по отношению к другим видам хозяйственной деятельности, осуществляемым лизинговой компанией (не менее 40% дохода от реализации лизинговых услуг в общем объеме доходов лизинговой компании по итогам хозяйственной деятельности за год"). Для российских лизингодателей соблюдение этой нормы затруднительно по нескольким причинам:
Что касается и резидентов, и нерезидентов, то применение 40-процентного норматива затруднит деятельность многих западных и отечественных инвесторов, поскольку права на лизинг лишаются непосредственные производители оборудования и торгующие фирмы, так как для них основной является другая специализация, и доходность от лизинговых операций не может быть значительной.
Мировой опыт правовых взаимоотношений по лизингу свидетельствует, что при заключении лизинговых соглашений лизингополучатель принимает на себя обязанность застраховать транспортировку получаемого в лизинг оборудования, его монтаж и пусконаладочные работы, имущественные риски.
Необходимость страхования имущества, передаваемого в лизинг, отмечается и Конвенцией "О международном финансовом лизинге", заключенной в г. Оттаве 28.05.88г.
В соответствии с п. 18 ст. 2 "Временного положения о лизинге" "лизингополучатель несет все расходы по содержанию лизингового имущества, его страхованию, включая страхование своей ответственности перед лизингодателем..., если иное не предусмотрено договором лизинга".
В соответствии со ст. 929 Гражданского кодекса РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы:
Имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества. Причем договор страхования имущества, заключенный при отсутствии интереса в сохранении застрахованного имущества у страхователя или выгодоприобретателя, недействителен.
Договор страхования имущества в пользу выгодоприобретателя может быть заключен без указания имени или наименования выгодоприобретателя (страхование "за счет кого следует"). При заключении такого договора страхователю выдается страховой полис на предъявителя.
При осуществлении страхователем или выгодоприобретателем прав по такому договору необходимо представление этого полиса страховщику.
Договор страхования риска ответственности за причинение вреда считается заключенным в пользу лиц, которым может быть причинен вред (выгодоприобретателей), даже если договор заключен в пользу страхователя или иного лица, ответственных за причинение вреда, либо в договоре не сказано, в чью пользу он заключен.
В случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
История развития отечественного лизингового бизнеса свидетельствует о том, что к настоящему времени уже успела сложиться определенная практика установления различных видов льгот для участников лизинговых сделок по сравнению с другими видами предпринимательской деятельности.
Как правило, предоставленные органами государственной власти и управления льготы касаются освобождения (полного или частичного) лизингодателей, лизингополучателей, кредиторов лизинговых операций от налогообложения (прибыли, НДС, других налогов и сборов); таможенных платежей (налогов, пошлин) при импортных, а в перспективе и экспортных поставках сдаваемого в лизинг оборудования, техники; применения выгодного для сторон механизма амортизации и учета лизингового имущества.
Одним из первых документов, регламентирующих практику проведения конкретных лизинговых операций и предоставляющих их участникам определенные льготы, было постановление Совета Министров СССР от 29 декабря 1990 года 1369 "О развитии лизинговых операций и деятельности совместной советско-французско-германской компании "ЕВРОЛИЗИНГ".
В вышеназванном постановлении речь шла о предоставлении льгот по операциям лишь одной компании. Для всех остальных действовало указание Главного управления Государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР от 5 июня 1990 года 11-38/20 "О пропуске товаров по лизинговым контрактам", в соответствии с которым товары, поставляемые в СССР на условиях долгосрочной аренды (лизинга), рассматривались как "ввозимые окончательно с представлением оформленной соответствующим образом грузовой таможенной декларации и уплатой таможенных пошлин и других сборов и платежей в соответствии с действующими правилами".
На указанные товары не распространялись льготы, которые были предусмотрены Таможенным кодексом СССР от 18.06.93, и обязательства об обратном вывозе таможенными учреждениями не принимались.
