d9e5a92d

Нормативно правовая база привлечения инвестиций

Французские фирмы сотрудничают с российскими организациями в разведке и освоении нефтегазовых месторождений, а также в поддержании и восстановлении бездействующих скважин. Так, фирма Тоталь является одной из первых иностранных нефтедобывающих компаний, с которыми подписано Соглашение о разделе продукции.

В декабре 1995 г. с фирмой подписано соглашение на 33 года по разработке Харьягинского нефтяного месторождения в Ненецком автономном округе. Развивается инвестиционное сотрудничество французской компании Газ де Франс с РАО Газпром. Так, в рамках реализации ряда крупных контрактов о поставках природного газа во Францию при участии Газ де Франс создан ряд СП по производству оборудования катодной защиты трубопроводов, а также по разработке и реализации планов повышения эффективности использования газа российскими предприятиями.
Фирмы Жен Дифюзьон и Агро-2005 занимаются подготовкой 4 региональных проектов (Калуга, Тюмень, Курган, Татарстан), которые в течении 5 лет позволят ввезти около 20 тыс. телок стоимостью 250 млн. фр. в выбранные животноводческие хозяйства.15
Самая распространенная форма инвестиционного сотрудничества это создание совместных предприятий. В 1997г. на территории нашей области действовали 162 совместных предприятия.

Их них 105 со странами дальнего зарубежья и 58 со странами ближнего зарубежья. Оющее количество стран, с которыми Тюменская область создала совместные предприятия. было 38.
Регион имеет высокие показатели по иностранным инвестициям на душу населения (см. табл. 3.).

В 1996г. они составили 81,23 долл. (среднероссийский показатель 43,97 долл.).
В заключении необходимо отметить, что подавляющая часть (свыше 80%) иностранных инвестиций это ссуды под гарантии государства, кредиты Международного банка реконструкции и развития, кредиты под поставки продукции.

Нормативно правовая база привлечения инвестиций


Одна из основных причин, сдерживающих приток капиталов в экономику, - недостаточное законодательное обеспечение инвестиционного процесса. Если рассматривать его правовую базу как систему законодательных актов различного уровня, то она включает в себя федеральные законы и законы, принимаемые на уровне субъектов Федераций. В федеральных законах можно выделить следующие группы.
Во первых, базовые законы, непосредственно регулирующие инвестиционную деятельность, закладывающие ее основные принципы и вводящие основные понятия этой деятельности (например, Закон Об инвестиционной деятельности в РСФСР, Закон РСФСР Об иностранных инвестициях).
Во вторых, - законы, правообеспечивающие отдельные виды инвестиционной деятельности. Это Закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год, определяющий перечень финансируемых их этого бюджета федеральных целевых программ; Федеральный закон О соглашениях о разделе продукции.
В третьих, - законодательные акты, которые регламентируют деятельность финансовых институтов, аккумулирующих инвестиционные ресурсы, - федеральные законы О негосударственных пенсионных фондах (принятый Государственной Думой и отклоненный Советом Федерации, находится на доработке в согласительной комиссии обеих палат) и О паевых инвестиционных фондах (в стадии разработки).
В четвертых, - законы, касающиеся условий осуществления инвестиций, - устанавливающие налоговый режим, определяющие организационно-правовую форму предприятий получателей инвестиций, легитимирующие инструменты привлечения и гарантирования последних.
Хотя правовая база инвестиционного процесса формируется и развивается крайне неравномерно, есть достаточные основания считать 1997 год переломным в законодательном обеспечении рассматриваемого процесса.
В 1997 году при принятии федерального бюджета впервые удалось запланировать выделение значительных средств для формирования Бюджета развития. Необходимость усиления государственного регулирования инвестиционного процесса и увеличение в нем роли государства как стратегического инвестора и объективная потребность экономического развития на переходном этапе.

Отражением этой потребности и стало конструирование Бюджета развития, создаваемого с целью объединения инвестиционных ресурсов федерального бюджета со средствами частных инвесторов и инвестиционных институтов. Формирование Бюджета развития знаменует коренное изменение характера и механизма инвестирования средств за счет федерального бюджета: переход от безвозвратного безвозмездного их вложения к финансированию на возвратной и платной основе и образования соответствующей структуры, эффективно управляющей этими средствами.

