d9e5a92d

Проблемы бухгалтерского учета векселей.

Уже сейчас держатели векселей потеряли не менее 6% от их суммы, не считая выплат в ЗАО СОБВО. Учитывая, что многие из них спекулируют на рынке корпоративных акций, сумма потерь может быть смело увеличена в десять раз.

Банки же, рискнувшие связаться с бездокументарными векселями, либо близки к администрации области, либо в условиях потребности области в деньгах считают неэтичным для себя поднимать вопрос об их погашении и пока стараются вести себя корректно.


Мало того, чтобы право существовало,
необходимо, чтобы оно осуществлялось.
Но и этого мало. Необходимо, чтобы оно
осуществлялось быстро и неотвратимо.
А. Дирринг
Вексель является для экономики России инструментом новым, хотя правильнее было бы сказать, хорошо забытым старым. Отсутствие достаточных юридических и экономических знаний в этой области у большинства людей, занимающихся предпринимательской практикой в нашей стране, слабая нормативная база, регламентирующая вексельное обращение, тормозят развитие вексельного обращения в России и приводят к возникновению большого количества проблем.
Во всех странах мира вексельные законы представляют собой не менее 300 страниц подробно расписанных отношений векселедателей и векселедержателей. В нашей стране все вексельное законодательство сводится к "Положению о простом и переводном векселе" и нескольким упоминаниям в Гражданском Кодексе.

При этом многие вопросы, такие как, например, порядок бухгалтерского учета операций с векселями, порядок совершения платежа и протеста по векселю, налогообложение операций с векселями, порядок рассмотрения в арбитражных судах вексельных споров, порядок раскрытия информации о вексельных сделках либо совсем не оговариваются, либо требуют существенной доработки. В этой части работы я попытался обозначить существующие проблемы и определить возможные пути их решения.

Проблемы бухгалтерского учета векселей.

При проведении операций с векселями часто возникают ситуации, когда бухгалтерский учет таких операций, произведенный согласно установленным Минфином нормам, приводит к заведомому искажению бухгалтерской отчетности предприятия.

  • Так, например, многие предприятия стараются искусственно завысить величину собственных средств, дабы таким образом привлечь средства потенциальных инвесторов. Для этой цели иногда используют вексель. Согласно ст. 143 Гражданского кодекса РФ, вексель является ценной бумагой. Следовательно, исходя из п. 6 статьи 66 ГК РФ, который гласит, что "Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку", векселем может быть совершен вклад в уставный капитал хозяйствующего общества. Это касается как векселей сторонних предприятий, так и простых и переводных векселей, выписанных непосредственно вкладчиком. С точки зрения "здравого смысла", подобный вклад не может быть совершен векселем, выписанным самим вкладчиком, поскольку для него такой вексель является не имуществом, а лишь долгом.
  • Также, к разряду проблем бухгалтерского учета можно, условно, отнести искажение отчетности предприятия учетом, так называемых, "дружеских" и "бронзовых" векселей. "Дружеский" вексель выдается одним лицом другому без намерения векселедателя произвести по нему платеж, а лишь с целью изыскания денежных средств путем взаимного учета этих векселей в банке. Обычно "дружескими" векселями (на равные суммы, сроки) встречно обмениваются два реальных лица, находящиеся в доверительных отношениях, для того, чтобы потом учесть или отдать под залог в банке, получив под него реальные деньги, или совершить платеж за товары. "Бронзовый" вексель это вексель, за которым не стоит реальная сделка, нет никакого реального финансового обстоятельства, при этом хотя бы одно лицо, участвующее в сделке является вымышленным. Цель такого векселя получить под него деньги в банке либо использовать для погашения долгов по реальным товарным сделкам или финансовым обязательствам. "Бронзовые" и "дружеские" векселя возникают при затруднительном финансовом положении кредитора или при проведении им мошеннической операции. Увеличивая дебиторскую задолженность, обеспеченную бронзовыми векселями, предприятие может завысить сумму резерва по сомнительным долгам и уменьшить тем самым налогооблагаемую базу. Такие векселя фальсифицируют денежный оборот, провоцируя налоговые неплатежи.
  • Не способствует достоверности учетных данных, предписываемый Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия порядок отражения в бухгалтерском учете операций по учету векселей в банке. Согласно данной инструкции они должны учитываться по кредиту счетов 90 "Краткосрочные кредиты банков" и 92 "Долгосрочные кредиты банков" в корреспонденции со счетами учета денежных средств на сумму полученных денежных средств и счетов 80 "Прибыли и убытки" - на сумму учетного процента, уплаченного банку. Вексель же до погашения его плательщиком продолжает числиться на субсчете 3 "Векселя полученные" к счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Тот факт, что вексель учтен предприятием в банке, отражается, согласно инструкции, лишь в аналитическом учете к субсчету 3 счета 62. Приложение к письму ЦБ РФ от 9 сентября 1991 г. 14-3/30 "Рекомендации банкам по работе с векселями" устанавливает, что на векселях, передаваемых банку для учета, "должна быть проставлена бланковая надпись (индоссамент) от имени предъявителя. Перед бланковой надписью оставляется достаточное место, чтобы банк мог поставить штамп о передаче векселя на имя банка, превратив, таким образом, бланковую надпись клиента в именную". Следовательно, с передачей в этом случае векселя банку он становится его (банка) собственностью, и передача эта означает для предприятия реализацию векселя. Значит, после принятия векселя банком к учету сумма переданного векселя должна быть списана со счета, на котором он отражался в бухгалтерском учете передавшего предприятия. Отражение же номинала учтенного в банке векселя на субсчете 3 "Векселя полученные" счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" приводит к необоснованному увеличению дебиторской задолженности в отчетности предприятия, что вводит в заблуждение ее пользователей.


