d9e5a92d

Устинов Д. - Вексель, как средство преодоления кризиса платежей

Кризис финансовой системы ежегодно проявляется в каком-либо сегменте финансового рынка. Так 1993г. характеризовался быстрым нарастанием неплатежей в сфере материального производства, это было приостановлено проведением взаимозачета долгов.

Данная мера потребовала вливания в экономику 20-30% суммы погашения долгов, что через несколько месяцев обернулось увеличением темпов инфляции. Следующий кризис состоялся летом 1994г. Финансовые компании перестали платить по своим обязательствам.

Затем часть из них исчезла с финансового рынка, а часть пытается восстановить свою платежеспособность до настоящего времени.
В 1995г. кризис платежеспособности охватил банковскую сферу, что в августе вылилось в кризис межбанковских кредитов. Неплатежи уменьшили межбанковский рынок до менее 50% докризисного уровня.

Часть банков полностью прекратили платежи, и Центральным банком было отозванно около 315 банковских лицензий. Далее платежи прекратили многие торговые дома, считавшиеся надежными, должниками оказались даже компании ориентированные на экспорт, в т.ч. топливно-энергетического комплекса.
По некотрым оценкам кризис платежей только на 10% имеет объективные причины, в основе это задолженность федерального бюджета перед предприятиями, в основном по госзаказу, и обратная задолженность по налогам. Остальные задолженности имеют субьективный, криминальный характер и их расшивкой должны заниматься компетентные органы, которые также оказались не готовы к этому в сложившейся ситуации.
В принципе любому промышленнику для нормального функционирования производства необходимо порядка трети обращающегося между ним и его контрагентами наличности. Она используется в основном на оплату труда, а также на коммерческие и командировочные расходы.

В долгосрочных хозяйственных отношениях производителя нужны безусловные гарантии, что платеж будет произведен в строго определенное время и платежное средство для расчетов с поставщиками, которые нуждаются также в решении этих задач.
Контроль в финансовых отношениях был потерян тогда, когда производители стали требовать обязательной мены товара на денежный эквивалент. Как следствие этого стал развиваться кризис платежных отношений (платежей).
Одно из решений этой проблемы - вексель, который решает проблему быстрого расчета без серьезной потери времени прохождения платежа, позволяет планировать поступление платежей и при острой нехватке наличности есть возможность продать или заложить его, естественно уплатив определенный процент.
Естественно в этом случае для взаимодеиствия промышленных, финансовых и государственных структур потребуется создание достаточно сложной и серьезной информационной сети и структуры рынка.
Векселя широко используются и в сфере международных расчетов, и внутри рыночно ориентированных стран. Во Франции треть сделок с отсрочкой платежа внутри страны оформляется векселями. В ФРГ учет векселей и ломбардные ссуды позволяют Бундесбанку успешно регулировать денежную массу в обращении.

На американском континенте вексель широко используется для оформления внешнеэкономических сделок.
В бывшем Советском Союзе Правила безналичных расчетов предусматривали порядок расчетов на основе взаимных требований через банки. В действующем Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации о зачетах взаимной задолженности предприятий через банки нет ни слова, сказано лишь: 1.4.

По согласованию между предприятиями могут проводиться зачеты взаимной задолженности, минуя банки. Но содержание последующих, после отмены порядка зачетов, писем и телеграмм ЦБ свидетельствует о попытках совместно с Правительством разрешить проблему нарастающих взаимных неплатежей. Своевременно неподготовленная к смене условий хозяйствования банковская система не может взять на себя функцию проведения взаиморасчетов между предприятиями.

Однако ее можно осуществлять и без прямого участия банков. В этой связи необходимо осознать, что проведение взаиморасчетов между предприятиями - прежде всего дело самих предприятий.
В недавнем прошлом - расчеты в советской экономике через БВР (бюро взаимных расчетов) в строительстве и более распространенную децентрализованную систему зачетов. Отраслевые и межотраслевые БВР стали создаваться с 1931 года, а в 1954 году с целью ускорения расчетов были заменены более удобной децентрализованной системой зачетов, сохранившись лишь в капитальном строительстве. В связи с расширением платежного кредита, предоставлявшегося предприятиям на льготных условиях даже при наличии просроченной задолженности банку, в 1974г., децентрализованная система зачета была отменена.