Однако недостаточно внимание было уделено вопросам контроля за эффективным расходованием средств Бюджета развития и объективного отбора проектов и программ, принимаемых к финансированию; не определена роль субъектов РФ ни в формировании средств Бюджета, ни в управлении ими, ни в контроле за их расходованием.


Привлечение иностранных инвестиций и развитию экспортного потенциала России и ее регионов призван способствовать Федеральный закон О свободных экономических зонах (он принят Государственной Думой в трех чтениях и одобрен Советом Федерации, но отклонен президентов РФ). В нем введено понятие свободных экономических зон, определены их законодательно регулируемые виды: зоны экспортного производства, таможенные зоны торгового и производственного типов, особые экономические зоны.
Создание законодательных предпосылок стимулирования инвестиционной активности предполагает реформирование предприятий (получателей инвестиций) с целью их подготовки и эффективному освоению инвестиционных ресурсов. В этом смысле очень важен принятый в 1997г.

Федеральный закон О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации.
Одним из важнейших актов, регулирующих отдельные виды инвестиционной деятельности стал Закон О соглашениях о разделе продукции, который определил правовые основы использования российских месторождений на условиях раздела продукции. Принятый после долгих обсуждений еще в конце 1995г., этот закон, однако, фактически так и не начал действовать. Столь длительная задержка с его вступлением в действие объясняется, что документ содержит положение, согласно которому перечень месторождений и участков недр, предоставляемых инвестору на условиях раздела продукции, должен утверждаться соответствующим федеральным законом.

Поскольку отсутствовали методология включения в перечень тех или иных месторождений и ясность относительно критериев их включения, законодательный акт удалось согласовать лишь в 1997г., когда был выбран его компромиссный вариант, воплощенный в последней версии Закона Об участках недр, право пользования, которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции.
В законодательно утвержденный перечень в первоочередном порядке вошли семь участков недр: Самотлорское и Красноленинское нефтяные месторождения в Ханты-Мансийском округе; Ромашкинское нефтяное месторождение в Татарии; участок, включающий ряд мелких месторождений на Севере Сахалина; новое Приразломное месторождение на шельфе Печерского моря (Архангельская область); осваиваемое Яковлевское железорудное месторождение в Белгородской области и подготавливаемое к освоению Куранакское золоторудное месторождение в Якутии.
Соглашение о разделе продукции это механизм привлечения инвестиций на особых условиях, оговоренных специальным соглашением. Расплата за внесенные инвестиции производится не отчислениями прибыли, а долей добытого сырья.

Этот механизм используется в большинстве нефтедобывающих стран мира.
Совет Федерации одобрил Закон О внесении изменений и дополнений в федеральный закон О соглашениях и разделе продукции. Согласно новой его редакции, на условиях СРП разрешается разрабатывать до 30% разведанных запасов полезных ископаемых (в прежней версии закона не более 10%).

Закон существенно расширяет права субъектов РФ в части перевода разработки месторождений регионального значения на условия СПР. На местах могут приниматься решения по месторождениям с запасами нефти 25 млн. тонн (в прежней версии 10 млн.) и газа 250 млрд. м3 (в прежней версии 50 млрд.).
Однако без утверждения Думой соответствующих поправок в 12 законов РФ закон о СРП не сможет нормально функционировать.
Другим существенным элементом правовой базы инвестиционного процесса выступают законодательные акты субъектов Российской Федерации. Регулирующие в рамках их компетенции определение этого процесса.
В ноябре 1996г. областной Думой был принят закон О стимулировании инвестиционной деятельности банков. Он определяет принципы стимулирования приоритетных для Тюменской области видов и форм инвестиционной деятельности банков в целях активизации инвестиционной деятельности в регионе, поощрения кооперации банков в финансировании инвестиционных проектов и программ, а также современных форм их анализа и обоснования целесообразности их финансирования.

В целях стимулирования инвестиционной деятельности банков предусматривается снижение налоговых ставок в зависимости от доли кредитных вложений банка, направленных им на финансирование инвестиционных программ и проектов.
В ноябре 1997г. был принят областной закон О порядке использования средств областного бюджета в качестве заемных средств. Он определяет правовые основы и порядок выделения на возвратной основе средств областного бюджета в качестве заемных, их использования и последующего контроля. Согласно статье 2 данного закона, при формировании областного бюджета в качестве заемных по строке Бюджетные ссуды предприятиям и организациям.

