И тем более нельзя допустить, чтобы один регион жил за счет других. На региональном уровне обнаруживается целый клубок противоречий: между центром и резонами, между провинцией и столицей, между регионами-Донорами и депрессивными регионами.
Все это означает, что без скорого и радикального разрешения региональных противоречий экономику России оздоровить невозможно. Если при административно-командной системе провинция обвиняла Москву в том, что она "высасывает" из нее продукты питания и практически ничего на остается для своего собствен ного населения, то теперь регионы сетуют на то, что Москва не закупает у них продукты в достаточном количестве. В то же время, рассчитывая на собственные силы, регионы нередко изолируются друг от друга, вводят запреты на ввоз "чужой" водки и другой продукции, отграничиваются экономическими барьерами от других регионов, что мешает укрепить единый российский рынок, порождает новые противоречия в коллективных экономических интересах, но не мешает им просить деньги у Москвы.
Чтобы снять многие региональные противоречия следует стимулировать, а не ограничивать горизонтальные экономические связи между ними, мобилизовать внутренние ресурсы и для самообеспечения, и для продажи товаров другим субъектам федерации, и для проникновения на мировой рынок.
К коллективным интересам следует отнести и корпоративные интересы людей, то есть интересы по признаку принадлежности к той или иной отрасли, связанных с работой и доходами работающих там людей. В связи с этим можно выделить интересы военно-промышленного комплекса (ВПК), топливно-энергетического комплекса (ТЭК), аграрного сектора, шахтеров, металлургов, железнодорожников, авиаторов и др. Основу для возникновения и закрепления данные интересы получили в ус-. ловиях административно-командной системы, в то время, когда в стране преобладала уравниловка в оплате труда, а у приоритетных отраслей была создана определенная система льгот для всех работников отрасли - от министра до уборщицы, которые идентифицировали себя и свои интересы с отраслью и ее интересами.
Эти преимущества работники данных отраслей стремятся сохранить и в условиях рыночной экономики, добиваясь разного рода льгот от правительства и Государственной думы. В условиях роста взаимных неплатежей железнодорожники стали договариваться с металлургами, шахтеры с железнодорожниками и т.д., чтобы защитить свои экономические интересы.
Эти коллективные интересы проявляют себя и в Государственной думе, в Правительстве, где идет лобирование отраслевых интересов, а бюджет формируется на основе компромисса с аграриями, представителями ВПК, ТЭК. Более того, каждая крупная корпорация создает или поддерживает свою партию для защиты своих интересов в политической жизни общества.
Не случайно НДР представляет интересы ТЭК, а КРО - интересы ВПК, аграрная партия России (АПР) - интересы аграриев и т.д.
Однако имущественное расслоение общества привело к тому, что оно стало утрачивать корпоративную структуру и расслоилось на богатых и бедных, стал выделяться и средний слой. По данным Всероссийского центра уровня жизни в 1997 года 8% людей России перешли в средний класс.
26 8% россиян имеют так называемый бюджет прожиточного минимума, который является границей абсолютной нищеты. Статистика таких людей тактично называет "малоимущими".
Такой бюджет позволяет человеку поддерживать жизнедеятельность лишь в период кризисного состояния экономики. Он не предусматривает смену одежды, покупку предметов домашнего обихода.
28,7% населения России имеют душевой доход на уровне один-два бюджета прожиточного минимума. Их статистика относит к группе "малообеспеченных".
Чтобы что-то купить из одежды, они вынуждены экономить на питании.
Когда душевой доход позволяет купить три набора прожиточного минимума, человек выходит на уровень минимального потребительского бюджета и может регулярно обновлять изношенную одежду, пользоваться жизненно необходимым набором услуг и вносить разнообразие в обеденное меню. Их относят к группе "обеспеченных".
Так живут около 36% россиян.
В 1997 г. прожиточный минимум в России составлял 247 тыс.руб., а минимальный потребительский бюджет - 716 тыс.руб. (В Москве соответственно 279 и 906 тыс.руб.).
В результате человек перестает идентифицировать себя с той или иной корпорацией, в которой он трудится. Бедняк в любой отрасли бедняк.
Этого не учли почти все избирательные блоки и партии, возглавляющие их, и большинство из них проиграли выборы в Государственную думу в 1995 году. Победили те из них, кто обещал покончить с бедностью, обнищанием населения.
