Первичное размещение акций на западной площадке своего рода экзамен. Особенно непросто этот экзамен сдать диверсифицированной группе из России.
О том, как проходила подготовка к IPO, какие доводы использовались для убеждения экзаменаторов и как чувствует себя прошедшая это испытание компания, рассказывает Леван Васадзе, первый вице-президент АФК Система.
Первичное размещение акций АФК Система на Лондонской фондовой бирже в начале 2005 г. стало событием примечательным не только по российским, но и по международным меркам. И дело не только в рекордных цифрах, хотя компании удалось выручить 1,5 млрд долл. эта сумма превысила совокупный объем средств, ранее привлеченных российскими компаниями за счет IPO, а сделка оказалась второй по величине для компаний с развивающихся рынков. Самое интересное, что на западный фондовый рынок вышел конгломерат, к тому же владеющий активами, которые, по представлению многих, не относятся в России к категории сильных, это страхование, технологии, недвижимость.
О том, с какими сложностями столкнулась Система при размещении акций, как группа преодолевает их и что следует учитывать российским компаниям, решившим последовать ее путем, мы беседовали с одним из главных идеологов вывода акций конгломерата на рынок первым вице-президентом АФК Система Леваном Васадзе.
Дилан-Мари Тюилье (Dylan-Marie Thuillier) консультант McKinsey, Москва Василий Аузан главный редактор Вестника McKinsey
McKinsey: Размещение акций лишь один из способов привлечения финансирования. Почему был выбран именно этот?
Наконец, для группы раздвинулись горизонты, доступными стали проекты новых масштабов. На подсознательном уровне у каждого топ-менеджера есть некие ограничения, и многие из них просто исчезают после выхода на фондовый рынок.
Невозможно переоценить важность выхода на фондовый рынок для менталитета руководства нашей группы это действительно очень резко меняет мировоззрение.
McKinsey: Но, наверное, есть и минусы?
Леван Васадзе: Мы то и дело слышим об оборотной стороне превращения в публичную компанию, но пока никаких особенных сложностей не испытывали. Конечно, кое-что изменилось мы должны регулярно предоставлять отчетность, проводить встречи с инвесторами, но с другой сто- Выводя на биржу конгломерат, роны, мы не котируемся на МЫ предложили новый Нью-Йоркской бирже, поэтому комбинированный продукт,
нам не приходится соответство- который никто никогда вать некоторым чрезмерно жест- не пробовал ким, на мой взгляд, требованиям, которые предъявляет закон Сарбейнса Оксли к компаниям, акции которых котируются в США. Скорее основные трудности были связаны с самим размещением.
Достучаться до аудитории, объяснить инвесторам и аналитикам, что Система это не только МТС, что МТС возникла не сама по себе, а с нашей помощью, и у нас есть еще перспективные направления, было очень непросто.
McKinsey: Почему вы выбрали именно Лондонскую фондовую биржу? Не рассматривали ли вы другие варианты?
Леван Васадзе: Глубокого и всестороннего сравнительного анализа мы не проводили. Лондонская биржа всегда была привлекательной в этом отношении она уступала только Нью-Йоркской.
Мне сложно судить о том, отражается ли на оценке стоимости компаний то, что они предпочитают Лондон Нью-Йорку, но Лондонская биржа еще до принятия в США закона Сарбейнса Оксли рассматривалась как площадка, более доступная для размещения. Появление закона только укрепило ее позиции, и у меня есть ощущение, что в результате Нью-Йоркская биржа потеряет значительную часть международного бизнеса, в том числе российского.
Что касается других рынков, то я не знаю, рассматривают ли российские компании, например, Франкфурт, но в Москве в основном работают англосаксонские инвестбанки, поэтому и размещаться логичнее на этих рынках. С другой стороны, РТС уже достаточно развита, и для некрупной российской компании нет особой разницы между какой-нибудь европейской площадкой и РТС, привлекательность и мощь которой, конечно же, будут наращиваться по мере развития российской экономики.
McKinsey: В чем вы видите основные факторы успеха вашего размещения? На что стоит обращать внимание компаниям, идущим по вашим стопам?
Леван Васадзе: Хороший вопрос, но одно дело факторы успеха конгломерата, а другое моноотраслевой компании.
McKinsey: Давайте начнем с простого с компании.
Леван Васадзе: Чтобы иметь успех у инвесторов, нужно быть первым или вторым игроком в отрасли, демонстрировать положительную динамику по сравнению с главными конкурентами. При этом вы должны показать, что у вас есть потенциал роста.
