Козоводство имеет товарное значение на юго-востоке европейской части страны и в горно-степных районах Сибири.
В животноводство входят также отрасли: коневодство, мараловодство, оленеводство, кролиководство, шелководство, пчеловодство и др. В перспективе предстоит наращивать производство продукции животноводства за счет углубления специализации, перевода его отраслей на интенсивный путь развития.
Межрайонное территориальное разделение труда в сельском хозяйстве России и в АПК в целом развито слабее, чем в промышленности. Однако можно выделить три основные сельскохозяйственные зоны России, которые почти полностью обеспечивают себя продовольствием и сельскохозяйственным сырьем и поставляют на общероссийский рынок широкий ассортимент своей продукции (табл. 8.1).
При этом одна - три подотрасли имеют межрайонное значение. Это - льноводство и картофелеводство в Центральном районе, льноводство, картофелеводство, молочное и молочно-мясное скотоводство в Волго-Вятском экономическом районе, льноводство в Северо-Западном и Северном экономических районах; мясное скотоводство, мясо-шерстное овцеводство и клеточное звероводство в Восточной Сибири; выращивание сои, риса, клеточное звероводство, пантовое оленеводство на Дальнем Востоке.
Таблица 8.1. Важнейшие сельскохозяйственные базы России
Экономический район |
Товарная продукция |
Северо-Кавказский |
Зерно (пшеница, рис, просо, кукуруза), сахарная свекла (фабричная), овощи, плоды, ягоды, эфиромасличные, виноград, чай, цитрусовые, табак, лен-кудряш; мясо, шерсть |
Центрально-Черноземный |
Зерно (пшеница, гречиха, просо, кукуруза, рожь, овес, ячмень, зернобобовые), подсолнечник, сахарная свекла (фабричная), овощи, картофель, эфиромасличные культуры, конопля, табак, плоды, ягоды; молоко, мясо, яйца |
Поволжский |
Зерно (пшеница, рожь, рис, просо, гречиха), подсолнечник, горчица, бахчевые, плоды, ягоды, овощи, лен-кудряш; мясо, молоко, шерсть |
Необходимо отметить, что специализация в сельском хозяйстве развита недостаточно, не всегда научно обоснована. У нас пока не существует настоящего рынка сельхозпродукции, поэтому рыночные факторы не действуют на формирование и углубление региональной специализации. Кроме того, стремление регионов к полному самообеспечению продовольствием приводит к развитию производств, не имеющих для этого достаточных природно-экономических условий.
Становление рыночно обусловленной специализации - процесс очень длительный, поэтому государство должно при помощи экономических методов (кредитов, субсидий и пр.) стимулировать его.
Важной проблемой является развитие сельского хозяйства Нечерноземной зоны России. В нее входят Северо-Западный, Северный, Центральный, Волго-Вятский экономические районы, Калининградская область и области Уральского района (Пермская и Свердловская) и Удмуртская Республика. Этот регион относится к числу наиболее развитых в индустриальном отношении, здесь сосредоточено более 40% всего населения России, причем резко преобладает городское. Поэтому остро стоит проблема обеспечения людей продовольствием, а перерабатывающие сельхозпродукцию предприятия сырьем.
Нечерноземная зона России является одновременно и крупным сельскохозяйственным районом со значительными объемами производства и со сложившейся специализацией. Тем не менее потребности населения в продуктах питания удовлетворяются далеко не полностью: производство молока, мяса на душу населения ниже средних по стране. Поэтому велики поставки из других районов.
Основные причины, сдерживающие сельскохозяйственное развитие региона: переувлажненность и заболоченность земель, мелкоконтурность угодий, дефицит трудовых ресурсов на селе, недостаточная оснащенность техникой сельскохозяйственных предприятий, низкий уровень социального благоустройства села, слабое развитие инфраструктуры Программа развития сельского хозяйства Нечерноземной зоны - одна из крупнейших региональных комплексных программ - осуществляется с 1974 года. На ее выполнение за эти годы затрачены огромные средства, но отдача пока очень мала. Возможно в рамках проводимой сейчас аграрной реформы начнется возрождение российского Нечерноземья.