  • Еще одна проблема связана с учетом вексельной суммы. В ноябре 1997г. Госдумой принят Закон "О бухгалтерском учете", который требует, чтобы наше имущество показывалось в балансе по оценке. В противоречии с этим законом письмо Минфина 142, требует при проведении операций с векселями учитывать их по номиналу.

Проблемы административно-правового характера.

В российской практике вексельного обращения существует также множество проблем связанных с несогласованностью решений, принимаемых различными министерствами и ведомствами. К проблемам такого рода можно отнести:

  • Проблему векселедателей физических лиц. Она сводится к тому, что вексель является ценной бумагой, а по постановлению правительства ценные бумаги должны быть выпущены на защищенных бланках, типографиями, имеющими лицензию Министерства финансов и т.д. Получается, что по нашему законодательству, вексель выпускать на простом листе нельзя, а по Женевской конвенции можно.
  • Если действовать соответственно Положению о простом и переводном векселе, то возникает необходимость заплатить по векселю немедленно, если вексель нам предъявлен в месте платежа, в срок платежа, в подлиннике или лицом, которое надлежащим образом легитимировало себя как кредитор, то есть доказало, что является надлежащим кредитором по векселю. Между тем немедленно заплатить по векселю при наличии ограничений расчетов наличными деньгами между юридическими лицами практически невозможно. Даже невозможно заплатить в один день с предъявлением векселя к платежу в срок платежа.
  • После вынесения судебного решения о взыскании по векселям арбитражный суд выдает векселедержателю исполнительный лист, по которому он может получить платеж. Сами векселя остаются в деле во избежание злоупотребления возможного дальнейшего трассирования. Но должник может отказаться платить, поскольку у вас нет с собой подлинника векселя. С одной стороны, прав должник он не может платить без векселя. С другой стороны, прав суд он не может отдать вексель, чтобы пресечь злоупотребления. Правильный способ решения этой проблемы зависит от того, какая юридическая сила стоит за исполнительным листом. Если исполнительный лист представляет собой самостоятельное основание для взыскания, оторванное от того основания, на котором он был выдан, то в этом случае ничего страшного в том, что нет векселя, нет. Должник должен будет платить уже не по векселю, а по исполнительному листу. Однако в законе закрепления такой юридической силы за исполнительным листом нет. Возникает практически неразрешимая юридическая ситуация.
  • Также к разряду административно-правовых проблем можно отнести информационную закрытость вексельного рынка. Давно назрела необходимость в создании, так называемых, "черных списков", в которых бы указывались предприятия и организации, допустившие протест своих векселей. Центробанк с такой инициативой обращался в Минюст, с просьбой, чтобы нотариусы предоставляли в Банк России через Минюст информацию о предприятиях, допустивших неплатежи и факты протеста векселей. Но Минюст ответил категорическим отказом, мотивируя это тем, что статья 5 Закона О нотариате направленная на сохранение тайны нотариальных действий, гласит, что нотариус может разглашать тайну нотариальных действий только определенным органам, в перечень которых ЦБ не входит. Получается что протест векселя публичный акт, необходимый элемент вексельной дисциплины, не учтен в основах законодательства РФ о нотариате.
  • Положение Минюста позволяет нотариусу совершать протест векселя путем выписки формы 60 (Приложение 3) акта совершения протеста векселя в неплатеже. Но нотариусы часто забывают, что также необходимо делать отметки на самом подлиннике векселя. Это может привести, с учетом достаточно жестких сроков на совершение протеста (полтора дня), к тому, что протест может быть не признан судом.
  • Также серьезную проблему составляет порядок рассмотрения вексельных споров в арбитражных судах. На рассмотрение дела по одному векселю в суде уходит порой до месяца. С учетом того огромного количества векселей, находящихся сейчас в обороте, эта цифра выглядит чудовищной.
  • Существует проблема подделки векселей. Проблема крайне болезненная. Проблема, которую нельзя разрешить по двум причинам. Во-первых, это огромные финансовые затраты на проведение подобных экспертиз. Во-вторых, наши надзорные органы просто не способны проводить подобные экспертизы. При проверке целого пакета векселей экспертиза должна проводится не выборочно, а буквально по каждому документу. Для выполнения этой работы нужно большое количество высококвалифицированных экспертов. Такого количества экспертов просто нет в надзорных органах.