Бюджетные средства по этой строке направляются в ходе исполнения бюджета на создание новых, реконструкцию действующих производств, пополнение собственных оборотных средств предприятий с целью укрепления доходов базы областного бюджета и бюджетов нижестоящих уровней. Финансовая поддержка из средств областного бюджета предоставляется в целях:

  • поддержки создания новых производств;
  • модернизации и технического перевооружения действующих производств;
  • поддержки действующих производств.

Проблема стимулирования роста эффективности инвестиций особенно актуальна в сырьевых регионах. Кроме того, тут имеется проблема согласования правовых подходов к регулированию инвестиционной деятельности на уровне законодательства субъектов Федерации и нормативных актов федеральных ведомств, которые в изобилии присутствуют на сибирском Севере из-за стратегической значимости региона.
Этим обстоятельством и обусловленая активная деятельность законодательных органов Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. В 1996г. в ХМАО вступили в действие окружные законы О недропользовании, Об участии ХМАО в соглашениях о разделепродукции при поиске, разведке и добыче минерального сырья на территории округа.
Серьезное внимание в регионе уделяют согласованию своих законов с федеральным законодательством. Совместно с федеральными органами проводятся тендеры на предоставление прав пользования недрами на территории области, результатом которых является приток инвестиций.

Влияние рыночной инфраструктуры на инвестиционную деятельность.


Субъектами инфраструктуры финансового рынка являются банки, товарно-сырьевые и фондовые биржи, финансово-инвестиционные фонды и компании, брокерские и дилерские фирмы. Страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, консалтинговые, аудиторские фирмы и др. Развитие рыночной инфраструктуры создает условия для более широкого использования таких источников инвестиций, как долгосрочные кредиты. Сбережения населения, эмиссия ценных бумаг, средства негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний и других институциональных инвесторов.

С точки зрения инвестиций, рыночная инфраструктура нашей области еще недостаточно развита. Об этом свидетельствует низкая доля банковского капитала, институциональных инвесторов и средств населения в общем объеме инвестиций (2%).
На основе выше рассмотренных факторов можно выделить ряд привлекательных сторон Тюменской области для инвесторов:

  1. Богатые запасы природных ресурсов (земельные площади, водные ресурсы, углеводородное сырье, древесина и пр.)
  2. Избыточные мощности по выработке электроэнергии.
  3. Квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила.
  4. Сохранение в области политической и социальной стабильности.
  5. Сильная региональная политика по социальной защите населения.
  6. Разработка регионального законодательства по привлечению инвестиций в регионе.

Пути развития инвестиционной деятельности региона

Пути развития инвестиционной деятельности в области можно рассматривать в двух направлениях. С одной стороны, перспективы инвестирования зависят от инвестиционной политики, проводимой субъектами федераций.

С другой стороны, выбор путей развития можно рассматривать как выбор направлений приложения капитала. В сентябре 1991г. был подписан Указ Президента О развитии Тюменской области, предусматривающий разработку и проведение в жизнь комплексной программы. Для ее реализации были созданы Администрация программы и ее исполнительная дирекция. Созданная в соответствии с Указом Президента России администрация программы развития Тюменской области и исполнительная дирекция работают над созданием системы льгот и стимулов для потенциальных инвесторов в экономику области.

Исполнительная дирекция программы развития области подготовила перечень примерно из 500 перспективных проектов некоторые из них уже реализуются, на другие готовится предварительная документация.
В 1997 году в Бостоне был проведен первый международный инвестиционный симпозиум. Делегация Тюменской области в составе председателя областной Думы, директора координатора Программы развития председателя регионального союза предпринимателей посетила Бостон и приняла участие в международном экономическом симпозиуме.

Главной задачей было представить Тюменский регион, показать его привлекательность для инвестиций, рассказать, что в этом направлении делается областной Думой, администрацией области.
Вообще органы власти Тюменской области проводят инвестиционную политику, которая на мой взгляд, должна стать основой повышения инвестиционной активности в регионе.
Реализация государственной инвестиционной политики в отдельных субъектах федерации идет по пути принятия региональных инвестиционных программ, имеющих структуру и принципы, аналогичные федеральной концепции. Инвестиционная программа представляет собой совокупность инвестиционных проектов, выбранных на конкурсной основе, и позволяет сконцентрировать на решении неотложных задач средства как частных инвесторов, так и местных бюджетов.