Однако последовавший необоснованный рост объемов кредитования вызвал необходимость экономии кредитных ресурсов, и зачеты вновь возродились через отделы взаимных расчетов (ОВР). Прежняя организация децентрализованной системы зачетов отвечала условиям хозяйствования того времени, когда, в определенном смысле, был один банк и одно предприятие.
В настоящих условиях это может быть сделано с использованием векселя. Вексель сочетает в себе удобный финансовый инструмент и надежную правовую основу в условиях рынка.

Хотя в условиях российской действительности приходится иметь в виду неполноту законодательно-нормативной базы.
Издавна вексель широко применялся как удобное средство оформления кредитных отношений. Производители под векселя поставляют сырье, комплектующие, другие товары друг другу, оптовикам, последние, под векселя же, рознице.

Товары продаются, появляются деньги, векселя поочередно предъявляются к оплате. Возникающий момент коммерческого кредита (поставка товара вперед оплаты) учтен в разнице валюты векселя и стоимости товаров, или в процентной ставке. Если же до срока оплаты векселя понадобились деньги, вексель может быть учтен (продан) или заложен в банке (коммерческий кредит, оформленный векселем, обращается в банковский в виде так называемого вексельного кредита) или же использован как средство платежа в расчетах с другими предприятиями.

Банк же, в зависимости от финансовой ситуации, часть вексельного портфеля может переучесть или заложить в Центральном банке под невысокий процент, ибо для ЦБ торгово-промышленный вексель есть показатель потребностей хозяйственного оборота в ликвидности, обеспечение которой составляет одну из главных его задач.
В СССР во внутреннем обороте вексель был отменен кредитной реформой в 1930 году, сохранившись только во внешних хозяйственных связях. Поэтому подавляющему большинству российских предпринимателей институт векселя и порядок его применения известны плохо. А между тем вексель является весьма действенным рыночным инструментом взаимокредитования и взаимозачетов между предприятиями, а также обеспечения выполнения обязательств и возврата долгов.

Весьма важен способ осуществления взаиморасчетов между предприятиями с помощью векселя, поскольку взаиморасчеты решают многие проблемы от присущих отдельному предприятию до народного хозяйства в целом. Их действенное проведение в условиях рынка отнюдь не простая задача. Но достижение цели стоит приложения усилий, ибо проведение посредством векселя эффективного взаиморасчета и взаимокредитования предприятий (коммерческого кредита) будет способствовать:
- в силу отказа от практики предоплаты сокращению потребного объема оборотных средств предприятий и целевому их использованию, что, в свою очередь, приведет к уменьшению масштабов их индексации и кредитной эмиссии;
- преобразованию части долгов между предприятиями разных республик и областей во внутренние долги последних и, следовательно, эффективному возврату долгов, сокращению дебиторской задолженности;
- ускорению расчетов между предприятиями, достижению ритмичности сбыта и поставок;
- хозяйственной самостоятельности и устойчивости хозяйства городов и областей, отдельных отраслей, финансово-промышленных групп.
Даже в случае постоянных взаимопоставок всего лишь двух предприятий применение векселя вполне оправдано. Тем более это оправдано в случае увеличения числа предприятий, участвующих во взаимопоставках, когда быстро растет число возможных связей между ними: при n предприятиях оно равно n(n - 1)/2. Так, для десятка предприятий это число уже равняется 45.

Сказанное выше относится и ко многим областям, городам, где сосредоточена промышленность, другим территориальным единицам, которые можно рассматривать как кооперации смежников, финансово-промышленным группам.

Историческая справка


Появление векселя в России не было вызвано условиями денежного обращения и потребностями торговли. Древняя Русь стояла вне торгового движения, которое породило вексель.

Если векселя и использовались то только в отношениях между инстранцами.
Петр 1 заимствовал вексель для перевода казенных денег в города с помощью купцов. Эти казенные векселя использовались еще в прошлом столетии. При Петре 2 вексельные операции было решено распространить на все купечество.

В 1729г. был принят вексельный устав, дополненный в 1736г., где говорится почти исключительно о переводном векселе, но впоследствии в России прижился почти исключительно простой вексель, ибо русское право знало долговые инструменты, это - кабала, которая могла быть и на предъявителя.
На основании уставов 1729 и 1736гг. в 1832г. принят Устав о векселях, дополненный "Сводом законов" 1857г. и Законом 1862г. (издание 1887г.).
При учреждении Государственного банка в 1861г. в круг его операций была введена купля-продажа иностранных тратт, но эта операция принесла убытки и в 1867г. была прекращена.
Что касается опыта вексельного оборота дореволюционной России, в значительной степени заимствованного в период НЭПа, то здесь основная роль по его организации отводилась учетной политике Государственного банка и его филиалам. При открытии вексельного кредита решающее слово принадлежало учетному комитету, формировавшемуся при каждом учреждении Госбанка из представителей местной торговли и промышленности. Вопрос о предоставлении вексельного кредита на основе материалов о добросовестности, надежности и платежеспособности решался после обсуждения на учетном комитете, путем тайного голосования.