Проблемы налогообложения векселей.


Серьезные недоработки есть также и в налоговом законодательстве:

  • В соответствии с письмом Госналогслужбы РФ 01-05-12/278 от 9 июня 1994 года, доходы, получаемые юридическим лицом в форме процентов по векселям облагаются налогом по ставке 15%, а доходы в форме разницы между ценой покупки и ценой продажи (погашения) долговых обязательств включаются в полной сумме в состав внереализационных доходов и облагаются по ставке налога на прибыль - 35%. Это несоответствие налогов приводит к тому, что предприятия стараются оформлять процентные векселя и совсем перестали использовать векселя дисконтные.
  • Также не вносит ясности в вопросы налогообложения операций с векселями тот факт, что согласно этому же письму Госналогслужбы, доходы полученные в виде процентов по векселю облагаются налогом у юридических лиц - по ставке 15%, у банков - 18%, у физических лиц - по ставке подоходного налога (мин.-12%). Эта разница в ставках приводит к тому, что предприятиям и банкам векселедержателям выгодно в день платежа по векселю оформлять индоссамент на физическое лицо, чтобы им был получен платеж по векселю с минимальной ставкой налога. Мне самому неоднократно приходилось сталкиваться с подобной техникой получения платежа по векселю, поскольку банки и предприятия часто подключают в качестве физических лиц студентов. Это особенно удобно, т.к. студенты не требуют значительной оплаты за такую операцию и в основной массе не имеют доходов, что позволяет платить налог по минимальной ставке.
  • Также не способствует эмитированию дисконтных векселей Федеральный Закон "О вексельном сборе", поскольку в нем в качестве налогооблагаемой базы определяется вексельная сумма. Несмотря на то, что ставка сбора относительно невелика - 0.8%, с учетом большого номинала векселей находящихся в обращении, суммы сбора достигают, порой, значительных величин. Это приводит к тому, что процентные векселя оказываются более привлекательными, нежели дисконтные.
  • Неясен вопрос о начислении НДС на вексельные операции. Рассмотрим, например, ситуацию, когда предприятие берет вексельный кредит банка. С одной стороны налицо операция с ценными бумагами, которая НДС не облагается. С другой стороны получена ссуда. Соответственно, проценты по этой ссуде, несмотря на то, что они включены в валюту векселя, заранее должны облагаться НДС и относиться на использование общей прибыли.
  • Есть также неясность со списанием налога на добавленную стоимость на расчеты с бюджетом. Допустим, предприятие берет вексельный кредит. Рассчитывается векселями за продукцию, т.е. закупает и ставит на учет те или иные материальные ценности. Вопрос: когда предприятие имеет право списать НДС по приобретенным ценностям на расчеты с бюджетом? Если сразу, то мы все сразу с вами можем дружно взять векселей миллиардов на сто, закупить продукцию и тут же выставить бюджету счет почти на 17 миллиардов.

