d9e5a92d

Конкурсное производство


В законодательстве других стран определение обычно базируется или на принципе его неплатежеспособности (на основе анализа встречных денежных потоков), либо на принципе неоплатности (на базе соотношения активов и пассивов по балансу должника). Наличие у него имущества, превышающего общий объем кредиторской задолженности, выступает гарантией его способности восстановить платежеспособность, что служит основанием для использования процедуры внешнего управления.
Признание должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства, означающего, что срок исполнения всех денежных обязательств должника наступил. При этом прекращается начисление неустоек, финансовых санкций и процентов по задолженности должника. С этого момента все требования к должнику (в том числе налоговых органов) могут быть предъявлены только в пределах конкурсного производства.

Арбитражный суд назначает конкурсного управляющего из числа кандидатов, предложенных собранием кредиторов. На конкурсного управляющего возлагаются обязанности по аккумулированию имущества должника и формированию конкурсной массы для продажи имущества и расчетов с кредиторами в очередности, предусмотренной ст. 64 Гражданского кодекса РФ.
В систему банкротства цивилизованного типа входят не только предприятия и связанные с ними всевозможными обязательствами партнеры (кредиторы, поставщики и т.д.), но и органы государственной власти. Их роль, разумеется, (если они не являются собственниками предприятий) отличается от роли других участников продажи предприятия; из состава имущества предприятия при его продаже подлежат исключению объекты инженерной инфраструктуры, обслуживающие население города (поселка), находящиеся на балансе предприятия.
Решение о ликвидации предприятий-должников и продаже их имущества может быть принято только по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При продаже находящихся в федеральной или государственной собственностисубъектов Российской Федерации долей (паев, акций) в капитале таких предприятии не устанавливается ограничение по минимальной начальной цене их продажи, и. кроме того, при продаже долей (паев, акций) на коммерческом конкурсе в его условия могут включаться требования по погашению в срок не более 1 месяца со дня заключения договора купли-продажи просроченной кредиторской задолженности предприятия, уменьшенной пропорционально отношению приобретаемой государственной доли к размеру уставного капитала, но не менее суммы средств, необходимой для покрытия фактической задолженности предприятия по оплате труда работникам предприятия.
В том случае, когда на момент принятия Федеральным управлением решения об обязательной продаже предприятия-должника. находящегося в федеральной собственности, в арбитражном суде рассматривается дело о несостоятельности предприятия. Федеральное управление обязано заявить в суд ходатайство о проведении внешнего управления имуществом этого предприятия. При удовлетворении судом такого ходатайства мероприятия по реализации решения Федерального управления включаются в план проведения внешнего управления имуществом должника.

Если же дело о несостоятель^ ности предприятия, находящегося в федеральной собственности, возбуждается после принятия Федеральным управлением решения об обязательной продаже предприятия, это управление обязанб заявить в арбитражный суд ходатайство о приостановлении производства по делу на срок, необходимый для выполнения решения, но не более чем на шесть месяцев.
Глава 3. Конкурсное производство.
3.1. Порядок осуществления.
Конкурсное производство — это процедура, направленная на принудительную или добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия, в результате которой осуществляется распределение между кредиторами конкурсной массы, т.е. имущества должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе этого производства.
Конкурсное производство осуществляется в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов и объявления должника свободным сп долгов, а также для охраны сторон от неправомерных действий в отношении друг друга. Достижение этих целей обеспечивается законодательным урегулированием порядка проведения этой процедуры и контролем арбитражного суда за действиями ее участников.


Открывает и закрывает конкурсное производство арбитражный суд. Он же назначает конкурсного управляющего, определяет правомерность действий участников этого производства по их заявлениям, угверждает отчет конкурсного управляющего.
Решение об открытии конкурсного производства принимается в случае признания предприятия-должника несостоятельным (банкротом) и необходимости в связи с этим его принудительной ликвидации. Об открытии конкурсного производства арбитражный суд извещает трудовой коллектив предприятия-должника, соответствующие органы самоуправления, местные финансовые органы, банки и иные кредитные учреждения, обслуживающие должника, т. е. всех лиц, интересы которых могут быть затронуты при ликвидации предприятия.
Решение арбитражного суда о признании предприятия-должника несостоятельным (банкротом) и открытии в связи с этим конкурсного производства должно быть обязательно опубликовано в Вестнике Высшего Арбиражного суда Российской Федерации после вступления этого решения в законную силу. Объявление публикуется арбитражным судом, его вынесшим, за счет средств, перечисленных на депозитный счет арбитражного суда. В объявлении указываются наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело, наименование и местонахождение предприятия-должника, в отношении которого осуществляется конкурсное производство, дата принятия соответствующего решения арбитражного суда. а также обращение к кредиторам ликвидируемого предприятия предъявить в предусмотренный Законом двухмесячный срок со дня публикации имеющиеся у них претензии к должнику. В объявлении могут содержаться и иные существенные для данного производства обстоятельства.,
Открытие конкурсного производства влечет за собой ряд правовых последствий для предприятия и его кредиторов.
С этого момента должники не вправе передавать кому-либо или иным образом отчуждать принадлежащее ему имущество, кроме тех случаев, когда разрешение на отчуждение имущества дано собранием кредиторов, а также погашать долги предприятия.
Из этого общего правила установлено два исключения. Во-первых, в период проведения конкурсного производства не приостанавливаются платежи кредиторам-залогодержателям и, во-вторых, должник не должен приостанавливать платежи, связанные с проведением конкурсного производства, т.е. выплаты вознаграждения конкурсному управляющему, арбитражному управляющему, если в отношении данного предприятия проводилась процедура внешнего управления его имуществом, а также платежи, связанные с продол-жениём функционирования предприятия-должника в этот период.
С момента открытия конкурсного производства считаются выполненными сроки исполнения всех долговых обязательств предприятия-должника, прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности предприятия. Кредиторы по всем видам обязательств должника могут предъявить свои претензии к нему только в рамках конкурсного производства.
Круг участников конкурсного производства определен Законом. К ним относятся конкурсный управляющий, собрание (комитет) кредиторов, должник, члены трудового коллектива предприятия-должника, другие заинтересованные лица: собственник предприятия, орган, уполномоченный государством или местным органом власти управлять имуществом предприятия-должника, органы местного самоуправления финансовые органы, в которых находятся счета должника.
Центральной, ключевой фигурой в конкурсном производстве является конкурсный управляющий, назначенный арбитражным судом.
Конкурсный управляющий управляет предприятием-должником и распоряжается его имуществом в период проведения конкурсного производства, заменяя руководителя предприятия, который отстраняется арбитражным судом от должности с момента открытия конкурсного производства.
Приступая к выполнению своих обязанностей, конкурсный управляющий должен прежде всего провести анализ финансового положения предприятия, его активов и пассивов, привлекая для этого в необходимых случаях независимых экспертов (аудиторов), изучить обоснованность требований кредиторов, после чего признать или отклонить эти требования, взыскать дебиторскую задолженность. На обязанности конкурсного управляющего лежит, кроме того, формирование конкурсной массы, создание ликвидационной комиссии и руководство ее работой, созыв собрания кредиторов.
В целях защиты требований кредиторов к должнику, признанному несостоятельным (банкротом), конкурсному управляющему предоставлено право оспаривать в арбитражном суде неправомочные, с его точки зрения, сделки должника, заключенные им в течение последних шести месяцев, предшествующие возбуждению производства по делу о несостоятельности (банкротства) предприятия.



Содержание раздела