d9e5a92d

Способность служить целям делает средство полезным.


Бытие предстает перед человеком в совершенно новом "человеческом измерении" отличном от его измерения во времени и пространстве. Это новое измерение, или видение бытия, есть видение сущего сквозь призму должного, т. е. как средства, есть бытие как "инструментальное бытие", "бытие инструментом". Это специфически человеческое видение бытия, мира сущего и его противопоставление миру должному, тоже специфически человеческого мира представлений, желаний.

Это противопоставление и противоречие между ними человек разрешает в своей целесообразной деятельности, результатом которой является новый человеческий мир и сам человек. Таким образом, человек сам порождает противоречие и сам же разрешает его. Но сотворенный им мир сущего, которому противостоит новое понимание должного, рассматривается как средство для новых целей и т. д. Средство есть все то, что "служит цели", или, по удачному выражению Гегеля, "определенность объекта через цель".59 Те или иные предметы внешней действительности, употребляемые человеком для осуществления своих целей, сами по себе не являются средствами. Предметы остаются предметами независимо от того, рассматриваются ли они человеком в качестве средств для своих целей, считает ли он их полезными для себя.

В замечаниях на книгу А. Вагнера Маркс писал, что люди "практически употребляют эти продукты, что последние им полезны; они приписывают предмету характер полезности, как будто присущий самому предмету, хотя овце едва ли представлялось бы одним из ее "полезных" свойств то, что она годится в пищу человеку.
0так: люди фактически начали с того, что присваивали себе дедметы внешнего мира как средства для удовлетворения своих 'бственных потребностей и т.д.; позднее они приходят к тому, ото и словесно обозначают их как средства удовлетворения своих потребностей... - как предметы, которые их "удовлетворяют".60
Средства являются таковыми лишь по отношению к цели и вне цели без наличия цели средство перестает быть средством, а есть просто некоторый объект. Как, впрочем, и наоборот.

Цель также является, целью лишь в соотнесении со средством. Если нет средств для реализации цели, то не может быть и цели, которая должна быть реализована.

Даже потенциальные цели, которые собственно есть не действительные цели, а всего лишь возможные, возможны лишь потому, что существует возможность появления средств для их реализации. Таким образом, цель и средство - соотносительные категории и они теряют смысл вне друг друга, каждая из этих категории есть их определенность через противоположную сторону.
В предыдущем параграфе мы рассмотрели категорию цели и пришли к выводу, что она обладает двойственным характером. Абстрактно-всеобщая цель есть стремление к благу вообще, к полезности и т.д., но она всегда выступает в форме конкретных целей, конкретных планов, проектов.

Однако если это так, то и средство как "определенность объекта через цель" как категория, существующая лишь в соотнесении с целью, должно отражать в себе эту двойственность цели. И действительно, средство также есть, с одной стороны, абстрактное средство, средство вообще, и, с другой стороны, конкретное средство, средство реализации конкретной цели.

Поясним данную мысль подробнее.
Чем более развито общество, тем чаще средства сами являются результатами предыдущих актов деятельности, тем чаще поэтому средства специализированы, наготовлены специально для конкретных целей. И наоборот, чем дальше мы уходим в глубь истории, тем меньше средства служат узкому кругу целей, тем более они средства как таковые, для самых различных целей, т. е. средства вообще.

В предметах, непосредственно взятых из природы и не выступающих результатом деятельности, особенно наглядно проявляется их инструментальное бытие, бытие в качестве средства как такового, в его абстрактно-всеобщем виде, ибо их можно использовать в самых разнообразных целях.
Чтобы выделить абстрактно-всеобщее в средствах, только благодаря которому они и есть средства, необходимо отвлечься от того, что то или иное средство есть средство по отношению конкретной цели. Это всеобщее в средствах есть наиболее абст рактное определение средства как способности служить цели и быть изношенным в процессе этого служения. Способность служить целям делает средство полезным. Средство есть нечто полезное, и полезность эта определяется полезностью целей, которым оно служит. Такое же фундаментальное свойство средства есть то, что оно "обречено на изнашивание" (Гегель), т. е. обречено на затраты, на расходование и т. д. "То, что должно быть употреблено для осуществления той или иной цели и что по существу своему должно считаться средством, есть средство, назначение которого - быть израсходованным".61 Средство, которое не обречено на изнашивание или которое не рассматривается субъектом целеполагания как затраты, издержки, есть уже не средство, а лишь необходимое условие реализации цели, условие деятельности.



