d9e5a92d

Ассигнования на науку, в % к ВВП


В российской экономике переходного периода еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия располагая 3.4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/3 всей прибыли по народному хозяйству.

Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ на 1.01.1997 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8.9 млн. человек , а с учетом вторичной занятости - 13.8 млн. человек.

В отраслевой структуре доминирует торгово-посреднеческая деятельность, а в региональной структуре - Центральный экономический район с ядром в Москве.
В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП был характерен рост как их числа, так и количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80% , то 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995г. произошло уже снижение их числа на 2.2%.
Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием российских МП, я считаю необходимым рассмотреть некоторые страницы их “новейшей истории”.
Становление российского малого предпринимательства пришлось на переходный период как в экономической, так и политической истории России. За последние 10 лет оно уже прошло три этапа и находится накануне, вхождения в новый , четвертый, этап. Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-г.

Огромные льготы всех видов , в том числе и за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к “ золотому веку” малого предпринимательства. Действительно происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивалось производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.
Изнанкой “золотого века” было , однако, то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управляемых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства накапливаемые в малом предпринимательстве методом “доразграбления” госсектора, за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры.
Конечно, в развитии МП имели место не только негативные процессы. В годы перестройки малый бизнес включился в общий , всячески поддерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.
Однако нельзя не заметить, что “золотой век” малого бизнеса и вменяемые ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с другими направлениями экономических преобразований, а точнее - с неудачной попыткой проведения реформ сверху, в жестко- унитарных традициях, с опорой исключительно на аппарат государственной власти и управления. Попытки центрального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых доходов от разницы между фиксированными ценами госсектора и свободными ценами негосударственных предприятий , регламентировать деятельность МП, использовать рычаги налогообложения наталкивались на явную недееспособность государственного аппарата.


Необходим был кардинально иной экономический курс, который воплотился уже в новой России в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй, этап в развитии российского малого предпринимательства.
1992 год - год шоковой терапии. Шоковая либерализация российской экономики привела к тому , что многие важные сферы жизнедеятельности страны оказались под угрозой деградации ( См. таблицу 2 ). Этот год характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2.1 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства.

Бурная инфляция привела, с одной стороны к обесцениванию сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор.
Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. Приведу некоторый пример. Я живу в городе Жуковский- в центре авиационной наки и техники. В городе существуют три крупных авиационных научно исследовательских института : ЦАГИ, ЛИИ, НИИП, на их базе существуют различные конструкторские бюро (им.

Ильюшина, им. Сухого и т.п.)




Таблица 2

Показатели
Пороговое
значение
Реально в
России
1. Экономические
Падение ВВП по отношению к базовому уровню %
Уровень продовольственной зависимости (доля потре-
бляемого импорта продукта питания) %
Ассигнования на науку, в % к ВВП
2. Социальные
Отношение доходов 10% самых богатых к
доходам 10% самых бедных
Количество преступлений на 100 тыс. населения
Уровень депопуляции ( количество рожденных
к количеству умерших)
Количество психических патологий на 100 тыс.
населения в ед.
3.Политические
Уровень легитимности режима ( доля граждан не
доверяющих центральным органам власти , %)


30 -40

30-35

2


10:1

5

50:50

284



40

свыше 50

50

0,32


15:1

6

50:63

280



60-65

Начиная с 1990 г. на базе огромных производственных мощностей этих институтов стали появляется малые предприятия, состоящие из 1 -3-х человек. Основная задача этих МП сводилась и сводится к поиску заказов для предприятий, по большей мере эти заказы не связаны с авиацией, а если и относятся к ней, то в основном это разработки для Индии, Египта, Китая, тоесть для стран дальнего зарубежья. В общем в сфере науки число малых предприятий возросло в 3.4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось 3.1 раза.

Затем следуют материально -техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (2.9 раза). К ним тесно примыкает сфера народного образования(2.8 раза).
В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сферах материального производства.
По широко распространенному мнению, модель шоковой терапии была малоконструктивна для быстрого и продуктивного развития экономики страны и, в частности, для малого предпринимательства. Но следует признать, что в условиях активизации рыночных реформ МП продемонстрировали и свои позитивные возможности. Важнейшими функциями МП в условиях шоковой терапии стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.
Вместо своего рода кормушки с сильным криминальным оттенком, что было присуще периоду, в сфере МП стала образовываться нормальная конкурентная прорыночная среда, характеризующаяся борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Сказанное , правда , не означает , что криминальные структуры оставили малый бизнес в покое .
Феноменальный рост числа МП в 1992 г. имеет свое объяснение . Бурное развитие торгово-посреднического малого предпринимательства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерилезация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговля внутри страны создали благоприятные условия для торговой деятельности .
Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаром, хотя и не очень качественных ( типа продукции китайского производства ) , но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя . Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращало их в капиталы средних размеров .



Содержание раздела