d9e5a92d

Отраслевая структура инвестиций

- строительство инфраструктурных объектов, нефте- и газопроводов, дорог;
- ввод в действие природоохранных объектов и очистных сооружений;
- развитие жилищного строительства, доведя к 2000 году объемы ввода жилья до 2,2-2,4 млн. кв. м общей площади и сооружение объектов социальной сферы.
Отраслевую структуру инвестиций и впредь будет определять нефтегазодобывающий комплекс. По имеющимся прогнозам к 2000 г. в инвестиционной сфере ожидается оживление, и масштабы строительства достигнут уровня 1990 года (26 млрд. руб. в ценах 1991 года).
Ряд авторов выделяют такие перспективные сферы приложения капитала, как разработка месторождений торфа и залежей сапропеля. Большие возможности открываются в химической переработке торфа и получении из него фенола, резала, помолака невозможно быстрое развитие современной полимерной химии.

А сапропель является ценным удобрением.
Особенностями предстоящего на ближайшие годы экономического развития и процессов инвестирования в Тюменской области будут являться:

  1. преобладания отраслей топливно-энергетического комплекса;
  2. постепенное повышение доли перерабатывающего сектора экономики, в том числе переработка углеводородного сырья;
  3. сохранение относительно высокого интереса иностранных инвесторов к освоению природных ресурсов региона;
  4. наличие большого количества свободных земельных участков, пригодных для промышленного освоения, и крупных водных ресурсов;
  5. наличие резервов мощностей по производству электроэнергии и благоприятных перспектив по созданию новых мощностей использованием в качестве топлива природного и попутного нефтяного газа;
  6. более высокая по сравнению с европейской частью страны и другими регионами стоимость рабочей силы из-за наличия территориальных коэффициентов, северных надбавок и вследствие сложившихся стандартов оплаты труда;
  7. относительно высокая стоимость используемых в строительстве основных материальных ресурсов;
  8. повышенный платежеспособный спрос на потребительские товары и услуги;
  9. возможность появления в северных районах области значительного избыточного населения в связи с особенностями развития нефтегазовой промышленности;
  10. географическое положение региона, находящегося на стыке европейской и азиатской частей страны.

По имеющимся прогнозам Тюменская область сохранит на ближайшую перспективу статус одного из регионов с наиболее высокой инвестиционной активностью.
Из проведенного анализа вытекает, что основными направлениями повышения эффективности инвестиционной деятельности, в настоящее время и в ближайшей перспективе, будут:

  • улучшение воспроизводственной структуры капиталовложений, повышение удельного веса затрат на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий за счет уменьшения удельного веса нового строительства в производственной сфере;
  • усовершенствование технологической структуры капитальных вложений, увеличение в их составе удельного веса оборудования и сокращение, соответственно, строительно-монтажных работ;
  • изменение отраслевой структуры капитальных вложений с точки зрения значительного повышения жизненного уровня населения, в пользу отраслей, которые вырабатывают продукты питания и предметы личного потребления (сельское хозяйство, перерабатывающие отрасли, легкая и пищевая промышленность), сфера обслуживания;
  • приоритетное обеспечение капитальными вложениями прогрессивных направлений научно-технического прогресса, которые способствуют снижению ресурсоемкости производства и повышению качества продукции;
  • увеличение объемов капитальных вложений на строительство комфортного жилья и других объектов общественного пользования и медицинского обеспечения;
  • сбалансированность инвестиционного цикла.

Заключение


Масштабное привлечение в экономику отечественных и иностранных инвестиций является непременным условием дальнейшего социально экономического развития региона. Преодоление инвестиционного кризиса выдвигается в число первостепенных задач современного этапа экономических реформ. Исходя из вышеизложенного материала, можно сказать, что все авторы единогласно считают Тюменскую область регионом, в котором инвестиционный климат благоприятен и инвестиционная активность находится на достаточно высоком уровне. Но наряду с этим я хотела бы отметить диспропорции инвестиционного потока: на отрасли топливно-энергетического комплекса приходится 78-80% валовых инвестиций, в то время как на остальные отрасли промышленности только 3%.
На мой взгляд область обладает мощным инвестиционным потенциалом. Проблема заключается в том, что в регионе не созданы необходимые условия для реализации существующих возможностей.


