 |
Цемент |
122 |
125 |
131 |
140 |
Составлено по: Народное хозяйство в СССР в 1980 г. М., Финансы и статистика, 1981. С. 156-159, 178; СССР в цифрах в 1989 году. С.217, 221.
Плановое хозяйство становится чрезвычайно громоздким и неповоротливым. В начале 80-х годов число ежегодно составляемых плановых показателей оценивалось в огромную величину 2,7-3,6 млрд., в том числе в центре утверждалось порядка 2,7-3,5 млн.970. Большая часть этих показателей (до 70%) приходилась на распределение материалов и планирование поставок.
Таблица 6
Среднегодовой валовой сбор сельскохозяйственных культур
( во всех категориях хозяйств) в 1976-1989 гг., млн. т
В среднем за год |
|||
1976-1980 |
1981-1985 |
1986-1989 |
|
Зерно |
205 |
180,3 |
206,9 |
Хлопок-сырец |
8,55 |
8,31 |
8,39 |
Сахарная свекла (фабричная) |
88,7 |
76,4 |
88,9 |
Льноволокно тыс. т |
3 |
377 |
367 |
Картофель |
82,6 |
78,4 |
74,4 |
Овощи |
26,3 |
29,2 |
29,2 |
Составлено по: СССР в цифрах в 1989 году. С. 235.
Любые технические нововведения, естественно, предполагают изменение ресурсного обеспечения, направления движения новой продукции, установления новых хозяйственных связей. Чем кардинальнее изобретение, тем сильнее логика сложившейся структуры. Административно-плановая система воспринимает их с большим опозданием и достаточно болезненно, будучи ориентированной фактически на простое воспроизводство. Естественно поэтому, что растет срок службы оборудования, постоянно снижается фондоотдача. Средний срок службы оборудования составлял в отечественной промышленности 26 лет в 1989 году, превышая более чем в 2 раза существовавший официальный норматив.
Фондоотдача снизилась с 1,29 в 1980-м году до 1,03 в 1989 году971. Неудивительно, что происходило постоянное снижение темпов среднегодового прироста произведенного национального дохода. Если в 1976-1980 годах они составляли 4,3%, то в 1981-1985 3,2%, а в 1986-1989 всего лишь 2,7%972.
Однако, если элиминировать ценовой фактор и обратиться к натуральным показателям, то станет ясно, что действительные темпы роста были еще более скромными(см. табл.5, 6).
Торможению экономического развития способствовала и монополизация производства.
1.3.2. Монополизация производства.