На рынке акций, на первый взгляд, царит полный хаос Однако исследователи сумели обнаружить в этом абсолютном беспорядке некоторые эмпирические закономерности. Далеко не все из них имеют какое-то приемлемое объяснение, а потому их зачастую называют аномальными.
Однако практика показывает, что, по крайней мере, четыре типа сезонных эффектов в динамике фондового рынка можно обнаружить: эффект января, эффект дня недели, эффект конца недели и эффект праздничного дня.
Ряд исследователей полагает, что рыночная активность инвестора в течение года меняется весьма причудливым и даже иррациональным образом. Причем в доходности рынка существуют некие повторяющиеся события, имеющие характер временного цикла.
Правда, в соответствии с понятием эффективного рынка такие циклы должны быть малозаметны, иначе они были бы положены в основу инвестиционных стратегий, в результате применения которых эти аномалии, несомненно, исчезли бы.
Казалось бы, нет никаких основа ний думать, что доходность акций в какой-то один месяц будет выше, чем в другой. Но при исследовании среднемесячной доходности бумаг на Нью-Йоркской фондовой бирже экспертами был выявлен существенный фактор сезонности. В частности, средняя доходность в январе была выше, чем в каком-либо другом месяце более чем на 3%.
Аналогичный эффект января впоследствии удалось выявить и на фондовых биржах Японии.
Посмотрим, насколько эффект января характерен для развивающегося российского рынка акций. С этой целью изучим динамику до
- Ожидаемая доходность в январе посчитана путем умножения количества дней в этом месяце на среднюю ежедневную доходность за последние 12 месяцев;
- эффект января вычислен путем вычитания из совокупной январской доходности (всего в январе) ожидаемой доходности в этом месяце;
- доходность за 12 месяцев по индексам РТС и РТС-2 посчитана за период с 1 декабря 2004 г. по 1 декабря 2005 г._
1 и 2).
Из рисунков 1 и 2 следует, что эффект января на российском фондовом рынке в 2005 г. (в январе 2004 г. доходность по индексу РТС составила 7.7%, а по индексу РТС-2 - 20%) проявился лишь в аномально высокой доходности акций т.н. второго эшелона. Для сравнения скажем, что в январе 2005 г. рост индекса РТС-2 оказался почти на 4% выше, чем в остальные месяцы, а вот январская доходность по РТС была чуть меньше среднегодовой.
Кстати, на рынках развитых зарубежных стран эксперты также увязывают повышенную доходность января с т.н. эффектом размера, то есть доходность на рынке в этот месяц растет, главным образом, за счет увеличения стоимости акций относительно небольших эмитентов. Более того, в США было выявлено, что крупные фирмы, как правило, имеют в январе отрицательную доходность.
Американцы пришли к выводу, что эффект размера особенно заметно сказывается в течение первых пяти торговых дней в январе. Наше исследование показало, что это явление присуще и российскому рынку: с 11 по 17 января 2005 года индекс РТС понизился на 0.07%, а РТС-2 вырос на 1.95%.
Исследователи по-разному объясняют январскую аномалию. Одно из довольно распространенных объяснений - профессиональные финансовые менеджеры ближе к Рождеству продают не очень хорошо показавшие себя в течение года акции, чтобы эти бумаги не фигурировали в годовых отчетах.
А в январе этот стимул к продажам исчезает, и стоимость недооцененных рынком акций несколько возрастает.
Заметим, что это объяснение противоречит концепции эффективного рынка, согласно которой недооцененные акции должны быть скуплены осознавшими данный факт инвесторами. В результа-
те выросшею спроса различия между январскими ценами и цена-ми конца года должны быть нивелированы. На самом деле этого не происходит.
Некоторыми исследованиями установлено, что бета-коэффициент для акций малых фирм в начале года стремится к увеличению. Доходность индексе*, гкжчитына jj 20 неделі - с середины июня
- ожидаемая доходность за пятницу и понедельник рассчитана путем умножения на два средней ежедневной доходности за год;
- эффект конца недели определяется путем вычитания ожидаемой доходности от средней доходности за пятницу и понедельник.
1.6 1.50
Но в ряде зарубежных работ приводятся факты, опровергающие этот устоявшийся постулат. В частности, в американской литературе были опубликованы исследования, доказывающие, что доходность в понедельник резко отличается от доходности в другие дни недели.
По их данным, средняя доходность в понедельник оказалась на 0.13-0.21% ниже средней доходности в остальные дни. К тому же средняя доходность в понедельник была отрицательной, тогда как в остальные дни недели она была положительной.
Анализируя рисунки 3 и 4, можно прийти к выводу, что известное высказывание понедельник - день тяжелый по итогам последних 12 месяцев можно применить лишь по отношению к индексу РТС-2. В то же время этот день недели для акции, входящих в состав индекса РТС, стал самым доходным.
И еще одна любопытная закономерность: пятница, оказавшаяся на втором месте по степени доходности для индекса РТС относительно индекса РТС-2, также заняла второе (после понедельника) место, но по уровню низкой доходности. Очевидно, растущий спрос на акции нефтяных компаний, которые составляют основу индекса РТС. вел к снижению доходности по акциям предприятий второго эшелона.