Это указание было отменено только спустя четыре года приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 18 июля 1994 года 336.
До настоящего времени те льготы, которые были предоставлены постановлением союзного правительства 1369 от 29 декабря 1990 года, оказались уникальными и до сих пор непревзойденными на общероссийском уровне.
В частности, было предусмотрено, что в процессе осуществления лизинговых операций с компанией:
- налог на экспорт и импорт и таможенные пошлины со стоимости машин и оборудования, ввозимых в СССР согласно заключенным лизинговым контрактам, взимаются в установленном размере в момент перехода права собственности к советским юридическим лицам с остаточной стоимости оборудования, исчисленной на момент перехода права собственности;
- советские юридические лица, заключившие контракты на условиях компенсационного лизинга, имеют преимущественное право на получение лицензии на вывоз из СССР продукции, поставляемой в счет погашения задолженности по таким контрактам.
Два последующих распоряжения Правительства Российской Федерации, содержащие льготы по лизингу, касались авиационных предприятий.
Так, в распоряжении Правительства РСФСР от 17 декабря 1991 года 159-р устанавливалось, что в целях безусловного выполнения объединением "Аэрофлот - Советские авиалинии" обязательств в иностранной валюте по указанному соглашению любые валютные отчисления в республиканский валютный резерв РСФСР будут производиться с выручки объединения "Аэрофлот - Советские авиалинии" в иностранной валюте от эксплуатации этих самолетов за вычетом затрат на оплату эксплутационных расходов за рубежом и лизинговых платежей, которые освобождаются на территории РСФСР от налогов и сборов.
Распоряжением от 24 мая 1994 года 737-р были полностью освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов самолеты, ввозимые в соответствии с лизинговым соглашением, заключенным между Аэрофлотом и консорциумом западно-европейских банков.
В Указе Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 года 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности" в целях поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, дальнейшего развития частного бизнеса, повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства, а также учитывая мировой опыт широкого использования лизинга предусматривалось:
- рассмотреть вопрос о государственной поддержке в 1995 году создаваемых лизинговых компаний;
- подготовить предложения о возможности предоставления таможенных льгот при временном ввозе товаров, используемых в лизинговых операциях.
29 июня 1995 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности", которым официально была введена только одна льгота. Было указано, что лизинговые платежи включаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в себестоимость продукции (работ, услуг), произведенной лизингополучателем.
Государственный таможенный комитет Российской Федерации в письме от 20 июля 1995 года 01-13/10268 "О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений" указал на то, что товары, являющиеся объектом международного финансового лизинга, временно ввозимые на территорию Российской Федерации, подлежат частичному освобождению от уплаты таможенных пошлин и налогов. В связи с этим таможенное оформление данных товаров необходимо производить в соответствии с указанием Государственного таможенного комитета России от 25 апреля 1994 года 01-12/328 с предоставлением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов, в котором указывалось, что "применяется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, специального налога и акцизов в случаях временного ввоза (вывоза):
- транспортных средств, используемых для международных транспортных перевозок пассажиров и товаров, включая запасные части, обычные принадлежности, контейнеры и другое транспортное оборудование, ввозимые (вывозимые) вместе с транспортными средствами;
- запасных частей и оборудования, предназначенных для ремонта временно ввезенных (вывезенных) транспортных средств, используемых для международных транспортных перевозок пассажиров и товаров;
- профессионального оборудования (за исключением оборудования, используемого для промышленного производства товаров, транспортировки товаров, эксплуатации природных ресурсов, строительства, ремонта и содержания зданий, строений и сооружений, упаковки товаров, землеройных работ и другого подобного оборудования);
- контейнеров (включая необходимые для данного контейнера принадлежности и оборудование, ввозимые (вывозимые) вместе с контейнером и возвращаемые вместе с ним, отдельно или вместе с другим контейнером либо ввозимые (вывозимые) отдельно и возвращаемые вместе с контейнером);
- поддонов.
