Экономическая трансформация постсоциалистической России, инициированная командой Гайдара и Чубайса, идет высокими темпами. Начатая в 1992г. широкомасштабная либерализация экономики была в основном закончена к 1995г.
Макроэкономическая стабилизация потребовала более длительного времени, но тем не менее в 1996г. годовой уровень инфляции (22%) приблизился к показателям Польши (19%) и Венгрии (20%)1.
Обменный курс рубля почти стабилизировался в рамках наклонного "валютного коридора". Программа массовой приватизации позволила приватизировать 70% бывших государственных предприятий. По данным официальной статистики, в 1997г. наконец наметился возврат к экономическому росту (1%). Экономической стабильности угрожает и неблагоприятные явления в денежной сфере. Взаимная задолженность предприятий чрезвычайно быстро достигла громадных размеров.
Нарастает задолженность в области уплаты налогов в бюджет.
Несовершенство российской налоговой системы осложняет ситуацию с бюджетом, так как налоговые ставки завышены, сложны и произвольны. Лишь 17% предприятий платят налоги полностью и регулярно; налоговые поступления составляют только 9% ВВП2.
Параллельно с 1994г. широкое распространение в российской экономике получили взаимозачеты и бартер.
Российская массовая приватизация, начатая с целью ликвидации старой экономической власти и ускорения реструктуризации предприятий, не дала желаемых результатов. Примерно на половине приватизированных предприятий большая часть акций была передана их работникам, что не позволяет говорить о реальных результатах приватизации.
Другим следствием массовой приватизации является чрезвычайная концентрация собственности промышленных предприятий. Этот феномен обычен для процесса массовой приватизации, но в России он принял особо крупные размеры.
В результате трансформации старых министерств и относящихся к ним ведомственных банков возникла мощнейшая финансовая олигархия.
Что такое рыночная экономика.
Ослунд в 1995г. обосновал вывод о том, что российская экономика уже стала рыночной:
- государство стало демократическим благодаря конституции и разделению ветвей власти;
- государственная собственность ликвидирована 1994г. более половины рабочих мест перешло в частный сектор;
- бюрократическая координация исчезает, распределение ресурсов деполитизируется и осуществляется на основе рыночных принципов;
- экономика становится монетарной;
- дотации сведены на нет, ужесточены бюджетные ограничения1.
Но эта оценка носит ошибки двоякого характера. Ошибки первого рода легко заметны: они обусловлены излишним оптимизмом.
Ошибки второго рода более серьезны, так как они базируются на определенных теоретических концепций. В представленном наборе аргументов правильно выявлены точки отхода от прежней командной экономики, которые делают невозможным возврат к старой экономической системе.
Главной заслугой шоковой терапии стало то, что она позволила российской экономике перейти точку не возврата и открыла путь иным способам регулирования макроэкономических процессов, отличным от бюрократичной координации.
Рынок не скрыт под иерархическими, властными структурами.
А. Улюкаев, член команды Гайдара, пытается охарактеризовать переходный период в России с системной точки зрения.
Реформы заложили "основы развития капитализма в России". Первым условием этого является "формирование системы, отличной от административно-командной".
Второе условие либерализация, пусть не полная, цен, внутренней и внешней торговли, относительная стабилизация бюджетной и налоговой сфер и конвертируемость рубля.
Экономика и общество быстро "приспособились" к новой проторыночной экономической системе: неплатежи, непогашенные долги в контексте инфляции, рестриктивная денежная политика свидетельствует об этом. Но тем не менее к концу 1993г.
Россия стала "страной с товарной экономикой, действующей по общим законам рыночной экономикой, хотя и еще недостаточно развитой".
Внешняя торговля предполагает вывоз и ввоз товаров и услуг в отношениях между странами. Это главная форма внешнеэкономических связей, осуществляемая самостоятельно или в качестве опосредования других форм.
Внешнеторговые связи осуществляются за наличные, по клирингу, в кредит и на условиях бартера.
Бартер представляет собой эффективную при определенных условиях форму международного экономического сотрудничества. При бартерной сделке предполагается безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами.
Рассмотрим теперь роль инвестиций в Российскую экономику. Что бы торговать на международном рынке, нужно иметь достаточно большой капитал.
По данным Всемирного банка, чтобы быть сравнимой с показателями стран, выходящих сегодня на мировой рынок, капитализация российского рынка ценных бумаг должна в ближайшие 20 лет достичь 1000 млрд. долларов, то есть увеличиться в 35 раз.
В сегодняшней обстановке, России ничего не остается, как только привлекать инвестиции. В этом нет ни чего страшного, так как многие страны Восточной Европы, по привлечения иностранного капитала, оставили далеко позади Россию (объем прямых иностранных инвестиций, направленных в российскую экономику в 1989-1996гг., был равен 6 миллиардам долларов в семь раз меньше, чем в Китае только за 1996г.)
Один из аспектов опыта зарубежных стран с переходной экономикой связан с привлечением и использованием иностранных инвестиций, в первую очередь "прямых". Иностранный капитал, вложенный в модернизацию существующего производственного потенциала и создания новых предприятий, способен внести существенный вклад в преодолении кризиса.
Содействовать оживления экономической активности, расширению предложений товаров и услуг на внутреннем рынке и развитию экспортного производства.
Стабилизация валютно-финансового сектора экономики.