Эта, и многие другие проблемы возникают из-за того, что вексель рассматривается в отрыве от сделки, в счет оплаты которой он был эмитирован. Именно сделка, в результате которой вексель был выдан должна определять налогообложение. И здесь, надо заметить, нет никакого противоречия с такой характеристикой векселя, как абстрактность.

Абстрактность качество векселя, обеспечивающее его ликвидность, свободу обращения и простоту взыскания. Но когда мы говорим о конкретной сделке, в результате которой вексель был выдан или передан, то решение вопросов о налогообложении определяет именно сделка, в связи с полученным или неполученным доходом.

Перспективы вексельного рынка России.


Скептики утверждают, что вексельный рынок в России не имеет будущего. Некоторая доля правды в данном суждении есть.

И это связано не столько с существованием реального противоречия между изобретениями российской практики так называемыми эмиссионными векселями (энергетическими, приватизационными, бездокументарными) и деловым оборотом цивилизованного рынка классических векселей, сколько с реальной угрозой прихлопнуть его законодательным путем.
Государство уже предпринимало в 1991-1994 гг. усилия по перестройке законодательства и системы государственного регулирования и надзора за вексельным рынком. Делались попытки в приказном порядке организовать вексельное обращение в стране.

Как показали последующие события, эти усилия во многом оказались тщетными, и возрождающаяся практика вексельного оборота их постоянно сводила на нет.
Последняя попытка подвести законодательную базу под правила игры на вексельном рынке связана с принятием Госдумой РФ 21 февраля 1997 г. федерального закона О Переводном и Простом векселе и подписанием его Президентом РФ 11 марта.
Существующие противоречия в развитии вексельного рынка обусловлены многими причинами: объективными и субъективными; внешними и внутренними; носящими как макро-, так и микроэкономический характер. Рассмотрим одно из противоречий.

Так, с одной стороны, российское вексельное законодательство, основанное на Женевских вексельных конвенциях, подчинено нормам международного права, нормам достаточно жестким и рассчитанным на развитость обычаев вексельного делового оборота. С другой стороны, в современной России практически полностью отсутствуют соответствующие обычаи, и только начала возрождаться практика вексельного оборота.

Какими же путями возможно разрешение этого противоречия? В настоящее время существуют три пути решения этой проблемы.
Первый путь наиболее простой и логичный. Суть его состоит в том, что Женевские конвенции устарели и должны быть заменены в России нормативными актами, которые бы детализировали в будущем правовое регулирование вексельного обращения (в сфере применения векселей, в контролирующих органах, в процедуре совершения протеста и др.). Вслед за денонсацией международных договоров началось бы формирование практики и обычаев вексельного оборота, включая вексельный всеобуч, и наконец законодательное закрепление этих обычаев и выбор системы вексельного права (англо-американская, континентальная или собственная), к которой стоило бы присоединиться в последующем. С точки зрения логики, это наиболее простой путь.

Сначала формируются обычаи делового оборота, нарабатывается практика, все это учитывается в нормативных документах, в вексельном законодательстве.
Однако этим путем вряд ли можно воспользоваться для разрешения сложившегося противоречия, на что есть веские причины: во-первых, отсутствие вексельного права на рынке будет моментально заполнено другими видами гражданским, торговым, финансовым правом: во-вторых, длительное отсутствие вексельной нормативной базы (понадобятся десятилетия для создания обычаев делового оборота) приведет к значительному росту злоупотреблений на вексельном рынке; втретьих, мы вступим в противоречие с международным торговым правом (в конце 1996г. Россия получила режим наибольшего благоприятствования в торговле, ратифицировав "Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом", а также подала заявку на вступление во Всемирную торговую организацию).
Второй путь традиционный, именно по нему сейчас и развивается российский вексельный рынок. Действующее вексельное законодательство остается в силе с 1937 г. Со временем происходит постепенная регламентация неурегулированных проблем вексельного оборота ведомственными нормативными актами инструкциями, распоряжениями и постановлениями Правительства РФ, Минфина РФ, Банка России, ФКЦБ России которые основываются на обобщениях практического опыта формирующегося вексельного оборота в стране.
Данный путь не в полной мере отвечает потребностям и возможностям российской экономики. Это связано с тем, что, во-первых, соответствие российского вексельного законодательства нормам Женевских конвенций само по себе еще не является гарантией успешного правового регулирования вексельного обращения.