Аналогичная практика учета векселей применялась и коммерческими банками.
В настоящее время все вексельные уставы могут быть сведены к двум типам: французскому Code de commerce, и общегерманскому вексельному уставу. Французкий тип имеет более совершенную законодательную технику и преобладал до начала 20 века, но впоследствии был вытеснен германским, который лег в основу закона, принятого на Женевской вексельной конвенции в 1930г. Формально к Женевской конвенции присоединился и СССР, принявший "Положение о переводном и простом векселе" (постановление ЦИК и СНК СССР от 07.03.1937 104/1341).

Англо-американское вексельное законодательство также относится к германскому типу, но оно не вполне отделяет вексельное обязательство от тех материальных отношений, из и для которых оно состоялось, хотя и допускает векселя на предъявителя. Таким образом некотрые различия в частностях вексельного права не позволяют векселю стать универссальным платежным средством в мировой торговле.
В настоящее время действует международная Конвенция, устанавливающая единообразный закон о переводном и простом векселе, присоединение к которой СССР состоялось 25.11,36г. Постановлением от 07.08.37г. 104/1341.

Центральный исполнительный коммитет и Совет народных комиссаров СССР ввели в действие Положение о переводном и простом векселе, основанное на указанной Конвенции. В целях совершенствования денежно-кредитного механизма и повышения его эффективности Президиум Верховного Совета РСФСР 24.06.91г. принял постановление М1451-1 "О применении векселей в хозяйственном обороте РСФСР", согласно которому до введения законодательства РСФСР о вексельном праве на территории РФ применяется Положение о переводном и простом векселе, а также иные, связанные с этим Положением, законодательные акты СССР в части, не противоречащей данному постановлению, постановление Правительства РФ от 26.09.94 М1094 "Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения" и ГК РФ.
Правительством РФ, Банком России и Минфином России в течение 1994-95гг. приняты отдельные нормативные документы, регулирующие обращение векселей в хозяйственном обороте.
Подобная множественность нормативных документов, с одной стороны, осложняет деятельность участников вексельного обращения, подрывает доверие к векселю как надежному финансовому инструменту, создает условия для различного рода злоупотреблений, а с другой, затрудняет переход к свободной конвертируемости рубля, декларируемой ЦБ РФ, и осуществление государственных контрольных функции. Сильные стороны векселя должны основываться на вексельном праве, обеспечиваемом единым государственным законодательством, не противоречащем положениям вексельного права, принятым мировым сообществом.

Поэтому необходимо принятие вексельного законодательства, базируещегося на мировом опыте правового регулирования вексельного обращения, а также на обобщении отечественной практики.
Подготовленно несколько вариантов проектов законов РФ о векселях, разработанных представителями Центробанка, Минфина, ГНС, Минюста, Минэкономики, Нотариальной палаты. Помимо того подготовлены соответствующие проекты "Банковским деловым центром", а также Международным институтом развития правовой экономики.
В Государственной Думе находится на рассмотрении один из вариантов законопроекта "О переводном и простом векселе".
При принятии вексельного закона следует иметь в виду ряд следующих положении:
1. необходимо решить вопрос о правомерности и обоснованности принятия в законе РФ норм, выходящих за рамки Единообразного вексельного закона, принятого Женевской конвенцией 1930г. (например по бездокументарным векселям);
2. изучить целесообразность и возможность использования в российском вексельном законодательстве некотрых норм англо-американского права, которое предоставляет более либеральные условия для участников вексельного оборота;
3. учесть правовое регулирование и опыт вексельного обращения в дореволюционной России, в период НЭПа, а также в последние годы. Например, существует опыт использования векселя в качестве инструмента расчетов и кредитования, придающего собственным оборотным средствам предприятий мобильность заемных средств, обеспечивающего генерирование расчетных средств в соответствии с потребностями хозяйственного оборота реального сектора и увязку банковского кредитования (через учет векселей) с хозяйственным оборотом.
В случае принятия Федерального закона "О переводном и простом векселе" он будет первым законодательным актом прямого действия, регулирующим обращение векселей в хозяйстве.
Между тем, в нашей экономике использование векселя, отражающего реальные товарные сделки, учет и переучет векселей должного развития не получают. Вместо нормального вексельного обращения и вексельного кредита мы имеем различного рода суррогаты, именуемые векселями, Это векселя банков, крупных компаний топливно-энергетического и сырьевого комплексов.
Векселя, эмитируемые банками и пускаемые ими в оборот через кредитование клиентов, являются, по существу, частными банкнотами с ограниченным применением, нарушающими монополию Центробанка на эмиссию денег. А векселя небольших банков зачастую являются лишь средством обналичивания денег и ухода от налогового бремени.