Например, низкая степень развития рыночной инфраструктуры не позволяет широко использовать в качестве источников инвестиций долгосрочные кредиты, средства негосударственных пенсионных фондов, сбережения населения. Это находит отражения в структуре источников инвестиций: на долю привлеченных средств приходится 12%, а на сбережения населения лишь 2% (в то время как собственному финансовому потенциалу отводится 80%).
Все авторы, говоря о точках роста Тюменской области, выделяют набор отраслей, перспективных с их точки зрения для инвестиций. Это нефтегазовая и нефтеперерабатывающая промышленность, лесопромышленный комплекс.

Но вместе с тем, необходимо помнить, что экономика понятие комплексное и развитие одних ее частей без соответствующего развития остальных не представляется возможным. Поэтому не следует забывать и о таких отраслях промышленности как легкая промышленность, машиностроение, стройиндустрия, пищевая промышленность и проч., а также сочетания инвестированной политики с налоговой, бюджетной и др. направлениями госрегулирования.

Система мероприятий по привлечению и размещению инвестиций должна быть выстроена с учетом экономической ситуации в стране, в том числе последствий обострения финансово-экономического кризиса прошлого года, который существенно изменил условия и параметры развития на последующие годы.
Государство должно стимулировать создание новых малых предприятий путём повышения заинтересованности предпринимателей и населения в инвестировании, а также посредством выделения таких предприятий из крупных на началах демонополизации, разукрупнения и приватизации.
По мнению некоторых специалистов, для решения задач инвестиционной поддержки малого бизнеса и предпринимательства представляется настоятельной реализация комплекса мер, который мог бы включать, в частности, следующее:
Во-первых, - формирование первоначального капитала для развития малого бизнеса на основе льготного кредитования под гарантии государства.
Во-вторых, - продажу приватизируемого государственного имущества и производственных ресурсов под осуществление высокоэффективных проектов, обеспечивающих в краткосрочной перспективе не только организацию производства необходимой продукции (услуг), но и создание новых рабочих мест.
В-третьих, - развёртывание сети разнообразных инвестиционных и специальных фондов и банков для финансирования малых предприятий, способных аккумулировать средства из различных источников.
В-четвёртых, - организацию специальных структур по страхованию кредитов, выдаваемых малым предприятиям.
В-пятых, - всемерное поощрение государством развития (в том числе на совместной с частным капиталом основе) лизинговых фирм, сдающих в аренду малым предприятиям необходимое оборудование и технику.
В-шестых, - налаживание государственной и муниципальной информационной службы изучения конъюнктуры, спроса на продукцию малых предприятий, в том числе и на мировом рынке.
Имеющиеся инвестиционные ресурсы должны в первую очередь направляться в те сферы экономики, которые располагают высокими технологиями и имеют конкурентные преимущества на мировых рынках. Далее, они должны пойти на поддержку малого бизнеса, где срок окупаемости намного меньше, на увеличение жилищного строительства.

Эти так называемые точки роста позволяют повысить эффективность инвестиций, создать возрастающий инвестиционный спрос, обновить основной капитал. Тогда срабатывает кумулятивный эффект инвестирования: быстрое увеличение выпуска продукции обновленным производством начнет покрывать возросший платежеспособный спрос; само капитальное строительство начнет создавать финансовые источники для новых инвестиций; расширяющееся производство обеспечит формирование дополнительных доходов, за счет которых можно снизить бюджетный дефицит и увеличить потребление населения.
В условиях инвестиционного кризиса, несомненно, оправданна установка на формирование мощных вертикально - интегрированных промышленных конгломератов при сохранении определенных масштабов государственного участия. Такая организационная структура повышает возможности аккумулирования финансово-кредитных ресурсов и их концентрации в приоритетных точках роста, создает инвестиционную базу активной структурной политики.