Наконец, необходима некая критическая масса полагаю, о размещении на западных биржах нечего и думать, если оборот компании не достигает полумиллиарда долларов.
McKinsey: А если речь идет о конгломерате?
Леван Васадзе: Тогда все сложнее. Мы сами приняли решение переделать уже готовую к показу инвесторам презентацию по той причине, что из нее не становилось очевидно, почему Система как конгломерат заслуживает места под солнцем и добавляет стоимость, а не уни-чтожает, как это воспринимается на Западе.
Прежде всего мы напомнили инвесторам, что конгломераты существовали и в их странах, когда их рынки еще только развивались, а значит, в этом был смысл.
О КОМПАНИИ: АФК Система диверсифицированная корпорация, которая владеет и управляет пакетами акций компаний, работающих в быстрорастущих сервисных секторах экономики. В корпорацию входят предприятия различных отраслей, в том числе телекоммуникаций (МТС, МГТС, Скай Линк, МТУ-Информ, Телмос, Голден Лайн, Комстар и др.), электроники (НИИМЭ и завод Микрон и ряд предприятий микроэлектроники), страхования (Росно), недвижимости и строительства (Система-Галс), а также финансов (АКБ МБРР), туризма (Интурист), торговли (группа компаний Детский мир).
В феврале 2005 г. АФК Система осуществила крупнейшее в истории российских компаний IPO, разместив на Лондонской фондовой бирже примерно 19% акций в форме глобальных депозитарных расписок на общую сумму 1,56 млрд долл.
Мы сформулировали шесть доводов, доказывающих целесообразность существования Системы.
Во-первых, мы предоставляем управленческие ресурсы своим компаниям, в первую очередь небольшим гарантируем им более высокий уровень менеджмента, чем тот, который они могли бы себе позволить, если бы были независимыми.
Скажем, когда Allianz стала акционером Росно, я попросил ее руководителей изложить свои соображения по поводу того, как нужно совершенствовать российское страховое законодательство, я хотел понять, как мы можем повлиять на ход событий. Мы поддержали введение нормативных требований для уставного капитала российских страховщиков и способствовали быстрой консолидации российского рынка страхования.
В-четвертых, мы поддерживаем компании группы при проводимых ими слияниях и поглощениях. Особенно это важно для средних и небольших бизнесов, но может быть полезно и для крупных.
Предположим, компания хочет купить актив в другой стране. Одно дело, если переговоры ведутся на уровне менеджмента, и совсем другое если глава группы обсуждает эти вопросы с первыми лицами государства. На развивающихся рынках связи имеют большое значение, и, располагая ими, группа приобретает дополнительный вес, когда речь идет о слияниях и поглощениях.
Кроме того, мы как инсайдеры рынка можем обеспечить настоящий due diligence, получить реальную картину финансового положения, стабильности, безопасности приобретаемого бизнеса.
В-пятых, мы прививаем дисциплину бизнес-планирования. Принимая во внимание плановое прошлое многих российских предприятий, можно подумать, что планирование сильная сторона российских компаний. Но на самом деле в том, что касается установки целей и среднесрочного планирования, большинство российских компаний
(средних и особенно мелких) весьма инфантильны и беспомощны. Поэтому опыт планирования, который мы и, возможно, некоторые другие крупные группы накопили в разных отраслях, просто бесценен.
С нашим участием средние по размеру компании группы, скажем Детский мир или Интурист, планируют бизнес лучше, чем независимые компании сопоставимого размера.
Курс акций АФК Система
А это совсем другое дело, чем пытаться продать свою репутацию на Западе, будучи малоизвестной российской компанией.
McKinsey: Как восприняли аналитики и инвесторы ваши аргументы?
Леван Васадзе: Это зависело от уровня нашей энергии и настроя аудитории. Но вообще продать Систему было нелегко, инвесторы долгое время не видели ничего, кроме нашего пакета в МТС.
Здесь, впрочем, нужно учитывать ряд объективных препятствий. Скажем, аналитиков по конгломератам просто не существует.
В бостонском офисе Fidelity вы встретите аналитика по телекоммуникациям и в лучшем случае по страхованию, который знает про AIG, но понятия не имеет о специфике страхового бизнеса на развивающихся рынках. И разговора не получается, потому что они будут говорить с вами про МТС, могут задать парочку поверхностных вопросов о страховании в России (разумеется, они не обнаружат ничего общего с тем, что они знают про AIG), а недвижимости и технологий вообще не коснутся.