Вместо максимальной экономии платежных средств такие векселя только засоряют каналы обращения.
Векселя, эмитированные крупными компаниями, представляют собой разновидность "товарных денег", что ведет к переполнению каналов денежного обращения денежными суррогатами и способствует инфляции.

Кризис платежей в базовых отраслях народного хозяйства


Статистические данные свидетельствуют об ухудшении структуры и продолжающемся росте общей задолженности предприятий, суммарно превысившей 150 трлн. рублей к началу 1996 года. Иллюстрацией могут служить данные по топливно-энергетическому комплексу страны (по материалам коллегии Минтопэнерго России от 21.02.96 г., протокол Г* 3). В целом по промышленности ТЭК дебиторская задолженность выросла с 51,8 трлн. рублей на 1 февраля 1995 г. до 111,4 трлн. рублей на 1 января 1996 г. (или более чем в 2 раза), что оказало дестабилизирующее влияние на все сферы финансовой, производственной и инвестиционной деятельности предприятии комплекса. Кредиторская задолженность за этот период выросла в 2,3 раза, в том числе по платежам в федеральный бюджет в 2 раза.

Задолженность по выплате заработной платы в промышленности после 1 сентября 1995 г. выросла в 2,1 раза, в том числе в нефтяной промышленности - в 3,5 раза. На 1 января 1996 г. она достигла в промышленности 2,7 трлн. рублей, что усилило социальную напряженность в трудовых коллективах, особенно в угольной отрасли.
Из-за неплатежей потребителей и задержки выделения Минфином России предусмотренных в федеральном бюджете средств на подготовку к зиме не были созданы в необходимых объемах сезонные запасы топлива, а в ряде регионов эта работа была сорвана. Из-за дефицита топлива энергетические предприятия вынуждены систематически вводить ограничения потребителей, а единая энергосистема страны из-за пониженной частоты тока нередко функционирует на грани аварийного режима.
В результате практически во всех отраслях нарушены процессы воспроизводства по подготовке сырьевой базы, строительству и вводу в действие новых предприятии и мощностей, ремонту и реконструкции действующих объектов.
Применяемые в настоящее время в народном хозяйстве схемы расшивки платежей недостаточно эффективны, зачастую используют малоликвидные и необеспеченные расчетно-платежные инструменты, иногда маскируют финансовые спекуляции и при высоком уровне инфляции, общем дефиците бюджета, несогласованности действий смежных отраслей не предотвращают, а лишь замедляют рост общей задолженности. Механизмы погашения взаимных задолженностей предприятий путем переуступки долга и натурального обмена (бартера) чрезвычайно трудоемки и зачастую неработоспособны при количестве участников более 4-5.

Ввиду отсутствия реальных платежных средств они не активизируют операции с использованием наличных денег (заработная плата, расчеты с бюджетом), их инициативный характер не позволяет корректно прогнозировать движение денежных средств в отрасли или регионе.
Правительство Российской Федерации неоднократно отмечало, что, несмотря на принятые меры по созданию рыночных механизмов государственного управления экономикой и оздоровлению экономической ситуации, финансовое состояние базовых отраслей народного хозяйства остается напряженным. Недостаточен объем денежных средств, направляемых на производственные инвестиции, недопустимо медленно формируется вторичный рынок ценных бумаг - один из важнейших механизмов перераспределения и концентрации инвестиционных ресурсов, увеличивается взаимная задолженность предприятий между собой и перед бюджетами различных уровней.

В отличие от государственных, медленно развивается рынок частных (корпоративных) долговых обязательств.
Опыт достаточно эффективной расшивки неплатежей накоплен рыночными финансовыми структурами, использующими обращение векселей. Однако они не обладают единством принципов управления и контроля и масштабом государственного подхода, в большинстве своем не имеют встроенных механизмов защиты от финансовых нарушений и склонны к использованию дефицита платежно-расчетных средств в народном хозяйстве для размещения необеспеченных векселей.