В России было положительное, до 20 миллиардов долларов в год сальдо внешней торговли. Продаем больше, чем покупаем.
Вроде бы блюдем свой интерес.
Но положительного сальдо само по себе еще ни о чем не говорит. Япония или Германия продают изделия обрабатывающей промышленности свой труд.
И за счет этого расширяют производство, создают новые рабочие места, приумножают богатство государства. В экспорте России 80% занимает сырье.
Такая структура внешней торговли типична для экономики слабой, колониально зависимой страны. Мы вывозим большую часть производимой сырьевой продукции и обмениваем на продукты труда и интеллекта, что тормозит развитие производительных сил России. Проедая свои природные богатства, мы допустили деградацию наукоемкой промышленности основы современного экономического роста.
Хотя в 1993 году были установлены тарифы на экспорт сырья(что приносило в казну определенный % с экспорта), но в 1996г. и они были отменены.
Но поскольку поступления от внешней торговли были заложены в бюджет, то глава правительства одновременно повысил акцизы на нефть и газ. Это вызвало значительное повышение внутренних цен на энергоносители. Получается, что население России теперь субсидируют продажу сырья в развитые страны.
Такая экономическая политика обусловила снижение конкурентоспособности отечественной промышленности.
Государство лишается принадлежащей ей части природной ренты, а она составляет огромную сумму около 10 миллиардов долларов в год.
По платежному балансу страны видно, что львиная доля выручки остается за рубежом на личных счетах. Происходит бегство капитала.
Еще одной дестабилизирующем фактором стал "Валютный коридор". В 1991г. подняли в несколько раз, обменный курс рубля это означает, что рост внутренних цен обогнал снижение обменного курса к доллару в несколько раз.
Следовательно, цены на импортные товары по сравнению с ценами на российские упали в несколько раз.
В такой же мере упала конкурентоспособность отечественного производства. Это беспрецедентный в мировой истории пример уничтожения государством собственной промышленности посредством губительной макроэкономической политики.
- Но была ли альтернатива такому курсу?
Безусловно. Россия обладала большими заделами конкурентоспособной продукции.
Мы держали внутренние цены на энергоносители ниже мировых.
Поддерживали конкурентоспособность обрабатывающей промышленности и низкий курс рубля, государство поощряло машиностроительный экспорт. Его рост достигал 14%.
Но с середины 1993г. правительство Черномырдина начало увеличивать цены на энергоносители, транспортные тарифы, а вместе с Центробанком резко подняло курс рубля и все рухнуло.
Прискорбно, что за 5 последующих лет правительство не приняло ни одной серьезной меры для защиты внутреннего рынка и отечественного производителя. Между тем иностранные кампании используют в России приемы недобросовестной конкуренции.
Можно привести примеры. Если чужой рынок заполняется фальсифицированными, потому и дешевыми, товарами.
Россия заполнена ширпотребом. Большинство этих товаров нельзя продавать: они не соответствуют российским стандартам качества, но они по цене ниже, чем наши отечественные и поэтому широко распространены.
По этому наша промышленность находиться в упадке.
Следующий крах рубля произошел в августе 1997г., не смотря на все отрицательные моменты, есть и положительные. Стало не выгодно импортировать товар, так как цена него, превышала в несколько раз отечественный товар.
Промышленность и аграрный комплекс стал медленно ставать на ноги.
Заключение
Итак, Россия сегодня имеет монетарную экономику1 с наемным трудом, правда, с некоторыми ограничениями. Она пока не управляется рыночным соглашением, то есть еще не является рыночной экономикой.
При наличии финансового отношения без финансового рынка и плохо установленных и плохо контролируемых прав собственности едва ли можно квалифицировать ее как экономику с капиталистическим началом, даже монополистическим.
Напротив, можно отметить, что это экономика с финансовой олигархией, осуществляющая отчасти первичное накопление капитала.
Следовательно, главная проблема для России развитие рыночной экономики на базе монетарной экономики с наемным трудом и финансовой олигархией, то есть приведение в действие рыночного соглашения. Тенденция к разбросу цен как раз и свидетельствует об отсутствии единого рынка.
Эта трудность установления рыночного соглашения и служит одним из проявлений российской специфики или, в более общем плане, тем, что отделяет постсоветский "первый мир" от "второго мира" Центральной Европы.
Список используемой литературы
1. Строев, "Будущее России - Федерации со стабилизирующей экономикой", журнал "Российская федерация", №15, 1998г.
2. Глазьев, "Убивая свою промышленность, мы обеспечиваем барыши спекулянтам", журнал "Российская федерация", №10, 1998г.
3. Самсон И., "Придет ли Россия к рыночной экономики", журнал "Вопросы Экономики", №8, 1998г.
4. Ляменков А.К., "Переход России к рыночной экономике", Москва: Издательство Магистр, 1997г.
5. Савин В.А., "Мировой рынок и его воздействие на инвестиционные проблемы России", журнал "Маркетинг в России и за рубежом", №1, 1999г.
1 EBRD Transition Report 1997
2 И.САМСОН, "Придет ли Россия к рыночной экономики", Вопросы экономики - 1998г. №8
1 Aslund A. How Russia Became a Market Economy? Brookings 1995
1 Монетарная экономика в ней имеет место быть социально-экономические отношения, которые восходят не к рынку, а к коллективному действию.