В условиях командно-административной системы аграрный сектор экономики был наиболее деформирован, и в условиях перехода к рыночным отношениям нуждается в наиболее глубоком реформировании. Ситуация в аграрной сфере осложняется кризисом финансовой системы, отсутствием действенной государственной финансовой поддержки, резко ухудшившимся материально-техническим обеспечением, принявшим уродливые формы ценообразованием, невыгодной для производителей системой формирования государственных продовольственных ресурсов и целым рядом других причин.
Все эти проблемы обусловливают необходимость аграрной реформы, главная цель которой - обеспечение страны продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем на основе повышения эффективности АПК. Основные направления аграрной реформы в РФ следующие:
1. Земельная реформа.
2. Утверждение многообразия государственной, кооперативной, акционерной, частной форм собственности и обеспечение равных условий их деятельности.
3. Приватизация и демонополизация промышленной и других обслуживающих отраслей агропромышленного комплекса.
4. Создание рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе.
5. Социальное преобразование села.
Необходимость осуществления земельной реформы вызвана, с одной стороны, нерациональностью использования земельного фонда. Многие сельскохозяйственные предприятия не имеют реальной возможности обрабатывать закрепленную за ними землю из-за недостатка трудовых ресурсов, слабой материально-технической оснащенности. С другой стороны, не хватает земель для выделения фермерам и другим вновь создаваемым сельскохозяйственным предприятиям на основе новых форм хозяйствования, участков для ведения личных подсобных хозяйств, где земли могут использоваться эффективно.
Проведение земельной реформы нацелено также на повышение плодородия земель и поддержание экологического равновесия в сельском хозяйстве.
Земельная реформа базируется на новой правовой основе, отразившейся в принятии законов: "О земельной реформе", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О плате за землю", Земельном кодексе России. Идет создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель. Важно учесть принцип социально справедливого перераспределения земель и создания равных условии для всех форм хозяйствования. Земельная реформа предусматривает введение частной собственности на земельные участки и формирование земельного рынка.
Переход к частной собственности на землю не должен привести к тому, чтобы земля стала средством наживы, спекуляции, поэтому выработан механизм государственного регулирования этим процессом. Он включает строго целевое использование земель, ограничение размеров выделяемых земель, временное ограничение на их продажу и т.п. Новые схемы землеустройства разрабатываются на основе баланса наличия земель и потребности в них, на основе объективной оценки состояния, распределения земель и возможностей землепользователей обработать их.
На экономику сельскохозяйственных предприятий оказывает отрицательное воздействие усиливающийся с процессом разгосударствления монополизм предприятий перерабатывающей промышленности и сферы агросервиса. В рамках проводимой аграрной реформы в противодействие монополизму предлагается проводить акционирование этих предприятий с передачей контрольного пакета акций сельхозпроизводителям. Для этого целесообразно со стороны государства через систему налоговых льгот, льготных кредитов финансово и организационно помогать сельхозпредприятиям в приобретении акций.
Одной из важнейших причин спада в сельскохозяйственном производстве является неэквивалентность обмена между сельским хозяйством и отраслями, производящими средства производства для сельского хозяйства. Аграрная реформа предполагает осуществление мер, поддерживающих паритетность цен на сельскохозяйственную промышленную продукцию путем индексации, прямой компенсации предприятиям затрат, связанных с повышением оптовых цен на материально-технические ресурсы, и отменой всех видов налогов, кроме налога с земли.
Идет создание рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе. Начинают функционировать аграрные биржи, банки, торговые дома, торги, разрабатываются эффективные маркетинговые информационные системы сбора, хранения обработки информации, системы страхования сельхозпредприятий.