То есть, выводя на биржу конгломерат, мы предложили совершенно новый комбинированный продукт, который никто никогда не пробовал.
Или вот другая проблема. В большинстве отраслей, в которых представлена Система, помимо телекоммуникаций, нет крупных публичных компаний, а значит, нет и потока аналитической информации. Слава богу, сейчас появляются аналитики по страхованию, но у нас есть еще технологический бизнес, у него много направлений от программного обеспечения до бытовой техники, а те немногие специалисты, которые анализируют компании этого сектора в Азии, Западной Европе и США, ничего не знают о том, как обстоят дела в России.
Впрочем, если бы мы были российским холдингом с нефтяными, металлургическими и телекоммуникационными активами, может быть, нам было бы легче, ведь об этих отраслях есть множество информации, и крупным фондам было бы проще составить целостную картину.
McKinsey: Если бы вы проводили размещение сейчас, пытались бы вы как-то иначе убеждать инвесторов?
Леван Васадзе: Вообще, курс акций Системы зависит от трех факторов. Во-первых, от котировки МТС.
Во-вторых, от нашей возможности доказать, что мы способствуем органическому росту своих компаний. И в-третьих, что мы вне конкуренции среди прочих российских компаний по заключению сделок как это было с нефтяными активами в Башкирии и, надеюсь, будет со Связьинвестом.
Если вы можете показать инвесторам, что умеете делать и то и другое, то у них нет причин не вкладывать в вас.
Боюсь, что нам с самого начала не удалось в достаточной мере продемонстрировать свое умение выращивать бизнесы. Нужно было настойчивее убеждать рынок в том, что МТС это не просто разовая удача, а тенденция.
И что у нас на подходе еще парочка МТСов.
Но сейчас мы смогли развернуть ситуацию в свою сторону. Если во время презентаций до размещения и сразу после него 99% вопросов инвесторов касались МТС, то на последней телеконференции по результатам полугодия 90% вопросов не имело отношения к телекоммуникациям. Разительная перемена!
Люди интересовались страхованием, недвижимостью, технологиями, задавали все более детальные вопросы. Мы, можно сказать, оказались не подготовленными к разговору. Думаю, что изменение связано в основном с тем, что с момента размещения мы методично и обильно информировали инвесторов о нашей деятельности, не связанной с телекоммуникациями.
Плюс мы объявили о возможности первичного размещения нашего технологического и, в перспективе, страхового бизнесов. В результате люди стали воспринимать Систему в целом.
McKinsey: Провели ли вы после размещения какие-то изменения в управлении, которые существенно повлияли на методы ведения бизнеса?
Леван Васадзе: Я бы не сказал, потому что к этому времени у нас уже был пятилетний опыт владения компанией, акции которой размещены на Нью-Йоркской бирже. Мы несколько раз проводили выпуски еврооблигаций для компаний группы, поэтому хорошо понимали, что означает превращение в публичную компанию и как к этому нужно готовиться.
Поэтому мы постарались заранее навести порядок в корпоративном управлении. Не думаю, что в России у какой-нибудь группы есть такой же опыт международной деятельности.
McKinsey: С учетом вашего опыта, что бы вы посоветовали многопрофильной компании, готовящейся к публичному размещению акций?
Леван Васадзе: У вас обязательно должны быть отчетность на западном уровне и ИТ-системы, предпочтительно ERP и CRM это, так сказать, стандартный
С момента размещения мы методично и обильно информировали инвесторов о нашей деятельности, не связанной с телекоммуникациями набор. Но основная задача, на мой взгляд, разграничить полномочия совета директоров и правления, а также различных комитетов, поскольку очень часто в российских группах эти органы дублируют друг друга, пересекаются их зоны
ответственности, в большинстве случаев собственник занимается и оперативным управлением. Это банально, но нужно очень четко представлять себе, как развести эти функции.
У вас должен быть совет директоров, который принимал бы решения по ключевым стратегическим вопросам, должно быть правление, должен быть финансово-инвестиционный комитет, оказывающий реальную поддержку бизнесу, а не усиливающий бюрократизм.
В конечном счете нужно научиться эффективно управлять собственной компанией, а для этого необходимо создать четкие, простые и эффективные структуры, избавиться от традиционных для российского бизнеса компромиссов в плане людей, должностей, сфер ответственности. Это не так просто, но в конце концов, я думаю, что управлять компанией задача более сложная, чем размещение акций, поэтому люди, которые хорошо справляются с первым, вторым могут заниматься как хобби.