Необходимо отметить, что Положение о переводном и простом векселе, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР N 104/1341 от 7 августа 1937 г., практически не является дословным воспроизведением текста Единообразного вексельного закона с языка оригинала на русский и требует в дальнейшем подготовки новой редакции его перевода.
Во-вторых, выход в свет многочисленных противоречивых подзаконных актов уже породил определенные напряжения в вексельном обороте.
В-третьих, развитие вексельного рынка, пущенное на самотек без жестких регуляторов, привело к заполнению рынка дружескими, бронзовыми и фальшивыми векселями, большинство из которых, по сути, стали криминальными денежными суррогатами или приняли вид секъюритизированных неплатежей. Действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по выпуску векселей, что позволяет государству, субъектам РФ и муниципальным образованиям размещать векселя в неограниченном количестве.

Зачастую такая неурегулированность приводит к тому, что местная администрация выпускает векселей на сумму, превосходящую доходную часть своего бюджета, превращая классический вексель в эмиссионную ценную бумагу.
Третий путь представляется оптимальным и состоит из подготовки и проведения в стране вексельной реформы, то есть комплекса мор по созданию правовой, организационной, технологической, региональной и информационной инфраструктуры цивилизованного вексельного оборота в России. Целью реформы должны стать, с одной стороны, усиление защиты интересов векселедержателей, с другой, повышение ответственности всех обязанных по векселю лиц.
Реформа должна опираться на разработанную Концепцию развития вексельного рынка, увязанную с Концепцией развития рынка ценных бумаг в РФ (Указ Президента РФ 1008 от 01.07.1996), а также учитывать как внешние факторы (переключение денежных потоков в реальный сектор, проведение налоговой реформы, реструктуризацию предприятий, коммунальную и военную реформы в стране), так и внутренние факторы (рост объемов выпуска векселей и повышение доли корпоративных векселей, резкое увеличение необеспеченных дружеских, бронзовых и фальшивых векселей, усложнение самого вексельного рынка, особенности бухучета и налогообложения операций с векселями).
Хотя уже сейчас можно назвать основные принципы проведения вексельной реформы, лучше ограничиться только принципами, на которых должна строиться система российского вексельного законодательства.
Первый сохранение вексельного законодательства на основе Женевских конвенций (возможно, с применением ряда оговорок).
Второй самодостаточность вексельного законодательства.
Третий построение вексельного законодательства в основном на системе диспозитивных норм, а императивные нормы должны регулировать только минимум вексельных отношений, без которых невозможно избежать злоупотреблений.
Четвертый нормы вексельного законодательства должны быть жестко привязаны к налоговому и валютному законодательству, а также регулировать вопросы, отсутствующие в регламенте вексельного права.
Пятый вексельное законодательство должно адекватно отражать формирующиеся обычаи делового оборота, иначе получится система неработающих норм, которую все знают, но не выполняют. Реформа должна в первую очередь включать:
- внесение изменений в Гражданский кодекс РФ и Закон РФ О банкротстве (несостоятельности) предприятий о порядке удовлетворения требований кредиторов и выделении требований кредиторов по векселям в отдельную очередь;
- приведение в соответствии с ЕВЗ сроков совершения протеста и определение на законодательном уровне процедуры совершения протеста;
- внесение изменений в Арбитражный процессуальный кодекс о введении ускоренной процедуры рассмотрения исков по векселям;
- предоставление права уполномоченному государственному органу (ФКЦБ, ЦБ РФ, Минфину РФ) получать от нотариальных контор сведения о фактах совершения протеста и вменение в обязанность этому органу либо уполномоченному им лицу предоставлять полученную информацию всем заинтересованным лицам и средствам массовой информации;
- создание законодательной базы саморегулируемых организаций, объединяющих участников вексельного рынка (например АУВЕР);
- реформа налоговой системы и унификация налогообложения доходов физических и юридических лиц по различным ценным бумагам;
- разработка и принятие Свода вексельных нормативных документов (Вексельного Кодекса).
Создание правовой, организационной, информационной инфраструктуры цивилизованного вексельного оборота невозможно без обучения специалистов, работников коммерческих структур, судей, руководителей государственных организаций, населения навыкам работы с векселями, изучения как российского опыта, так и обычаев вексельного оборота других стран.