Это дает дополнительные гарантии инвесторам, делая территорию более привлекательной для инвестирования. Государственная поддержка может осуществляться посредствам предоставления бюджетных ссуд, товарных кредитов или участия в учреждении хозяйствующих единиц (при закреплении в государственной собственности части уставного капитала), льготного налогообложения.
Одним из источников внутренних инвестиций предполагается привлечение средств населения. По данным некоторых авторов на руках у населения находится до 60 млрд. долларов, которые являются мертвым грузом, неработающими деньгами. Необходимо создать такие условия, при которых бы произошло привлечение именно этих денег, из средств населения, что явилось бы значимым фактором для инвестиционной деятельности государства.

Однако. Это можно лишь достичь путем повышения доверия государству среди населения.
Проблема льготного налогообложения инвесторов занимает важное место в инвестиционной политике. Возможности повышения инвестиционной активности связывают с налогами.

Ведь эффективность налоговых льгот для инвесторов недостаточна. Более того, в 1996-1997гг. система налогообложения стала еще жестче: отмены льготы на реинвестируемую прибыль, принята прогрессивная система налогообложения.

Еще в 1995 г. после уплаты налогов в распоряжении предприятий нефтяной промышленности области оставалось 30% прибыли, тогда как по России в целом 43%; сейчас это соотношение еще более ухудшилось. Вопросы участия нефтегазодобывающих компаний в социально-экономическом развитии региона являются крайне важными и затрагивают не только интересы Тюменской области и входящих в ее состав Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, но и других субъектов РФ. За период 1995-1997 годы финансирование капитальных вложений по объектам непроизводственного значения в Тюменскую область сократилось почти в 5 раз в сопоставимых ценах.

На 2000 год Министерство ставит задачу остановки процесса падения инвестиций по объектам непроизводственного значения Тюменской области, в процессе совместной работы найти способ для дальнейшего увеличения капитальных вложений на нужды социальной сферы. Основными нефтяными и газовыми компаниями намечается направить в 2000 году на финансирование капитальных вложений в социальную сферу за счет всех источников финансирования 3,8 млрд. рублей или 102% к уровню 1999 года.
Перспективным считается следующий подход. В лицензионных соглашениях о пользовании недрами может оговариваться, что заказы на оборудование, необходимое для освоения месторождений полезных ископаемых, будут размещаться на машиностроительных предприятиях региона. Так в законе Тюменской области О предоставлении налоговых льгот, принятом областной Думой в августе 1997г. есть специальное условие предоставления льгот на уплату платежей за пользование недрами.

Эти платежи уменьшаются на 5% компаниям, занимающимся разработкой, добычей и переработкой нефти и газа, которые заказывают необходимое для этого оборудование машиностроительным предприятиям Тюменской области.
Стоит вопрос о развитии минерально-сырьевой базы добычи в южных районах Тюменской области, где развита инфраструктура и сосредоточены значительные ресурсы населения. Однако отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы от добычи углеводородного сырья в этих районах незначительные.

Распределение средств от части добычи углеводородного сырья на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов в эти районы позволило бы создать базы добычи на обжитых южных территориях Западной Сибири.
Важным направлением активизации инвестиционной деятельности предприятий является политика реструктуризации задолженности предприятий перед региональным бюджетом. Так, администрация Ханты-Мансийского автономного округа использует особую форму поддержки инвестиционной деятельности предприятий нефтяной промышленности от уплаты долгов по налогам при условии гарантий реализации инвестиционных проектов по обновлению и реконструкции.
В условиях высокой лабильности капитала региональная инвестиционная политика должна быть исправлена не столько на формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе в целом, сколько на разработку приоритетов в поддержке тех отраслей, где при минимальных затратах достигается максимальный эффект в обеспечении условий устойчивого регионального развития.

Перспективные отрасли для инвестиционной деятельности.