При этом предельный срок временного ввоза (вывоза) указанных товаров составляет один год. В отношении иных товаров, а также в случаях продления сроков временного ввоза (вывоза) товаров, указанных выше, применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с порядком, установленным вышеназванным указанием: при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается три процента от суммы таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта".
В постановлении Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1995 года 1133 "О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" было пересмотрено ранее действовавшее Положение о составе затрат, относимых на себестоимость продукции и, соответственно, выводимых из-под обложения налогом на прибыль. В связи с этим был введен специальный пункт, согласно которому в себестоимость включаются "проценты по полученным заемным средствам, включая кредиты банков и других организаций, используемым субъектами лизинга для осуществления операций финансового лизинга". Специалистами это нововведение было оценено положительно, учитывая, что лизинговые компании, приобретая оборудование в аренду, неизбежно пользуются долгосрочными банковскими кредитами.
Кроме того, на себестоимость стали относить лизинговые платежи по операциям финансового лизинга, чтобы стимулировать лизинговую деятельность у самих предприятий - пользователей оборудования.
Приказом Центрального Банка России от 24 апреля 1996 года 02-94 "Об утверждении Положения об изменении видов валютных операций" был несколько упрощен ранее действовавший порядок проведения валютных операций, связанных с международным лизингом. В частности, теперь не требуется специального разрешения Банка России для следующего вида валютных операций:
- переводы резидентами из Российской Федерации иностранной валюты в счет оплаты страховых взносов (страховых премий) страховщикам-нерезидентам независимо от страхуемого интереса, а также зачисление на валютные счета резидентов в уполномоченных банках Российской Федерации сумм в иностранной валюте в счет оплаты страховых сумм (страхового возмещения) с учетом требований законодательства Российской Федерации о страховании;
- переводы в Российскую Федерацию иностранной валюты в оплату аренды арендуемых нерезидентами у резидентов воздушных, морских и речных судов (в том числе по договорам бербоут-чартера и тайм-чартера), космических объектов при условии, что арендная плата зачисляется на валютный счет резидента, открытый в уполномоченном банке в Российской Федерации, не реже одного раза в 180 дней с момента передачи указанных объектов в аренду независимо от срока аренды;
- переводы из Российской Федерации иностранной валюты в оплату арендуемых резидентами у нерезидентов воздушных, морских и речных судов (в том числе по договорам бербоут-чартера и тайм-чартера), космических объектов, а также находящегося за пределами Российской Федерации любого движимого имущества при условии, что передача указанных объектов в аренду осуществляется не позднее 180 дней с момента перевода иностранной валюты независимо от срока аренды;
- получение (возврат) юридическими и физическими лицами (резидентами и нерезидентами) кредитов в иностранной валюте на срок свыше 180 дней от уполномоченных банков (уполномоченным банкам), имеющих полномочия по предоставлению кредитов в иностранной валюте. Предоставление юридическим, физическим лицам кредитов в иностранной валюте на срок свыше 180 дней уполномоченными банками, имеющими полномочия по предоставлению указанных кредитов. Выплата (прием) процентов за пользование кредитами в иностранной валюте и сумм штрафных санкций, подлежащих в соответствии с договором уплате в иностранной валюте, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства по предоставлению (возврату) указанных кредитов;
- перевод резидентом иностранной валюты из Российской Федерации, а также на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты импортируемых товаров в случае после их ввоза в Российскую Федерацию (таможенного оформления товаров) независимо от срока, прошедшего с момента таможенного оформления (ввоза в Российскую Федерацию) до даты платежа;
- перевод резидентом иностранной валюты из Российской Федерации, а также перевод иностранной валюты на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты произведенных импортируемых работ, оказанных импортируемых услуг в случае после приема резидентом указанных выполненных работ (соответствующего этапа работ), оказанных услуг независимо от срока, прошедшего с момента их приема до даты осуществляемого резидентом платежа.