И наоборот, если инвесторы считали переоцененными бумаги общепризнанных лидеров фондового рынка, то тогда доходность повышалась у аутсайдеров.
Теперь посмотрим, проявлялся ли на нашем рынке в 2005 г. эффект конца недели, выявленный исследователями на многих зарубежных рынках. Под эффектом конца недели в данном случае понимается скачок цен с момента закрытия рынка в пятницу и до его закрытия в понедельник. Хотя, конечно, в литературе используются и другие термины, которые разделяют это общее понятие на более частные: эффект выходного дня, эффект пятницы и эффект понедельника.
Результаты проведенного нами мини-исследования приведены на рисунках 5 и 6 (за 20 недель 2005 года).
Как же можно объяснить некоторые аномалии доходности в понедельник и пятницу с помощью эффекта конца недели? На наш взгляд, таких факторов несколько.
Во-первых, эффект пятницы. В пятницу у многих инвесторов обычно присутствует желание завершить сделки, намеченные на эту неделю, что, несомненно, оживляет фондовую торговлю особенно в последние часы перед закрытием.
Во-вторых, эффект выходного дня. Хотя суббота и воскресенье не являются торговыми днями, тем не менее, за этот срок у участников рынка вполне может произой ти переоценка стоимости продаваемых на фондовой бирже активов.
вается на итогах торгов в понедельник. Чтобы не осложнять анализ частностями, мы рассматриваем все эти три эффекта как составную часть эффекта конца недели.
Как следует из рисунков 5 и 6, для индекса РТС-2 эффект конца недели оказался отрицательным -ный эффект, подразумевая под ними аномалии в доходностях соответственно последнего перед праздником и первого после праздника торгового дня.
Из рисунков 7 и 8 можно сделать вывод, что предпраздничный и постпраздничный эффекты для РТС оказались положительными.
Теория эффективного рынка исходит из того, что ожидаемая ежедневная доходность акций одинакова для всех дней недели. Ио в ряде зарубежных работ приводятся факты, опровергающие
этот устоявшийся постулат.
Он может быть полезен, особенно при спекулятивном спросе, когда такая мера помогает хотя бы отчасти охладитъ накалившиеся страсти.
В-третьих, эффект понедельника. Накопленная за выходные информация непосредственно в среднем доходность в пятницу и понедельник была ниже ежедневной на 0.46%.
А вот для индекса РТС эффект оказался положительным, поскольку эта цифра была выше средней ежедневной доходности на 0.69%.
Эффект праздничного дня во многом похож по своему действию на эффект конца недели. По результатам исследования нами были построены рисунки 7 и 8. По характеру воздействия этого эффекта на рынок мы выделили предпраздничный эффект и постпразднич-поскольку превышали среднюю ежедневную доходность в среднем на 0.3% и 0.04%. Впрочем, последнюю цифру следует признать статистически малозначимой.
В свою очередь, аналогичные эффекты для РТС-2 были отрицательными, так как оказались ниже средней ежедневной доходности соответственно на 0.08%) и 0.1%.
Доходность постпраздничиого эффекта в обоих случаях оказалась ниже предпраздничного. Заметим, что если действие первого во многом сходно с эффектом понедельника, то второго с эффектом пятницы.
Какую пользу можно извлечь из выявленных аномальных эффектов? Во-первых, если инвестор продает акции, доходность которых сильно коррелирует с индексом РТС, то, согласно с эффектом дня недели, это следует сделать в понедельник или в пятницу. А если покупает, то для этой сделки лучше подходят четверг и среда.
Относительно акций, доходность которых сильно коррелирует с индексом РТС-2, лучшими днями для продажи могут быть вторник и среда, а для покупки - понедельник и пятница.
Что же касается использования эффекта января, то в данном случае напрашивается вывод.- акции, сильно коррелирующие с индексом РТС-2, лучше продавать в январе, тогда как для акций, входящих в состав индекса РТС, этот месяц не самый лучший для продажи. Примерно такие же выводы можно сделать и при использовании прочих аномальных эффектов рынка.
Предпраздничный и постпраздничный эффекты вычислены путем вычитания средней ежедневной доходности за год от средней доходности торговых дней, которые состоялись накануне или после официальных праздников.
К тому же эффект дня недели нельзя считать чем-то абсолютно постоянным.
Как следует из рисунков 9 и 10, в течение исследованного отрезка времени разные дни по величине средней доходности периодически занимали различные места в еженедельном рейтинге. Так, по росту доходности для индекса РТС лидером в исследованном нами периоде был четверг, затем среда, потом пятница и понедельник.
Для РТС 2 была характерна следующая смена дней-лидеров: понедельник, затем пятница, а потом долго лидировавший и оставшийся первым на финише вторник.
Действие остальных аномальных эффектов также не столь устойчиво. Возможно, о степени их постоянства можно будет сделать вывод если изучить динамику отечественного рынка за более длительный период, например, за 15 лет, то есть за все время его существования в России.
Но и в этом случае будет затруднительно использовать полученные выводы, поскольку в любой момент времени ситуация на рынке может кардинальным образом измениться. К тому же не исключено, что большое число инвесторов, узнав о действии сезонных эффектов, будет действовать в соответствии с ними, в результате чего подобные закономерности могут вообще исчезнуть либо приобрести иной характер.