Данный процесс имеет и обратную сторону. Его целью является пополнение бюджета города, т.к. 10% прибыли, полученной от введения платной услуги, поступают в бюджет города.
Контроль за этой деятельностью возложен на орган по ценообразованию администрации города. В своей деятельности отдел делает акцент на поддержание жизненно необходимых предприятий и учреждений для населения города, в части поддержания их дополнительными источниками финансирования и в то же время поддержания такого уровня цен и тарифов, которые бы позволяли населению беспрепятственно ими пользоваться.
Такова в общих чертах деятельность отдела по политике цен и заработной платы администрации г. Хабаровска. Рассмотренный материал дает представление и о деятельности органов ценообразования в других муниципальных образований РФ.
2.2. Структура управления ценообразованием в Хабаровском крае
Рассмотрим в качестве примера государственного регулирования цен на уровне субъекта РФ структуру управления ценообразованием в Хабаровском крае.
Орган регулирования и контроля цен в Хабаровском крае представлен Комитетом по политике цен администрации Хабаровского края (далее в тексте Комитет). Комитет имеет двойную структуру подчинения, что схематично представлено на 1.
Схема подчинения Комитета по политике
цен администрации Хабаровского края.
Министерство экономики РФ
Департамент цен
Администрация Хабаровского края
Комитет по политике цен
1 С одной стороны, комитет является самостоятельным структурным подразделением аппарата администрации Хабаровского края и подчиняется непосредственно первому заместителю главы; администрации края по экономики. С другой стороны, являясь территориальным подразделением Департамента цен Минэкономики РФ, Комитет руководствуется указаниями Департамента.
Т.о., Комитет отчитывается о своей работе и перед администрацией края, и перед Департаментом цен.
В своей деятельности Комитет руководствуется Конституцией РФ, законами РФ, постановлениями Правительства РФ, постановлениями и распоряжениям Главы администрации Хабаровского края, а также Положением о комитете, утвержденном постановлением Главы администрации края №267 от 07.07.97 г.
Основными задачами Комитета являются:
Отдельно в Положении отмечается, что комитет решает возложенные на него задачи во взаимодействии с соответствующими органами государственного управления. В частности, например, совместно с Дальневосточным управлением по антимонопольной политике Комитет вносит предложения о признании предприятий монополистами, транспортной, налоговой инспекциями и с другими территориальными подразделениями экономических и финансовых органов РФ.
Для эффективного решения стоящих задач Комитету предоставляются следующие права:
2.3. Нормативно правовая база регулирования основ
ценообразования в РФ и Хабаровском крае.
В Российской Федерации основы ценовой политики, согласно Конституции РФ, находятся в ведении государства и должны, естественно, быть закреплены законодательным путем. В настоящее время такой федеральный закон не разработан.
Поэтому в его отсутствие важнейшие направления государственной ценовой политики определяются другими законодательствами и нормативными актами, в том числе указами Президента и Правительства РФ.
Основные направления государственной ценовой политики на ближайшую перспективу определены Указам Президента РФ от 29 февраля 1995г №221 О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995г. по данному вопросу. Это, прежде всего последовательное проведение либерализации цен (тарифов) в увязке с развитием конкуренции на товарных рынках РФ как необходимое условие повышения эффективности экономики, а также осуществление государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, относящимся к естественным монополиям.
Под естественной монополией в РФ понимается состояние товарного рынка, при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие товары. Сферы деятельности субъектов естественных монополий, в которых осуществляется государственное регулирование (включая ценовое) и органы, регулирующие деятельность естественных монополий, определены Федеральным законом О естественных монополиях от 17 августа 1995г.
Указ Президента №220 от 28 февраля 1995г. О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в РФ устанавливает государственное регулирование деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, являющихся естественными монополиями и ставит вопрос о необходимости создания следующих федеральных органов исполнительной власти по регулированию естественных монополий в топливо энергетическом комплексе России, Федеральной службы по регулированию естественных монополий на транспорте и Федеральной службы по регулированию естественных монополий в области связи.
Государственному регулированию подвергается деятельность естественных монополий в следующих сферах:
Определенная нормативно-правовая база создана по сферам деятельности естественных монополий.