Без необходимых условий процесс деятельности и выполнение цели так же невозможны, как и без наличия средств. Однако вместе с тем средства следует строго отграничивать от условий, как, впрочем, и цели от потребностей. Все цели - это потребности, но не все потребности есть цели.

То же самое мы можем сказать и относительно средств. Наличие средств - необходимое условие реализации цели, условие деятельности. Само средство в этом смысле есть условие.

Но не всякое условие есть средство. Ограниченность делает условие средством, а неограниченность делает средство условием.
Ограниченность чего-либо, необходимого для реализации цели, вынуждает человека рассматривать его в качестве затрат, расходов, издержек и тем самым бережливо относиться к нему, дорожить им. В этом смысле оно есть средство и обречено на изнашивание. Если же то, что необходимо для реализации цели, не ограничено, то оно уже не рассматривается как средство, отношение к нему безразличное, не бережное. Как средство оно может рассматриваться лишь в "техническом" или "технологическом" смысле (во всех видах деятельности, не только в материальной), а не в телеологическом.

Это уже не средство, а условие деятельности. Как средство, так и условие реализации цели обладают полезностью в той или иной степени, ибо и то, и другое необходимо для цели. Но ограниченность средств делает необходимым соизмерять затраты средств с полезностью цели, чего нельзя сказать относительно условий.

Условия расматриваются лишь в их качественной определенности, как нечто данное или отсутствующее, что делает данную деятельность возможной или невозможной. Но количественное отношение между потребностью и полезностью сводится лишь к тому, что первая характеризует это отношение со стороны субъекта, тогда как вторая - со стороны объекта.

Полезность присуща объекту потребности и подразумевает наличие субъекта, нуждающегося в данном объекте. И наоборот, потребность присуща субъекту и предполагает соответствующий его потребностям полезный объект, благо.

Исследование экономической потребности неизбежно связано с исследованием экономической полезности.
В субъектно-объектном отношении активной стороной является субъект, пассивной - объект. Следовательно, в логическом плане экономические потребности предшествуют экономической полезности, они первичны, они рождаются в субъекте. Тогда как экономические полезности вторичны, ими наделяются объекты, субъект приписывает объектам ту или иную полезность.

Разумеется, такое деление нельзя абсолютизировать; хотя потребности и рождаются в субъекте, но в нем они порождаются объектом, внешней действительностью и ее возможностями.
Естественной потребности соответствуют и естественные полезности, блага. Если нет возможности для производства этих благ, то они не порождают и экономических потребностей, стимулирующих производственную деятельность. Однако с появлением таких возможностей возникают и экономические потребности. Экономические потребности - это всегда платежеспособные потребности, удовлетворяемые через затраты (и потому стимулирующие затраты на создание полезных благ).

Но вместе с появлением платежеспособных потребностей возникают и оплачиваемые полезности, т. е. полезности, получаемые через затраты, в результате деятельности. Экономическая полезность - это полезность, полученная через затраты.
Естественно, возникает вопрос относительно экономической полезности невоспроизводимых благ. Если при этом имеются в виду потребительские блага, то они вообще попадают не в сферу производства, а прямо в сферу потребления. Но поскольку экономические блага - это всегда ограниченные блага, то и сам процесс потребления этих благ попадает в орбиту экономической деятельности.

Некоторое своеобразие заключается в том, что в этом случае экономическая деятельность сводится к оптимизации потребления этих благ во времени и пространстве.
Субъект соизмеряет степень удовлетворения своих настояшну потребностей с ограниченностью этих благ, с необходимостью удовлетворения отложенных на будущее потребностей и т. д. Вг всех этих случаях субъект должен осуществить свободный выбоп между различными вариантами потребления ограниченных благ, что неизбежно связано с отказом от ряда возможных вариантов.



Содержание раздела