7.2. Методические подходы к управлению процессами в РЭЭС
Сложившаяся ситуация в области управления качеством окружающей среды требует быстрейшего ее разрешения. В настоящее время предпринимаются некоторые попытки разработать методологию формирования планово-экономических показателей РЭЭС.
Социально-экономические аспекты эколого-экономической системы имеют основу для комплексного программно-целевого регионального планирования и оперативного управления и апробированную практикой экономику отраслевых производственных отношений в промышленности, сельском хозяйстве и непроизводственной сфере.
Объективное отражение процессов при углублении, специализации, дифференциации и интегрировании комплексных показателей эколого-экономической системы позволило бы устойчиво поддерживать прогрессирующее разделение общественного труда.
Опираясь на экономические законы и методы нахождения оптимальных условий сопряжения решаемых социально-экономических, эколого-экономических и других задач, приходим к обоснованию возникновения новой науки - управление качеством окружающей среды и экономикой природопользования, включающей рациональное использование, воспроизводство ресурсов и охрану окружающей природной среды.
Формирование науки Экономика природопользования позволяет совершенствовать систему народно-хозяйственного, отраслевого и регионального автоматизированного управления для создания единого народнохозяйственного объекта исследования и реализации достижений науки и техники.
Неоднозначные толкования экономики природопользования как воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды и как взаимодействия человека и среды создают существенные трудности. Поскольку в данном предмете необходимо изучать производственные отношения, то природопользование должно полнее отражаться в показателях общественной трудовой
деятельности. Системный программно-целевой подход к комплексному планированию и анализу экономики природопользования выдвигает наряду с отраслевым ведением общественного производства необходимость развития региональных комплексных планов рационального использования, воспроизводства ресурсов и охраны окружающей среды в системе общественного разделения труда.
Отечественные и зарубежные разработки доказывают, что выделение управления экономикой природопользования в самостоятельный раздел науки и практики хозяйствования ведет к ускорению решения проблем повышения интегральной эффективности охраны окружающей природной среды.
Значительным мероприятием повышения интегральной эффективности является эволюционный перевод РЭЭС с госбюджета на хозяйственный расчет, т.е. внедрение хозрасчетных отношений между РЭЭС и отраслями народного хозяйства или ТПК. При этом необходимо учитывать такие особенности хозяйственных отношений, как специфичность продукции природопользования: природные ресурсы, ландшафты, биогеоценозы и другие, не имеющие формы товара.
Это ставит вопрос о необходимости изучения предмета управления экономикой природопользования и определения его принципов. С эколого-экономических позиций предмет управления экономикой природопользования представляет собой производственные и пространственные интегральные отношения людей и природы.
Поэтому в управлении экономикой природопользования изучаются специфические проявления законов развития.
Важнейшими принципами управления экономикой качества окружающей природной среды являются:
Положив в основу управления качеством окружающей природной среды данные принципы, разрабатываются алгоритмы оптимального управления и методы допустимого воздействия на эколого-экономическую систему. Одним из главных методов управления экономикой качества окружающей природной среды является метод структуризации функций управления, который включает такую последовательность этапов:
Важнейшими целевыми функциями в решении задач управления экономикой качества окружающей природной среды на народнохозяйственном уровне являются: минимум совокупных потерь в народном хозяйстве и в обществе; максимум рентабельности природоохранных мероприятий; максимум сопряженности отраслевых и региональных показателей экономики и экологии.
Управление качеством окружающей природной среды невозможно без обеспечения эколого-экономической системы ресурсами, информацией, т.е. тем, без чего недостижимы целевые функции управления.
Ресурсное обеспечение природоохранных мероприятий. Рассмотрим потребности в капитальных вложениях, эксплуатационных затратах в течение расчетного периода, в оборудовании, приборах, материалах, сырье, природных ресурсах, в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, в изысканиях, съемках, в создании специализированных производств (приборов,
оборудования и т.п.), СУ, строительной базы, в хранилищах информации, в кадрах.
Потребность в том или ином виде ресурса выявляется на стадии разработки комплекса мероприятий и частично при разработке организационной и информационной систем. Распределение ресурсов и материально-технических средств необходимо давать по времени, проблемам, мероприятиям, административным районам и отраслям народного хозяйства с представлением итоговых данных.
При обосновании инвестиционной политики учитываются: возможности материально-технического обеспечения по расчетным периодам и условия соблюдения материально-технических балансов; динамика развития специальной службы и возможности региона в части рационального природопользования и охраны среды (организация, трудовые ресурсы, машины, приборы, оборудование и др.); реальные возможности освоения средств; наличие технической документации, готовность оборудования, приборов; последовательность строительных работ и поставок оборудования; сроки ввода предприятий.
Подсистема обеспечения оборудованием и приборами создается с учетом следующих аспектов: специфика региона; состояние среды, фактическое и прогнозируемое использование ресурсов и отходов; квалификация обслуживающего персонала; оснащенность лабораторий приборами, оборудованием, реактивами; методическое обеспечение химических, биологических и других анализов; уровень экологической и гигиенической безопасности работы с оборудованием; сопоставимость объемов работ с производительностью оборудования; при высокой производительности дорогого уникального оборудования и при низкой степени его использования рассматриваются варианты создания межрайонных станций (пунктов) наблюдений, анализов или межведомственных станций.
Для поиска методов и средств по проблемам, не имеющим полного и частичного решения, а также для совершенствования всех форм деятельности в области рационального природопользования и охраны среды может возникнуть необходимость создания новых научно-исследовательских, проектных организаций, КБ, изыскательских партий, целевых групп и т.п. Здесь важно понимать актуальность проблем, сложность решения и динамику их развития, зону воздействия и т.д.
При обеспечении природоохранной деятельности трудовыми ресурсами необходимо учитывать число, сложность, специфику
решаемых проблем, производственных и природных объектов, контролируемых службой; квалификацию персонала, работающего с оборудованием и приборами, поставленными и используемыми по программе; число постов наблюдений.
При большом масштабе природоохранной деятельности рекомендуется рассмотреть варианты создания специализированных строительных, эксплуатационных организаций и контрольных, информационных и прочих служб.
В целях совершенствования управления общественным производством в целом и отдельными отраслями (с точки зрения охраны среды и рационального природопользования) целесообразно предусматривать в штате региональных, областных и районных общественных и исполнительных комитетов, предприятий и производств специалистов, отвечающих за качество среды и рациональное использование ресурсов.