Итак, можно перейти и ко второму аспекту рассмотрения путей развития инвестиционной деятельности в регионе, то есть к выявлению перспективных отраслей. Невозможно в одночасье изменить сырьевую направленность региона. Поэтому в дальнейшей перспективе сохранится преобладание инвестиций в нефтегазовую промышленность. Такие гиганты, как Газпром, ЛУКойл, Сургутнефтегаз наращивают масштабы добычи углеводородного сырья и его переработку.

Эти компании постоянно нуждаются в свободных средствах, а поэтому они охотно идут на взаимовыгодные сотрудничество с солидными партнерами, предоставляя им возможность финансового и организационного участия в своих проектах. Особого внимания инвесторов заслуживают компании, контролирующие месторождения подпадающие под закон О соглашения о разделе продукции.

Так, например, Самотлор представляет собой весьма лакомый кусок для крупного иностранного инвестора, который согласится поучаствовать в его ремонте и последующей эксплуатации на условиях раздела продукции, то есть без изменения налогообложения.
Важное место будет занимать нефтепереработка, ориентированная в перспективе на потребности близлежащих регионов России и Казахстана. Становятся такие производства быстро, осваиваются в момент, а рынок необъятен. Ведь кажется нелепостью, что нефтяная Тюмень везет бензин из Уфы, Перми, Омска.

Сейчас область потребляет 5млн. тонн нефтепродуктов в год, и потребление это возрастает с ускорением по мере строительства дорог и увеличения парка личных автомашин.
Достаточно значимым для области является лесопромышленный комплекс. Объем заготовки леса в области в последнее время (6-7 лет) существенно сократились (в 2 раза). Поэтому необходима структурная реформа лесопромышленного комплекса.

Для чего требуется создать надлежащую организационно правовую базу, организовать лесопромышленные акционерные общества, осваивать новые технологии, а также создание возможностей для интеграции с нефтехимическим производством. Хотя согласно прогнозам администрации на текущий год, предприятия легкой и деревообрабатывающей промышленности в 1999г. будут испытывать недостаток средств на обновление и реконструкцию производственных мощностей.
Нельзя сбрасывать со счетов и легкую промышленность. Тюменский комвольно-суконный комбинат выпускает пряжу и сукно, причем достаточно хорошего качества. Но почему то мы из продаем туркам и итальянцам, и те берут наш трикотаж, костюмы, пальто.

И в 1999г. предполагается увеличение объема производства в условиях повышения спроса на отечественные товары при уменьшении поставок импортных товаров и высокой их стоимости.
Пристального внимания в будущем заслуживает агропромышленный комплекс, что связано прежде всего с решением задач по продовольственному обеспечению населения. Для этого администрацией области в 1999г. предполагается:

  • сохранение всем категориям хозяйств дотаций на зерно;
  • в связи с предполагаемым поэтапным отказам от дотаций и субвенций в сельское хозяйство из федерального бюджета, сохранение на региональном уровне выплат на племенное животноводство и семеноводство, а также на мероприятия по повышению плодородия почв;
  • выделение бюджетных ссуд перерабатывающим предприятиям, осуществляющим закупки сельскохозяйственного сырья, в том числе у населения;
  • расширение предоставления лизинговых услуг сельским товаропроизводителям.

Начинается инвестиционный конкурс по продаже 50 процентов уставного капитала крупнейшего предприятия Тюменской области птицефабрики Боровская. По словам Юрия Анисова, генерального директора корпорации Порт, помогающей юридически провести конкурс, крупных финансовых вливаний можно будет ожидать только от иностранцев. В сентябре руководство фабрики, где постоянно идет рост производства, получило несколько предложений. Серьезные переговоры велись с одной из западноевропейских фирм.

Сумма, которую птицеводы планировали выручить от продажи части акций, должна была пойти на обновление клеточного оборудования и реконструкцию ряда цехов, в том числе по производству кормов и сушке птичьего помета. В будущем за счет стратегического инвестора боровчане планируют запустить цеха по глубокой переработке яиц, производству бульонных кубиков.

Но последний международный скандал, вызванный отмыванием российских денег в иностранных банках, несколько замедлил переговоры, однако, в дальнейшем следует ожидать положительного решения проблемы.
Приоритетными направлениями развития строительной отрасли в регионе на перспективу являются:
- обустройство действующих и новых мест нефтегазодобычи;



Содержание раздела