d9e5a92d

Закон стоимости - это объективный экономический закон.


Ведь дифференциация товаропроизводителей ведет к стихийному перерастанию простого товарного производства в капиталистическое. Для тех, кто разоряется не остается иного источника существования, кроме продажи своей рабочей силы, а те, кто обогащается, накапливают необходимый капитал для найма рабочей силы.

Как показал опыт истории, стимулы и давление создаваемые законом стоимости в условиях конкуренции действуют гораздо сильнее, чем приказ начальника при административно-командной системе, когда речь идет об удовлетворении спроса потребителя, экономии ресурсов, повышении эффективности производства. Следовательно, закон стоимости действует не только через механизма колебания цен на рынке вокруг стоимости, что позволяет использовать его в качестве регулятора производства, но и через механизм конкуренции, конкурентной борьбы товаропроизводителей, которая побуждает их учитывать спрос, производить лишь то, что можно продать, снижать издержки производства, повышать эффективность производства. Не случайно там, где слаба конкуренция, где практически отсутствует механизм банкротства товаропроизводителей, там фактически не действует и закон стоимости.
Закон стоимости - это общий экономический закон для любого товарного производства. Однако его действие в различных социально-экономических условиях характеризуется своеобразными чертами.

Если при простом товарном производстве колебание цен происходит вокруг стоимости, то при капитализме свободной конкуренции - вокруг цены производства, а при господстве монополий - вокруг монопольной цены.
Закон стоимости - это объективный экономический закон. Однако он действует не автоматически, сам по себе, а через деятельность людей, участников товарно-денежных отношений. Если цены не свободны, а назначаются государством, то закон стоимости не сможет выполнить свою регулирующую роль.

Если отсутствует или недостаточно развита конкуренция товаропроизводителей, не действует механизм банкротства, то закон стоимости не может заставить товаропроизводителя производить то, что нужно потребителю, снижать издержки производства, повышать эффективность производства.


4.3. Деньги и их функции
Происхождение и сущность денег. На ранних стадиях развития человеческого общества, когда еще не было общественного разделения труда, обмен товаров был случайным явлением.

Например, один топор обменивался на 20 кг зерна. Это была простая, единичная или случайная форма стоимости.

Данная форма сохранилась и в настоящее время при бартере и других формах обмена "без денег", когда происходит непосредственный обмен одних товаров на другие.
На первый взгляд представляется, что в процессе подобного обмена товары играют одинаковую роль. В действительности же, когда один товар соотносится с другим, их роль различна. Первый товар, в данном случае топор, выражает свою стоимость относительно другого товара - зерна. При этом стоимость топора обнаруживает себя в относительной форме - в обмене на зерно. Здесь 20 кг зерна выступает в качестве такого товара, с помощью которого другой товар (топор) выражает свою стоимость, то есть выступает в роли эквивалента (равноценности) другого товара - топора, представляя собой эквивалентную форму стоимости.

В результате потребительная стоимость товара, в данном случае зерна, приобретает новое общественное свойство - служить формой выражения стоимости другого товара, в данном случае, топора, и признания тем самым его общественной полезности. В этой простейшей эквивалентной форме стоимости заключен зародыш будущих денег. 218
Если товаропроизводитель за свой товар при обмене получил эквивалент, то это означает, что данный товар необходим обществу, что является воплощением общественно-необходимого труда, который признается обществом. При этом полученный эквивалент подтверждает сам факт создания стоимости, служит ее выражением и воплощением.
Исторически в роли эквивалента первоначально выступали пазные товары. Действительно, когда первобытная община лишь от случая к случаю обменивала какой-либо свой продукт на продукт другой общины, последний выступал в роли эквивалента лишь в единичных актах обмена.



В каждом последующем акте обмена эту роль мог выполнять и выполнял другой товар.
С возникновением общественного разделения труда обмен принял регулярный характер. В него начинают втягиваться все большее количество разнообразных товаров. В результате каждый отдельный товар получил возможность обмениваться на целый ряд других товаров. Например, одна овца могла быть обменена на 40 кг зерна, на 2 топора или на 40 м холста и т.д.

