Пятерочка - Компания-микросхема
Пятерочка - Компания-микросхема
Стетой Феликс, компания Пятерочка, Санкт-Петербург
Большинство признанных профессионалов торгового бизнес - сообщества России с пристальным интересом наблюдают, анализируют и оценивают успехи роста сети Пятерочка, достигнутые в 1999 - 2002 годах. Сегодня сеть насчитывает 75 магазинов в Санкт-Петербурге и 45 в Москве. К концу текущего года Пятерочка обслужит своего 150 миллионного клиента и доведет торговый оборот до 430 миллионов долларов.
По данным Национальной Торговой Ассоциации это самый высокий показатель среди розничных сетей в России.
Высокую конкурентоспособность компании на розничном рынке страны, создание магазинов класса экономичный универсам в Санкт-Петербурге и Москве, а также нацеленность компании на развитие партнерского бизнеса в ряде регионов страны многие профессионалы бизнеса объясняют различными, зачастую просто фантастическими обстоятельствами и условиями. Однако, основа лидерства и конкурентоспособности сети - это высокая эффективность бизнеса, обусловленная оптимально выбранной бизнес-моделью компании.
Во-первых, Пятерочка имеет:
Во - вторых, Пятерочка, для достижения поставленной системы целей, главной из которых является - создание самой эффективной в России розничной сети универсамов экономичного класса, действующую под знаком обслуживания Пятерочка, имеет:
В-третьих, Компания Пятерочка в своем развитии избежала трех типичных ошибок:
- Пятерочкой была очень тщательно и вдумчиво отработана организационно-функциональная структура Компании, с учетом перспективы ее развития;
- был создан необходимый массив бизнес-процессов, разработанных на основе методологии IDEF0, согласно установленных для них критериев (скорость, качество, стоимость выполнения бизнес-процесса, риски потерь при отклонениях от заданного бизнес-процесса) и ограничениям, доступно описанным и оформленным, периодически подвергающимся аудиту с целью упрощения (совершенствования) со стороны владельцев, (разработчиков) бизнес-процессов;
- была установлена сквозная матричная взаимосвязь организационно-функциональной структуры Компании и бизнес-процессовой структуры Компании, согласно которой деятельность (выполнение работ) в Компании не двигаются вверх и вниз вдоль организационно - функциональной структуры, а текут сквозь нее в виде массива (набора) бизнес-процессов (рассматриваемых нами как потоки работ, движущихся от одного исполнителя к другому), и за качество выполнения которых, отвечают их владельцы, причем, на всех этапах выполнения бизнес-процесса владелец процесса главнее руководителей организационных подразделений Компании;
В-четвертых, Пятерочка постоянно заботится о простоте, ясности, понятности, рациональности и функциональности всех элементов бизнеса от постановки целей и разработки бизнес-процессов до языка общения сотрудников (в рамках разработанного и принятого в Компании глоссария и словаря терминов примерно 800 слов). Реализация принципа: Упрощай! Говори, пиши, мысли просто, четко, ясно, рационально является одним из важнейших в системе деловых взаимоотношений для руководителей и специалистов Компании, дает огромный положительный эффект и совершенствует деловую культуры Компании;
В-пятых, Пятерочка нацелена на максимально возможный уровень унификации, безусловную воспроизводимость и тиражируемость своего бизнеса, что несомненно является весьма перспективным и привлекательным как для самой Компании так и для ее потенциальных деловых партнеров, в том числе в регионах страны и закладывает основы для построения национального стандарта розничной сетевой торговли. Именно простая и доступная унификация и типизация позволяет минимизировать ошибки и эффективно бороться с наиболее подверженным ошибкам человеческим фактором.
Перечисленные выше пять основных системно взаимосвязанных составляющих эффективности деятельности Компании позволяют характеризовать Компанию Пятерочку как современную динамично развивающуюся бизнес структуру, обладающую безусловно высокой конкурентоспособностью, закрепляющей за Компанией позиции признанного лидера в своем сегменте российского розничного сетевого рынка.
Чтобы наглядно представить и ощутить степень эффективности деятельности уровень конкурентоспособности Компании Пятерочка, обратимся к аналогии: Компания - микросхема, вынесенной в название статьи, и проследим определенную похожесть внутреннего устройства, функциональной рациональности, надежности и экономичности Компании, с конструкцией и функциями интегральной микросхемы*)- как наиболее совершенным электронным прибором являющимся основным компонентом современных и перспективных радиоэлектронных средств.
Действительно, если проводить аналогию с системой выводов интегральной микросхемы, то:
Многослойная коммутационная плата, как важнейший функциональный элемент интегральной микросхемы, является аналогом набора иерархически выстроенных, взаимосвязанных, высококачественных бизнес - процессов (и поддерживающих их программного обеспечения) Компании - микросхемы.
Аналогией с корпусом интегральной микросхемы служат философия, идеология и деловая культура бизнеса Компании - микросхемы, которые придают завершенность и целостность восприятия Компании Пятерочка как феноменального явления в деловом бизнес сообществе России начала третьего тысячелетия, и которые позволяют вывести формулу дальнейшего развития бизнеса Компании Пятерочка: