В связи с этим для оценки платежеспособности предприятия используются три относительных показателя ликвидности, различающиеся набором ликвидных средств, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств.
Одним из них является коэффициент абсолютной ликвидности К(а.л.), который равен относительной величине между суммой наиболее ликвидных активов и суммой наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов. Этот коэффициент характеризует, какую часть краткосрочной задолженности предприятия можно погасить в ближайший срок. Стандартное ограничение данного показателя: К(а.л.)=[0,2~0,5] .
Для исследуемого предприятия этот коэффициент равен:
на начало 1995 года:
К(а.л.)(1) = 8,7/162,7 = 0, 05;
на конец 1995 года:
К(а.л.)(2) = 267,7/1 049,3 = 0, 26;
на начало 1996 года:
К(а.л.)(3) = 2680/ 10 490 = 0, 26;
на конец 1996 года:
К(а.л.)(4) = 8 560/22 810 = 0, 38.
Исходя из проведенных выше расчетов, коэффициент абсолютной ликвидности вырос, и весь 1996 год находился в допустимом интервале. Увеличение этого коэффициента характеризует улучшение платежеспособности предприятия.
Вторым относительным показателем является коэффициент критической ликвидности К(к.л.), в состав ликвидных средств, необходимых для его расчета включены дебиторская задолженность и прочие активы. Этот коэффициент прогнозирует платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами.
Допустимое ограничение К(к.л.) =1.
Произведем расчет этого коэффициента и проанализируем его изменения:
на начало 1995 года:
К(к.л.)(1) = 83,8/162,7 = 0, 52;
на конец 1995 года:
К(к.л.)(2) = 637,8/1 049,3 = 0, 61;
на начало 1996 года:
К(к.л.)(3) = 6 380/10 490 = 0,61;
на конец 1996 года:
К(к.л.)(4) =15 220/ 22 810 = 0, 67.
При анализе динамики изменений данного показателя, видим что его значение ниже допустимого значения, на протяжении всего исследуемого периода. Это указывает на то, что даже при условии своевременного возврата дебиторской задолженности предприятие не сможет полностью погасить свои краткосрочные обязательства, но необходимо отметить рост этого коэффициента в исследуемом периоде, который характеризуется увеличением платежеспособности предприятия с 52 % покрытия своих краткосрочных обязательств до 67 %.
Третьим показателем является коэффициент текущей ликвидности К(т.л.). Он характеризует платежные возможности предприятия, которые учитывают не только своевременные расчеты с дебиторами и реализации готовой продукции, но и продажи в случае необходимости прочих материальных оборотных средств. Допустимое ограничение этого коэффициента: К(т.л.) = 2.
Рассчитываем значение этого коэффициента для предприятия Кант - ЛТД.
На начало 1995 года :
К(т.л.) = 266,8/162,7 = 1, 64;
на конец 1995 года:
К(т.л.) = 2 160/1 049 = 2, 06;
на начало 1996 года:
К(т.л.) = 21 600/ 10 490 = 2, 06;
на конец 1996 года:
К(т.л.) = 58 860/ 22 810 = 2, 58.
Из этого следует, что в течении 1996 года коэффициент текущей ликвидности находился в пределах нормального допустимого ограничения, а также на конец 1996 года в значительной мере превысил допустимое значение, что указывает на то, что в случае крайней необходимости для покрытия краткосрочной задолженности предприятию потребуется реализовать часть материальных оборотных средств, которые имеются в наличии предприятия.
Проанализировав полученные при расчетах финансовые коэффициенты, их динамику изменений на протяжении двух лет (1995 и 1996 годы), можно подытожить, что исследуемое предприятие Кант - ЛТД имеет достаточно устойчивое финансовое положение, является вполне платежеспособным и обладает необходимым финансовым потенциалом для продолжения производственной деятельности на рынке.
Прогнозирование увеличения прибыли за счет расширения производства звездочки коленчатого вала для автомобилей ВАЗ.
В результате проведенного финансового анализа и анализа рынка сбыта, предприятию Кант - ЛТД предлагается воспользоваться возможным резервом увеличения прибыли в процессе реализации предлагаемого проекта по увеличению объема выпуска звездочки коленчатого вала для автомобилей ВАЗ.
