d9e5a92d

Гражданско-правовое регулирование импорта производственного капитала.


Предприятию выдается свидетельство о государственной регистрации установленного образца. О факте регистрации публикуется извещение в местной печати, вносится запись в Государственный реестр предприятий, создаваемых в соответствии с Законом об иностранных инвестициях, и сообщается налоговым и финансовым органам по месту нахождения СП.
Как участник гражданского оборота и субъект права СП возникает именно с момента, указанного в свидетельстве.
Новейшее законодательство четко закрепляет основания, по которым органы государственной власти Российской Федерации вправе отказать учредителям в регистрации СП. В соответствии со ст. 51 ГК РФ ими являются нарушение ___________________
1 Бублик В.А. Гражданско-правовое регулирование импорта производственного капитала. Екатеринбург, 1996.

С. 96.
установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону. ГК РФ специально подчеркнул, что отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается.
Отказ в регистрации либо отклонение от нее могут быть обжалованы учредителями в суд (арбитражный суд) предъявлением иска (о признании недействительным акта органа государственной власти и принудительной регистрации) в порядке, установленном гражданским и арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 16 ГК РФ учредителям могут быть по суду возмещены убытки, причиненные в результате незаконных действий (отказа в регистрации СП) или бездействия (уклонения от осуществления государственной регистрации) государственных органов. Эти убытки могут заключатся в неполученных коммерческой организацией с иностранными инвестициями доходов, которые он получили бы при обычных условиях гражданского оборота, т.е. будучи своевременно зарегистрированной и допущенной к осуществлению уставной деятельности (ст.

15 ГК РФ).




УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.

Согласно ст. 15 Закона об иностранных инвестициях, учредительные документы предприятий с иностранными инвестициями должны определять предмет и цели деятельности предприятия, состав участников, размер и порядок формирования уставного фонда, размер долей участников, структуру, состав и компетенцию органов управления, порядок принятия решений, перечень вопросов, требующих единогласия, порядок ликвидации предприятия.

Кроме того, в учредительные документы могут быть включены и другие положения, не противоречащие действующему на территории РСФСР законодательству и отражающие особенности деятельности предприятия.
Вклады в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями оцениваются по согласованию между его участниками на основе цен мирового рынка. При отсутствии таких цен стоимость вкладов определяется по договоренности участников.

Оценка может осуществляться как валюте СССР, так и в иностранной валюте с пересчетом стоимости вклада в рубли по курсу Центрального Банка РФ, применяемому во внешнеэкономических операциях.
Но специальное законодательство об иностранных инвестициях (в частности, ст. 15 Закона об иностранных инвестициях) не указывает, какие учредительные документы должно иметь совместное предприятие.

С учетом того, что правовой режим коммерческих организаций с долевым участием иностранных инвестиций подчиняется гражданскому законодательству Российской Федерации, ответ на вопрос о содержании пакета учредительных документов СП следует искать в российском Гражданском кодексе.
Согласно ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава либо учредительного договора. Роль и набор учредительных документов СП в каждом конкретном случае неодинаковы и зависят от избранной учредителями организационно-правовой формы своей коммерческой организации.

Так, в случае, когда СП учреждается в форме полного товарищества, устав играет второстепенную роль, его может вообще не быть, и юридическое лицо регистрируется без устава. Если учредители, зарегистрировав СП в форме полного товарищества, решат разработать и устав, то он будет служить своего рода "правилами внутреннего распорядка", которые можно изменять в любое время без регистрации всего пакета статусных документов.


Для СП в форме общества с ограниченной или дополнительной ответственностью необходимы оба документа - и договор, и устав. Если СП учреждается в форме акционерного общества, то новейшее гражданское законодательство, иначе чем раньше, решило вопрос об учредительных документах. В соответствии с п. 14 Положения об акционерных обществах, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г., учредительными документами акционерного общества признаются заявка на регистрацию, протокол учредительного собрания и устав.

При этом заявка на регистрацию акционерного общества не признавалась гражданско-правовым договором. Согласно ст. 98 ГК РФ учредительным документом акционерного общества, который представляется для государственной регистрации, является устав.

Договор, заключаемый между учредителями акционерного общества, для регистрации не требуется.
Применяя гражданско-правовые нормы статей ГК РФ при конструировании содержания учредительных документов СП, следует учитывать, что требования к этим документам устанавливаются в п. 3 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Согласно требованиям данного нормативного акта устав должен содержать сведения об организационно-правовой форме, наименовании, местонахождении предприятия, размере его уставного капитала (фонда), составе, порядке формирования и компетенции его органов управления и контроля, порядке распределения прибыли и образования фондов предприятия, порядке и условиях реорганизации и ликвидации.
В учредительном договоре должны содержаться сведения о наименовании (имени) и юридическом статусе учредителей, их местонахождении (местожительстве), государственной регистрации (для юридических лиц) или личности (паспортные данные - для физических лиц), размере уставного капитала создаваемого предприятия, долях участия (паях, количестве акций) учредителей в уставном капитале предприятия, порядке и способах внесения вкладов (оплаты акций).
Ликвидация совместного предприятия Согласно ст.19 Закона об иностранных инвестициях, ликвидация предприятия с иностранными инвестициями осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных действующим на территории России законодательством для соответствующих организационно-правовых форм предприятий.
При отсутствии по истечении года после регистрации предприятия с иностранными инвестициями документального подтверждения факта внесения каждым из участников не менее 50 процентов указанных в учредительных документах вкладов в уставной фонд орган, зарегистрировавший данное предприятие, признает его несостоявшимся и принимает решение о его ликвидации. Информация об этом публикуется в печати.
Регистрация ликвидации предприятия с иностранными инвестициями осуществляется зарегистрировавшим его органом на основании акта ликвидационной комиссии и подтвержденного аудиторской организацией ликвидационного баланса. Сообщение о ликвидации публикуется в печати.
Оставшееся после расчетов с бюджетом и удовлетворение требований кредиторов имущество Общества распределяется между акционерами по их решению, а в случае, когда соглашение не достигнуто - пропорционально их долям в Уставном капитале Общества.
Арбитраж Серьезным препятствием на пути иностранных инвестиций является не только неразвитое, во многом противоречивое и неполное (пробельное) законодательство, но и вся действующая в России судебная система. Разрабатывая и принимая различные меры по совершенствованию инвестиционного климата, кок правило, но эту сферу не обращают никакого внимания.

Между тем, в практике работы иностранного инвестора в России эта часть занимает едва ли не львиную долю его усилий по вхождению в российскую экономику.
Рассмотрим порядок разрешения споров согласно закону об иностранных инвестициях:
Инвестиционные споры, в том числе споры по вопросам размера, условий или порядка выплаты компенсации, разрешаются в Верховном суде РСФСР или Высшем арбитражном суде РСФСР, если иной порядок не предусмотрен международным договором, действующим на территории РСФСР.
Споры иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями с государственными органами РСФСР, предприятиями, общественными организациями и другими юридическими лицами РСФСР, споры между инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями по вопросам, связанным с их хозяйственной деятельностью, а также споры между участниками предприятия с иностранными инвестициями и самим таким предприятием подлежат рассмотрению в судах РСФСР либо по договоренности сторон в третейском суде, а в случаях, предусмотренных законодательством, - в органах по рассмотрению хозяйственных споров.
Международным договором, действующим на территории России, может предусматриваться обращение к международным средствам разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Российской Федерации.



Содержание раздела