В результате появилась полная или развернутая форма стоимости. В этой форме стоимость одного товара, в данному случае овцы, получили свое выражение в потребительной стоимости не одного как в первом случае, в множестве товаров, играющих роль эквивалента.
Дальнейший рост товарного обмена выявил неудобство обмена одного товара на другой. Действительно, владельцу овцы может оказаться ненужным звено, а владельцу зерна не нужен топор, а владельцу топора не нужен холст и т.д.

Каждому товаровладельцу потребуется совершить множество промежуточных торговых сделок, чтобы найти покупателя для своего товара, и чтобы этот покупатель имел товар, в котором нуждался данный товаровладелец. Необходимость упрощения процесса обмена потребовала выделения из всего многообразия товаров какого-то одного товара, обладающего наибольшей способностью к сбыту, на который товаропроизводители согласны обменивать все остальные товары, то есть появления всеобщего эквивалента.
Когда из товарного мира был выделен товар, который по своим естественным свойствам оказался наиболее удобным для выполнения специфической общественной функции - служит выражением стоимости всех остальных товаров, выступать в качестве всеобщего эквивалента и, следовательно, служить универсальным средством обмена, возникла всеобщая форма стоимости.
У разных народов в роли наиболее употребительных эквивалентов всех других товаров выступали различные продукты Это могли быть продовольственные товары (скот - у греков и арабов, соль, чай, зерно, рис и др.), меховые изделия (шкурки пушных зверей, у славян, например куна), орудия труда (мотыги топоры, ножи), украшения (кольца, браслеты, цепочки), ракушки и т.д. Действительно, люди на местных рынках в каждой стране или в крупном экономическом регионе выбирали тот товар, который получал общее признание у покупателей и продавцов как универсальное средство обмена. Как правило, это были наиболее ходовые товары, на которые всегда можно было обменять все остальные полезные вещи.

Естественно, что способность товара к сбыту была ограничена той областью, в которой товар мог найти сбыт. Так, в средневековой Германии мерилом стоимости служил перец, в Греции - железные гвозди (отсюда название греческой валюты "драхма" - горсть гвоздей).

Подобные формы денег встречаются и в настоящее время во время острого дефицита на те или иные товары. Так, на Украине в качестве единицы взаимозачетов использовалась канистра бензина, а России - 0,5 л водки, а на книжном рынке - 1 том Дюма.
В результате расширения товарного обмена между народами, когда обмен вышел за пределы местного рынка, местные "деньги" не могли выполнить роль всеобщего эквивалента. Потребовался переход к единому для всех товару-эквиваленту, когда функции универсального средства обмена закреплялись только за одним товаром, на который обменивался любой товар у разных народов.

Скот или меха не могли успешно выполнить эту роль из-за неудобства использования (трудно хранить и невозможно делить) или возможности естественной гибели. Поэтому с течением времени роль всеобщего эквивалента постепенно закрепилась за благородными металлами: золотом и серебром, как в силу их природных физических свойств (сохранность, однородностью, делимость), так и количества труда, затраченного на их добычу, производство (отсюда высокая стоимость в небольшом объеме), а также относительной редкости в природе.
Когда был найден товар, который в наибольшей степени был удобен для обмена для всех стран и народов, появилась денежная форма стоимости.
При денежной форме стоимости стоимость всех товаров выражается в потребительской стоимости только одного товара, ставшего всеобщим эквивалентом, в деньгах. Именно в способности непосредственно обмениваться на все товары состоит полезность денег в условиях рынка, их потребительная стоимость.
Деньги, следовательно, это специфический товар, выполняющий 'оль всеобщего эквивалента.
Следовательно, появление денег связано не с каким-то законодательным актом или изобретением гения. Это естественный результат развития хозяйственной жизни людей, их потребности в обмене, в результате которого было найдено такое волшебное средство, которое оказалось способным превращаться в любую заманчивую и желанную вещь (Ф.

Энгельс).
Золото стало деньгами поэтому, что обладало совокупностью качеств, позволяющих ему лучше, чем другие товары, выполнять общественные функции всеобщего эквивалента, универсального средства обмена. В связи с этим деньги выступают как абсолютно ликвидное средство обмена, то есть как легко реализуемый товар.



Содержание раздела