Список использованной литературы

  1. Об итогах первого инвестиционного форума Тюменской области Инвестиции и перспективы Тюменского региона. Постановление областной Думы 682 от 29 мая 1997г. // Вестник областной Думы, 1997, 6.
  2. О порядке использования средств областного бюджета в качестве заемных средств. Закон Тюменской области от 27 ноября 1997г. // Вестник областной Думы, 1998, 2.
  3. О стимулировании инвестиционной деятельности банков. Закон Тюменской области от 21 ноября 1996г. // Вестник областной Думы, 1996, 2.
  4. Акопянц Т.Д. Банки и предприятия. Перспектива сотруднечества. // Налоги, инвестиции, капитал, 1998, 2.
  5. Андреев А. Инвестиционная деятельность в условиях перехода к рыночной экономике. М.,1994.
  6. Анисов Ю.Б. Инвестиции и экономические последствия. // Налоги, инвестиции, капитал; 1998, 2.
  7. Арцшевский М., Райзберг Б. Проблемы структурной перестройки экономики //Экономист. М.-2000.-1.
  8. Боссерт В.Д. Инвестиционный проблемы реформируемой экономики России. //Экономика. Предпринимательство. Окружающая Среда. 1996г., 1.
  9. Вижина И. Правовой фундамент инвестиций. // Финансы в Сибири, 1998, 3.
  10. Витин А. Привлечение инвестиций на рынке ценных бумаг. // Вопросы экономики, 1996, 2.
  11. Водянов А., Гаврилова О. Налоговые инструменты восстановления инвестиций в реальный сектор экономики //Управление инвестиционной и инновационной деятельностью. М.-1999.-6.
  12. Волков В. Российская экономика в 1999году.// Экономист. 1999г., 12.
  13. Воронова Н.С. Проблемы государственного регулирования рынка инвестиций. // Социально экономические проблемы региона в переходный период. Тюмень: изд-во ТГУ, 1998.-204с.
  14. Горленко А. Самотлор на пороге перемен. // Сибирский посад, 1998, 39.
  15. Грицына В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса // Экономист. М.-2000.-3.
  16. Жуков Е.Ф. Инвестиционные институты М.: Банки и биржи, 1998-199с.
  17. Заверюха А. Х., Ульянов Е. В., Меньшикова О. А. Концептуальные подхода к регулированию взаимодействия инвестиционной и инновационной сфер //Финансы - М., 2000-1.
  18. Закон об СРП прошел через Совет Федерации // Сибирский посад, 1998, 5.
  19. Зеваев В.И. Основы инвестиционного планирования. // Налоги, инвестиции, капитал., 1997, 1.
  20. Иовчук С., Квалинина И. Иностранные капиталовложения в России: состояние и перспективы. // Вопросы Экономики, 1996, 2.
  21. Климат для инвесторов. // Сенатор, 1998, апрель-май.
  22. Конопляник А. Законодательные предпосылки Формирования благоприятного инвестиционного климата в минерально-сырьевых отраслях. // Вопросы экономики, 1996, 12.
  23. Кот Н.Г. Инвестиции и социально-экономическое развитие региона. // Социально-экономические проблемы региона в переходный период.-Тюмень: изд-во ТГУ, 1998.-204с.
  24. Крылов С., Яковлева Е. Законодательное обеспечение инвестиционной деятельности. // РЭЖ, 1997, 11-12.
  25. Лебедев В. Привлечение иностранных инвестиций: оценка ситуации. // РЭЖ, 1998, 3.
  26. Лесовой Ю.И. Нас не устраивает точечный рост. // Налоги, Инвестиции, капитал, 1998, 2.
  27. Ляпина Т.М. Инвестиционная политика на современном этапе. // Социально-экономические проблемы региона в переходный период. Тюмень: изд-во ТГУ, 1998-204с.
  28. Манакова Т.А., Шабашев В.А. Критерии становления инфраструктуры регионального финансового рынка. // Социально-экономические проблемы региона в переходный период. Тюмень: изд-во ТГУ. 1998 204с.
  29. Макконнэлл К., Брю С., Экономикс, т.1, М., Наука, 1993.
  30. Плакин В. Кризис инвестиционной сферы российской экономики и пути его преодоления. // Вопросы экономики, 1996, 2.
  31. Смальков В.М. О проведении оценки кредитного рейтинга Тюменской области. // Налоги, инвестиции, капитал, 1998, 2.
  32. Терекова С.А., Соловей Е.В. Инвестиционная политика региона. // Социально-экономические проблемы региона в переходный период. Тюмень: изд-во ТГУ, 1998. 204с.
  33. Томичев Ф. Действенная программа преобразований. // Сенатор, 1998, апрель-май.
  34. Финансовые и инвестиционные рынки России // Налоги, инвестиции, капитал, 1997, 2
  35. Харитонова В. Инвестиционный климат в регионе: оценка и анализ. // Финансы в Сибири, 1998, 3.
  36. Черкасов В.Е. Международные инвестиции. - М.: Дело, 1999.
  37. Экономика зарубежных стран, М., Высшая школа, 1990.
  38. Янин А.Н. Особенности инвестиционных процессов в Тюменской области. // Налоги, инвестиции, капитал, 1996, 2.


Содержание раздела