Предложение увеличения объема производства данного вида запчастей, обосновано устойчивым спросом на этот вид продукции предприятия Кант - ЛТД, так как продукция исследуемого предприятия имеет конкурентные преимущества (высокое качество и низкую цену) по отношению к продукции конкурентов, а рыночная ниша потребления не заполнена в полном объеме. В связи с этим делаем вывод, что при увеличении объема производства звездочки коленчатого вала для автомобилей ВАЗ, предприятие не будет иметь особых трудностей с реализацией данного вида продукции.
Исходя из проведенного финансового анализа нужно отметить, что предприятие не испытывает недостатка в сырье и материалах, а наоборот в избытке располагает производственными запасами, которые в достаточной мере смогут обеспечить как существующий объем производства, так и расширенный в результате реализации предполагаемого проекта.
Кроме того, у предприятия налажены тесные связи с поставщиками, которые быстро и своевременно могут восполнить расход запасов сырья и материалов, необходимых для реализации предполагаемого увеличения объема выпуска данного вида продукции.
Предприятие в 1996 году выпускало аналогичный вид деталей (звездочку коленчатого вала) используя арендованное оборудование, но в 1997 году срок аренды этого оборудования истекает. Возможность аренды этого оборудования не представляется возможным.
Технологический процесс производства звездочки коленчатого вала для автомобилей ВАЗ представляет собой замкнутый технологический цикл и включает в себя 10 операций. В процессе производства данной детали задействованы четыре вида станков: токарный, зубофрезерный, протяжной и сверлильный.
Рассчитаем потребность в оборудовании, в связи с расширением выпуска продукции данного вида, результаты расчетов представим в таблице 3.1.1.
Расчет потребности в оборудовании в связи с планируемым ростом объема производства звездочки коленчатого вала для автомобилей
ВАЗ. Таблица 3.1.1.
Основные показатели | Един. измер. |
1996 г. |
Период 1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
Объем выпуска | шт. | 40 000 | 52 000 | 250000 | 300000 |
Трудоемкость изготовления по видам обработки изделия: | |||||
- токарная | минуты | 1, 59 | 1, 59 | 1, 59 | 1, 59 |
- зуборезная | минуты | 3, 04 | 3, 04 | 3, 04 | 3, 04 |
- протяжная | минуты | 1, 23 | 1, 23 | 1, 23 | 1, 23 |
- сверлильная | минуты | 0,05 | 0, 05 | 0, 05 | 0, 05 |
Итого: | минуты | 5, 91 | 5, 91 | 5, 91 | 5, 91 |
Трудоемкость изготовления звездочки коленчатого вала в заданном объеме: | |||||
- токарная обработка | н/ч | 1 060 | 1 378 | 6 625 | 7 950 |
- зуборезная --- | н/ч | 2 027 | 2 635 | 12 667 | 15 200 |
- протяжная --- | н/ч | 820 | 1 066 | 5 125 | 6 150 |
- сверлильная --- | н/ч | 333 | 433 | 2 083 | 2 500 |
Итого: | н/ч | 4 240 | 5 512 | 26 500 | 31 800 |
Годовой фонд работы оборудования при двусменном рабочем дне с учетом остановок на текущий ремонт. | часы | 3 630 | 3 630 | 3 630 | 3 630 |
Требуемое число оборудования : | |||||
- токарные станки | шт. | 0,3=1 | 0,4=1 | 1,8=2 | 2,2=2 |
- зуборезные --- | шт. | 0,6=1 | 0,7=1 | 3,5=4 | 4,2=4 |
- протяжные --- | шт. | 0,2=1 | 0,3=1 | 1,4=2 | 1,7=2 |
- сверлильные --- | шт. | 0,1=1 | 0,1=1 | 0,6=1 | 0,7=1 |
Название оборудования | Кол-во шт. | Стоимость | грн. | Итого |
за един | общая | |||
Токарный полуавтомат 1Б265НП-6К |
2 | 2 265 | 4 530 | |
Зуборезный станок 5306 К |
4 | 1 020 | 4 080 | |
Горизонтальнопротяж- ный станок 7527 | 2 | 1 475 | 2 950 | 11 560 |
Наименование оборудования |
Монтаж оборудования |
Проложение трубопровода |
