Тема 6. Научно-техническая и организационная подготовка производства
6.1. Структура цикла создания и освоения новых товаров. Жизненный цикл товара (изделия) и место в нем научно-технической подготовки производства
Одним из главных факторов успеха деятельности предприятия в условиях рынка является непрерывное обновление товаров и технологии производства, иными словами — создание, разработка, испытания в рыночных условиях, освоение производства новой продукции.
Новая продукция, создаваемая на базе новых идей, исследований и технических достижений, обеспечивает конкретный успех на рынках сбыта. Понятие цикл "НИР — производство" подразумевает тесную взаимосвязь научных исследований с их промышленным освоением.
Полный комплекс работ по созданию и освоению новых товаров приведен на рис 6.1.
Место научно-технической подготовки производства в жизненном цикле товаров показано на 6.2.
6.1. Комплекс работ по созданию и освоению новых товаров
6.2. Жизненный цикл товара и место в нем научно-технической подготовки производства
Все работы, входящие в систему подготовки производства (СПП), немыслимы без информационного обеспечения и экономической отработки. Экономическая отработка должна производиться на каждой стадии СПП.
Это тем более важно, что при результатах, значительно превышающих первоначальные оценки и требующих увеличения предварительно запланированных издержек, можно отказаться от идеи создания нового товара и предотвратить убытки фирмы.
Экономическая отработка и анализ в большей степени важны на ранних стадиях создания изделия (НИОКР). Именно на этих стадиях закладываются основы экономичности и эффективности нового товара.
Влияние системы подготовки производства на формирование конечного эффекта разработки, производства и эксплуатации нового товара показано на 6.3.
6.3. Влияние системы подготовки производства на формирование конечного эффекта разработки и использования нового товара
Успешная реализация такой сложной проблемы, как создание и освоение нового товара, невозможна без использования системного подхода, который основан на комплексном решении входящих в проблему работ и задач, предусматривает постановку цели, требует выявления содержания входных и выходных потоков информации, установления критериев оптимизации, прогнозирования, моделирования.
Критерии оптимизации системы создания и освоения нового товара устанавливаются в зависимости от целей и задач фирмы. Ими, в частности, могут быть:
- технический уровень изделия;
- сроки создания и освоения;
- увеличение объемов производства;
- увеличение товарной номенклатуры;
- снижение издержек при подготовке производства и в производстве;
- снижение издержек при эксплуатации изделия.
Примерная структуризация проблемы создания и освоения новых товаров показана на 6.4.
6.4. Примерная структуризация проблемы создания и освоения новых товаров
6.2. Сокращение сроков создания и освоения новых товаров. Задачи и методы
В постоянно усиливающейся нестабильности рыночных условий сроки создания и освоения новых товаров имеют чрезвычайно важное (и, как правило, решающее) значение в деятельности фирмы. Опоздание вывода нового товара на рынок по сравнению с конкурентами делает напрасными усилия и затраты на его создание и освоение, т.е. приводит к невосполнимым убыткам, иногда влекущим к банкротству.
Поэтому сокращение сроков создания и освоения новых товаров (НПП+ТНПП+ОП) является центральной задачей, которая достигается путем снижения продолжительности этапов СПП и повышения степени их параллельности. Основные задачи и методы сокращения сроков создания и освоения новых товаров приведены в табл.
6.1.
Таблица 6.1
Задачи и методы сокращения сроков создания и освоения новых товаров
Основные задачи сокращения сроков создания и освоения новых товаров |
Методы | Содержание |
1. Снижение количества изменений, вносимых после передачи результатов из предшествующего звена в последующее |
Инженерно-технические | Системы автоматизированного проектирования (САПР) Автоматизированные системы технической подготовки производства (АСТП) |
2. Определение рациональной степени параллельности фаз, стадий и этапов СПП |
Планово-координационные | Планирование и координация Система сетевого планирования Моделирование Автоматизированные системы управления (АСУ создания и освоения новых товаров) |
3. Обеспечение минимума затрат времени при выполнении работ и потерь времени при передаче результатов работ из предыдущей стадии в последующую |
Организационные | - стандартизация; - унификация; - типизация технологических и организационных решений; - своевременное изготовление основных средств (оборудование, инструмент, оснастка); - механизация и автоматизация труда служб подготовки производства; - автоматизация нормативных экономических и др. расчетов; - функционально-стоимостный анализ и экономическая отработка; - предварительная отработка новых изделий в опытном производстве; - применение ГПС |