Вместе с тем остальные виды валютных операций, связанных с движением капитала, а также не запрещенные Банком России, по-прежнему осуществляются резидентами на основании разрешений, выдаваемых Банком России в каждом отдельном случае, если иное не установлено Банком России.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 года 752 "О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации" предусмотрено введение принципиально важных для стимулирования развития лизинговой деятельности норм:
а) условия постановки лизингового имущества на баланс лизингодателя или лизингополучателя определяются по согласованию между сторонами договора лизинга. Данный пункт внес неясность в деятельность лизинговых компаний, так как усугубил проблемы переоценки стоимости имущества и порядка начисления амортизации;
б) ко всем видам движимого имущества, составляющего объект финансового лизинга и относимого к активной части основных фондов, может применяться в соответствии с условиями договора лизинга механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше трех. Необходимо отметить, что в постановлении Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 года 967 "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов" предприятиям предоставлялось право применять механизм ускоренной амортизации активной части производственных фондов по высокотехнологичным отраслям с коэффициентом ускорения не выше 2;
в) доходом лизингодателя является разница между общей суммой лизинговых платежей, получаемых от лизингополучателя, и суммой, возмещающей стоимость лизингового имущества.
6 декабря 1994 года был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", который позволял освободить от уплаты налога на добавленную стоимость технологическое оборудование и запасные части к нему, ввозимые по импорту. 13 апреля 1995 года приказом Государственного таможенного комитета 248 (действует в редакции изменений и дополнений от 31.01.97) был утвержден механизм реализации данного закона и объявлен перечень технологического оборудования и транспорта общественного пользования, освобожденного от налогообложения.
При этом в качестве технологического оборудования рассматриваются средства производства для производства средств производства либо товарной продукции. Теперь, если предприятие покупает оборудование по утвержденному Государственным таможенным комитетом перечню, налог оно не платит.
Например, в соответствии с Приложением 2 к вышеназванному приказу не облагаются налогом на добавленную стоимость ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации железнодорожные локомотивы; автомобили, предназначенные для перевозки 10 человек и более; вертолеты гражданские; самолеты гражданские; суда круизные, экскурсионные и аналогичные суда, предназначенные в основном для перевозки пассажиров; паромы всех типов ....
Если же необходимых средств на покупку дорогостоящего оборудования не хватает, то оборудование арендуется у лизинговой компании. При такой схеме финансирования лизингодатели должны заплатить налог на добавленную стоимость.
Однако если государство освобождает от налогообложения стоимость самого оборудования, зачем облагать налогом его амортизацию и проценты за кредит в ходе аренды?
Полностью данная проблема не была решена постановлением Правительства РФ от 27 июня 1996 года 752 О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации. Поэтому Российская ассоциация лизинговых компаний в середине сентября 1996 года предложила ввести в законопроект закона "О лизинге" следующую норму: "в целях налогообложения доходом от лизинговой деятельности считать разницу между общей суммой лизинговых платежей, получаемых лизингодателем, и суммой, возмещающей стоимость имущества, являющегося объектом лизинга, а также суммой, возмещающей проценты за пользование заемными средствами, использованными на приобретение имущества, передаваемого в лизинг, а также страховые взносы в случаях, когда страхователем имущества, сдаваемого в лизинг, является лизингодатель".1
Необходимо иметь в виду, что в соответствии с инструкцией Государственной налоговой службы РФ от 11 октября 1995 года 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (в редакции изменений и дополнений Государственной налоговой службы 1 от 23 января 1996 года, 2 от 14 марта 1996 года, 3 от 22 августа 1996 года) от налога на добавленную стоимость освобождаются операции по страхованию и перестрахованию, банковские операции.
В то же время указанная льгота не распространяется на следующие сделки кредитных операций:
- предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
- лизинговые операции;
- оказание консультационных и информационных услуг;