Заключение.

На сегодняшний день основными вопросами вексельного рынка являются региональная замкнутость вексельных расчетов, технологическая неликвидность документарных векселей, слабая регулируемость вексельного рынка со стороны государства, отсутствие информационной базы по надежности векселей и индоссантов. На V Межбанковском конгрессе 1996 года было высказано мнение о существовании реальной угрозы нового кризиса в банковской системе - кризиса вексельного обращения. Анализ состояния вексельного рынка показывает, что этот кризис уже наступил. На рынке обращается огромное количество необеспеченных , а, порой, и просто фальшивых векселей.

Также велико количество, квази-векселей, составленных с дефектом формы, по-сути векселями не являющихся. Арбитражные суды не справляются с огромным потоком вексельных споров.

Центробанк обеспокоен тем, какие странные векселя и каким странным образом сейчас выпускаются.
Подводя итог, назовем ряд причин, сдерживающих "очеловечивание" вексельного обращения:

  1. частое отсутствие должного доверия к деловым партнерам;
  2. неуверенность в возможности предельно быстрого удовлетворения своих интересов через процедуру судебного рассмотрения исков о погашении векселей (если партнеры оказались нечестными, либо неплатежеспособными);
  3. отсутствие ускоренной процедуры внеочередного судебного рассмотрения исков о погашении векселей;
  4. отсутствие у большинства банков опыта учетно-ссудных операций с векселями и невозможность в настоящее время их переучета в ЦБ РФ;
  5. существовующие несоответствия между вексельным законодательством и другими нормативными актами;


Следует отметить инструмент вексельного кредитования в России необходим, поскольку активизация вексельного обращения приводит, во-первых, к ускорению расчетов и оборачиваемости оборотных средств и, во-вторых, уменьшает потребность в банковском кредите, соответственно снижая процентные ставки за его использование. Не возникает сомнений, что в дальнейшем, возможно уже в ближайшие годы, вексельное обращение в России примет более цивилизованные формы, будут со временем разрешены административно-правовые проблемы стоящие на пути вексельного обращения. Также будет решена проблема унификации налогового законодательства в отношении налогообложения операций с ценными бумагами физических и юридических лиц. Со временем, в России установится нормальная практика предоставления кредитов с использованием векселей.

Предприятия-должники будут самостоятельно выпускать векселя, получать под них вексельное поручительство банка и расплачиваться авалированным векселем со своими кредиторами.

Список литературы


  1. Положение о переводном и простом векселе, Постановление ЦИК и СНК СССР от 07.08.37 104/1341 (Женевская конвенция от 07.06.1930г.).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1 и 2) включая изменения. и доп. на 12.08.1996г.
  3. О переводном и простом векселе, Закон РФ от 11.03.97 48-ФЗ.
  4. Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения, Постановление Правительства РФ от 26.09.1994г. 1094.
  5. О рынке ценных бумаг, Закон РФ от 22.04.96 39-ФЗ.
  6. Положение об обращении бездокументарных простых векселей на основе учёта прав их держателей, Утвержденное постановлением ФКЦБ от 21 марта 1996 года 5.
  7. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. -М:Финстатинформ, 1995г. -272с.
  8. Едронова В.Н., Мизиковский Е.А. Регулирование и учёт операций с векселями. -М:Финансы и статистика, 1996г. -128с.
  9. Рынок ценных бумаг: Учебник, под ред. Галанова В.А., Басова А.И. -М:Финансы и статистика, 1996г. -352с.
  10. Фельдман А.А. Вексельное обращение. Российская и международная практика. -М:ИНФРА-М, 1995г. -352с.
  11. Фельдман А.А. Государственные ценные бумаги. -М:ИНФРА-М, 1995г. -240с.
  12. Хабарова Л.П. Учёт и налогообложение операций с векселями. -М:журнал Бухгалтерский бюллетень, 1997г. -176с.
  13. Материалы, любезно предоставленные мне Ассоциацией Участников Вексельного Рынка и Финансово Информационной Службой через сети Internet.




Содержание раздела