К групповым интересам относятся интересы городов и других территориальных образований. Они могут совпадать, а могут и не совпадать с интересами федерации. Так, у федерального правительства непосредственный интерес нередко состоит в том, чтобы ограничить свободу московского правительства, а у последнего - защитить эту свободу. Ясно, чтобы защитить интересы москвичей нужна самостоятельная финансовая основа Моск-вы. Однако у Москвы забирают более половины налоговых доходов в федеральный бюджет.
В то же время Москва регулярно ^дополучает средства из федерального бюджета на выполнение городом столичных функций, на развитие метрополитена и т.д. Тем не менее есть экономическая основа для согласования этих интересов. Растет богатство Москвы - богатеет Россия.
Ведь Москва уже в 1996 году давала более 18% всех налоговых поступлений в бюджет РФ.
Коллективные интересы предприятия также могут входить в противоречие с общими интересами. Наиболее рельефно это проявляется в стремлении предприятий получить больше дотаций от государства.
Получается, что не предприятие должно работать на общество, уплачивая ему часть доходов в виде налогов, а общество должно обслуживать потребности предприятий покрывая их убытки или повышая пошлины на ввозимые товары, лишать их конкурентов с внешних рынков. Пока предприятия будут думать о повышении цен на свою продукцию, а не о снижении издержек производства, трудно надеяться на единство общественных и коллективных интересов. Нельзя ни согласиться с мнением о том, что в мире есть много мест, где живут лучше нас, немало - где живут хуже нас.
Но нигде не живут глупее нас. Так, датирование шахтеров привело к тому, что они стали бороться не за большую прибыль, а за большие убытки, чтобы получить государственную поддержку. Стремление максимизировать государственные дотации, а не собственную прибыль, превратило "черное золото" в черную дыру бюджета.
Не случайно в США, где уголь не дотируется, его себестоимость, несмотря на более высокую зарплату, вдвое ниже российского.
Экономическая политика призвана учитывать особенности всех типов коллективных экономических интересов, вытекающих из особенностей отраслевого или территориального разделения труда, национальных приоритетов, дифференциации общества на богатых и бедных с целью мобилизации имеющихся внутренних резервов республики, региона, города, отрасли, трудового коллектива, всех социальных слоев общества с целью повышения творческой инициативы проживающих и работающих там людей, несмотря на различия в их материальном благополучии или в национальной принадлежности. Это можно обеспечить, если люди увидят и почувствуют прямую связь между результатами своего труда, условиями воспроизводства и качеством жизни в том или ином территориальном, отраслевом или производственном образовании, если не будут поддерживаться иждивенческие настроения отдельных субъектов федерации, если будет обеспечено их действительное равенство в отношениях между собой и с центром, если в хозяйственных договорах будут учитываться и согласовываться интересы всех участвующих субъектов.
Важно только, чтобы естественное стремление защитить "свою" территорию, "свое" население, "свой" коллектив не привело к возобладанию центробежных тенденций, к территориальной изоляции, сепаратизму, коллективному эгоизму, к "национализации" кадров, которая не менее губительна, чем национализация собственности.
Не следует забывать и о том, что право одной нации на "отделение" ограничено правом всего многонационального народа России на сохранение целостности государства. Но если будет отсутствовать экономическая заинтересованность в совместном проживании различных народов на одной территории, то неизбежны конфликтные ситуации, подрывающие основы для совместного проживания народов, целостности России.
Опыт Югославии, Чечни и других народов показал, что невозможно силой заставить людей жить в мире и согласии.
Люди устали от бесплодной политической борьбы, предсказаний новых социальных конфликтов и потрясений. Они хотят стабильности и ожидают от властей реальных дел.
Те, кто понял эти настроения избирателей, их интересы, одержал на выборах убедительную победу. Достаточно вспомнить с каким единодушием были отданы голоса Ю. Лужкову, Е. Строеву, А. Тулееву.
Личные экономические интересы реализуются в виде доходов, которые являются результатом хозяйственной деятельности людей, в возможностях самореализации личности. Они связаны прежде всего с заработной платой или страхом ее потерять, с премиями, с возможностями продвижения по службе, когда люди работают на нанимателя, с личными доходами от коммерческой деятельности, когда люди работают на себя; с размером дивиденда на акции, с величиной процента от банковского вклада, если таковые имеются; с ценами на товары и услуги, с возможностями выбора товаров и услуг и их качеством; с удовлетворенностью от работы, от условий жизни и другими факторами, влияющими на качество жизни.