d9e5a92d

Налоговая система и механизм ценообразования


2.9 Налоговая система и механизм ценообразования
Налоги - это платежи, которые в обязательном порядке платят в доход государства юридические и физические лица - предприятия, организации, граждане.
Общественное назначение налогов проявляется в их функциях. Их две: фискальная - состоит в формировании денежных доходов государства (на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей, строительство государственных предприятий, сооружений, дорог, защиту окружающей среды);
Экономическая - состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство (т.е. налоги в этой функции могут играть поощрительную, ограничительную и контролирующую роль. Например, не облагая налогом часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, государство поощряет технический прогресс; назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги).
Реализация фискальной функции создает материальную возможность для осуществления экономической функции и наоборот.
Обязательными элементами налога являются:

  • - субъект данного налога, т.е. кто является плательщиком (работник, предприятие, наследник и т.д.);
  • - объект налогообложения (доход, имущество, товар);
  • - источник уплаты налога (зарплата, прибыль, доход, дивиденд);
  • - в каких единицах измеряется объект налогообложения (денежная единица страны - в подоходном налоге, человек - в подушном и т.д.);
  • - величина налоговой ставки (если она в процентах, то называется квота);
  • - налоговые льготы.

Существует три способа взимания налогов:

  • - кадастровый - основан на использовании реестров (кадастров), содержащих классификацию типичных объектов (земли, месторождений) по их внешним признакам;
  • - У источника - взимается до получения дохода налогоплательщика (взимание налога до выплаты зарплаты (например, подоходный налог) и перечисление его в бюджет);
  • - По декларации - налогоплательщик заполняет декларацию о совокупном годовом доходе и подает ее в налоговую инспекцию.

Налоги бывают прямыми и косвенными.
Прямой налог - сбор в пользу государства, взимаемый с каждого гражданина или хозяйственной организации в зависимости от размеров их доходов или стоимости имущества (подоходный налог, налог на прибыль, налог на бороду при Петре I и т.д.).
Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Они бывают трех видов:

  • - акцизы;
  • - фискальные, монопольные налоги;
  • - таможенные пошлины.

Акциз - налог, взимаемый с покупателя при приобретении им некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара (облагаются: спиртные напитки, табак, соль, сахар, спички, телефон, транспортные перевозки и т.д.).
Фискальные монопольные налоги пополняют казну за счет косвенного обложения товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством. Объектом государственной монополии в России было производство спиртных напитков (ранее составляла более 1/3 бюджетных поступлений), продажа изделий из мехов, золота.
Таможенные пошлины - это косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, т.е. пересекающие границы страны.
В зависимости от тех целей, которые преследует государство, таможенные пошлины подразделяются на:

  • - фискальные;
  • - протекционные;
  • - антидемпинговые;
  • - преференциальные.

Фискальные таможенные пошлины преследуют очевидную цель -рост бюджетных доходов.
Политика государства в тех случаях, когда оно хочет защитить своих предпринимателей от иностранной конкуренции, поддержать высокий уровень цен на их продукцию в своей стране, называется протекционизмом. Осуществляется она с помощью протекционных таможенных пошлин, защищающих внутренний рынок от проникновения импортных товаров (ограничение ввоза японских автомобилей в США привело к тому, что автомобильная промышленность США оказалась отброшенной примерно на десятилетие от уровня современных технологий).
Демпинг - это бросовый экспорт, т.е. продажа товаров на иностранном рынке по искусственно пониженным, бросовым ценам. Такие действия преследуют цель вытеснить конкурентов из других стран или разорить национальную экономику той страны, в которую товары по этим ценам вывозятся. Для защиты национальной экономики государство


вводит антидемпинговые пошлины и старается создать условия для развития собственной экономики.
Преференциальные (льготные) пошлины устанавливаются на какой-то определенный вид товара, во ввозе которого страна заинтересована (новые технологии) или на весь импорт из той или иной страны по договору.
По воздействию налоги делятся на три группы:
Прогрессивный - такой налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход (Например: подоходный налог: до 1000 денежных единиц - 12, с 1000 1500 - 15, свыше 1500 - 20, тогда 1000 x 0,10 + 500 x 0,15 + свыше 1500 x 0,20).
Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов.
Пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода.
Известны три основных способа увеличения налоговых поступлений в бюджет:

  • а) расширение круга налогоплательщиков;
  • б) увеличение числа тех объектов, с которых взимаются косвенные налоги;
  • в) повышение налоговых ставок.

Переход России к новым, рыночным условиям потребовал и новой налоговой политики, нового налогового законодательства. К основным его преимуществам можно отнести следующие:

  • - активная поддержка предпринимательства;
  • - целостность системы налогообложения;
  • - простота системы налогообложения;
  • - механизм защиты от двойного налогообложения;
  • - строгое и четкое разграничение налогов по уровням управления;
  • - учет национальных и территориальных интересов.

Налоговые льготы в новой системе должны представляться по следующим основным направлениям: социальная сфера, стимулирование НТП, защита окружающей среды.
В Российской Федерации принят закон Об основах налоговой системы. Он определяет не налоги, а организацию налоговой системы, понятия налог, сбор, пошлина, плательщики, налоговые обязательства и другие обязательства налогоплательщиков и налоговых служб, распределение налогов по бюджетам разного уровня.
Основные требования, предъявляемые к налоговой системе страны в настоящее время, можно сформулировать следующим образом:

  • а) равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковым по величине налогом; с равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги;
  • б) ставки налогообложения должны быть единым для всех предприятий, независимо от формы собственности, и для всех граждан, независимо от видов деятельности (при равенстве доходов);
  • в) система налогов должна быть комплексной, т.е. опираться на различные способы налогообложения (подоходное, поимущественное и т.п.) при умелом их сочетании;
  • г) единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер.

При формировании налоговых систем исходят из ряда принципов:

  • 1) Все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов утверждаются в законодательном порядке.
  • 2) Множественность объектов налогообложения позволяет: а) расширить налогооблагаемое поле; б) много мелких налогов психологически легче выдержать, чем один, но высокий.
  • 3) Стабильность правил применения налогов.
  • 4) Ориентирование налоговой системы, а в ней - каждого налога на свой объект, что позволяет устранить двойное налогообложение.
  • 5) Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
  • 6) Налоги должны быть разделены по уровням изъятия: федеральный, муниципальный (местный) и т.п.

Налоговая система России содержит более 40 налогов, которые можно разделить на три группы в зависимости от того, каким органом власти они вводятся и в какой бюджет поступают. В ней выделяют федеральные, субъективные, и местные налоги.
При взимании налогов действуют различные льготы: необлагаемый минимум, изъятие определенных элементов из обложения, освобождение от уплаты отдельных категорий налогоплательщиков, понижение налоговых ставок и др.
Налоги в зависимости от источников их покрытия группируются следующим образом:

  • 1) Налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции: земельный налог, налог на пользователей автомобильных дорог, транспортный налог, налог с владельцев транспортных средств.
  • 2) Налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг): НДС, акцизы, экспортные тарифы.
  • 3) Налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты: налог на прибыль, имущество предприятий, рекламу, целевые сборы на содержание милиции, благоустройство и уборку территории, содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы, нужды образовательный учреждений, сборы за парковку автомобилей.
  • 4) Налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.

В условиях рыночных отношений роль цены резко возросла, так как от ее уровня зависит:



Содержание раздела