Об этом свидетельствуют, в частности, финансовые скандалы с векселями Сибирьэнерго, Акцептного Дома ЕЭС и других эмитентов.
Таким образом проблема неплатежей требует срочного создания антикризисного механизма, эффективно оперирующего рыночными неинфляционными платежно-расчетными инструментами.
Масштаб и актуальность этой проблемы приводят к необходимости адекватных мер государственной поддержки и контроля. Это тем более важно в связи с участившимися предложениаллм узкоотраслевых суррогатов необеспеченных векселей и векселей коммерческих структур для межотраслевых расчетов, что таит опасность утраты контроля над объемами выпуска и порядком обращения векселей.

Прогноз инвестиций

Интенсивность промышленного производства в России в целом за период с января 1990г. по декабрь 1995г. снизилась на 51,4%. Снижение произошло в большинстве отраслей народного хозяйства.

Наибольшее снижение зафиксировано в легкой промышленности - 85%, машиностроении - 66%, промышленности строиматериалов - 64%, лесной, древообрабатывающей и целлюлозно-бумажной - 61%, пищевой - 59%. В наименьшей степени интенсивность снизилась в цветной металлургии - на 16%, ТЭК - на 34% и черной металлургии - на 42%.
После стабилизации с июля 1994г. по январь 1995г., с февраля 1995г. отмечался некотрый рост интенсивности и в августе его стабилизация. Новый цикл спада начался с сентября 1995г.

Падение в сентябре - 2%, в ноябре - 2,1%.
Программа инвестиций в прошлом году осталась невыполненной. В связи с этим Минэкономики прогнозирует при успешном выполнении программ по финансовой и экономической стабилизации 1996г. объем инвестиций за счет всех источников финансирования в объеме 365-375 трлн. руб. или 101-104% к уровню 1995г. (индекс дефлятор 1,5). При неблагоприятном ходе реформ 385-395 трлн. руб., или 92-94% (индекс дефлятор 1,75).

В объекты производственной сферы предполагается направить в первом случае 195-200 трлн. руб. и во втором - 205-210 трлн. руб. (темп роста к предыдущему году 98-101% и 89-91% соответственно). Темпы капитальных вложений в непроизводственную сферу в 1996г. составят 105-108% и 95-98% к уровню прошлого года.
В ообщем объеме инвестиций в этом году будут основными собственные средства предприятий - 65%. Доля амортизационных отчислений возрастет и ожидается на уровне 47% капвложений.
Рост объемов привлекаемых средств предполагается осуществлять за счет эмиссии ценных бумаг, кредитов коммерческих банков и иностранных инвестиций. Доля инвестиций за счет вторичной эмиссии ценных бумаг составит 2%.

Основным из способов привлечения инвестиций на втором этапе приватизации станет передача по конкурсу в доверительное управление госпакетов акций.
Государственные инвестиции определены в размере 27,7 трлн. руб., что составит 98-84% к уровню 1995г. , что будет направлено на поддержку объектов социальной сферы и в быстроокупающиеся коммерческие проекты. В производственной сфере крайне ограниченные средства направляются в осовном на обеспечение надежного функционирования жизнеобеспечивающих систем районов с суровыми климатическими условиями.

Предполагается 3 трлн. руб. разместить на конурсной основе. Так для конкурсного размещения в 1995г. было представлено 600 проектов.
Величина привлекаемого частного капитала ожидается порядка 15 трлн. руб.
В объеме за счет всех источников финансирования, направляемых в производственное строительство доля отраслей ТЭКа составит 42-44%. Государственные инвестиции в ТЭК будут в основном на финансирование пусковых объектов с высокой пусковой готовностью по государственной целевой программе "Топливо и энергия".
Инвестиции в АПК планируются в объеме 25-34 трлн. руб., из них на производственное строительство - 17-23 трлн. руб.
Предприятия машиностроительного комплекса будут производить перестройку производств за счет собственных средств.
В лесном комплексе инвестиции оцениваются в 4,3 трлн. руб., в т.ч. 4,2 трлн. руб. за счет собственных средств.

Намечается 800 млн.долларов иностранных инвестиций.
В строительном комплексе государственная поддержка предусмотрена в объеме 35 млрд. руб.
На развитие транспорта и связи из федеральноо бюджета планируется привлечь 1174,4 млрд. руб.
Общий объем накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику на 01.01.96г. составил около 6,7 млрд. долларов. Большие надежды по улучшению инвестиционного климата Правительство возлагает на реализацию "Комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций", где в частности предусматривается создание систем страхования и гарантий, механизма залога, решение вопросов приобретения участков земли.



Содержание раздела