КИП и их монтаж |
Прочие расходы |
Производство деталей |
15 - 20 | 10 - 20 | 15 - 25 | 7 - 15 |
п/п | Расходы | Стоимость грн. | Методика расчета |
1 | Договорная стоимость оборудования | 11 560 | |
2 | Транспортно-загото- вительные расходы | 809,2 | 7% от 1 строки |
3 | Полная себестоимость | 12 369,2 | 1 стр. + 2 стр. |
4 | Монтаж оборудования | 1 855,38 | 15% от 3 строки |
5 | Стоимость технологи- ческого трубопровода | 1 236,92 | 10% от 3 строки |
6 | КИП и их монтаж | 2 102,76 | 17% от 3 строки |
7 | Прочие расходы | 855,84 | 7% от 3 строки |
8 | Итого: | 18 330,00 | строк 3-7. |
строки |
Название показателей | Ед. изм. | 1997 г. |
Период 1998 г. |
1999 г. |
Методика расчета |
1. | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Прирост объема производства | шт. | 12 000 | 198 000 | 50 000 | |
2. | Прирост трудоемкости | н/ч | 1 172 | 21 088 | 5 300 | |
3. | Усредненная сто-ть 1 н/ч | грн. | 2,6 | 2,6 | 2,6 | |
4. | Отпускная цена звездочки к.в.: | |||||
4.1. | с НДС | грн. | 3,6 | 3,6 | 3,6 | |
4.2. | без НДС | грн. | 3 | 3 | 3 | |
5. | Стоимость заготовки: | |||||
5.1. | с НДС | грн. | 1,1 | 1,1 | 1,1 | |
5.2. | без НДС | грн. | 0,92 | 0,92 | 0,92 | |
6. | Рост реализации: | |||||
6.1. | с НДС | грн. | 43 200 | 712 800 | 180 000 | стр(1*4.1) |
6.2. | без НДС | грн. | 36 000 | 594 000 | 150 000 | стр(1*4.2) |
7. | Расход электроэнергии на 1 час работы об-я | грн. | 1,39 | 1,39 | 1,39 | |
8. |
Процентная ставка за кредит |
% | 0,35 | 0,25 | ||
9. | Норма ам- ортотчисле- ний | % | 0,053 | 0,08 | 0,08 | |
Д о п о л н | и т е | л ь н ые | з а т | р а т ы : | ||
10. | Основная заработная плата | грн. | 3 047,2 | 54 828,8 | 13 780 | стр(2*3) |
11. | Амортиза- ция основных фондов | грн. | 971,49 | 1 466,4 | 1 466,4 |
1833 * на стр.9 |
12. | Отчисления в фонд занятости | грн. | 60.94 | 1 096,58 | 275,6 |
2% от стр10 |
13. |
Отчисления в фонд ЧАЭС |
грн. | 365,66 | 6 579,46 | 1 653,6 |
12 % от стр 10 |
14. |
Отчисление в соцстрах. |
грн. | 1 127,46 | 20 286,7 | 5 098,6 |
37 % от стр 10 |
15 | Закупка сырья | грн. | 11 040 | 182 160 | 46 000 | стр(1*5,2) |
16. | Затраты на электроэнергию | грн. | 16 680 | 275 220 | 69 500 | стр(7*2) |
17. | Стоимость %за кредит | грн. | 6 415,5 | 4 582,5 |
18 330* на стр.8 |
|
18. | Итого: | грн. | 39708,3 | 541637,9 | 137774,2 | стр10-17 |
19. | Дополните- льная прибыль от увеличения объема производства звездочки коленчатого вала ВАЗ |
грн. |
3 491,7 |
171162,1 |
42 225,8 |
строки (6.1. - 18) |
Целью проекта, является увеличение прибыли за счет увеличения объема выпуска звездочки коленчатого вала для автомобилей ВАЗ.
Объектом инвестирования является предприятие Кант - ЛТД, которое занимается изготовлением запасных частей к автомобилям марок ВАЗ и АЗЛК. Предлагаемый проект по своей величине , характеризуется как малый проект, поскольку сумма капитальных вложений в действующее предприятие не превышает 15 тысяч долларов США и имеет не значительные трудовые затраты ( приблизительно 4 тысяч человеко-часов), которые потребуются вывода производственных мощностей на необходимый уровень функционирования предприятия.
Это краткосрочный монопроект по срокам реализации, который рассчитан на 3 года ( поскольку если рассматривать рынок автомобилей на Украине, который все больше становится загруженным автомобилями импортного производства с хорошо отлаженной службой сервиса, что может значительно повлиять на спрос автозапчастей для автомобилей отечественного производства выпуском которых занимается предприятие Кант - ЛТД; из этого следует не возможность прогнозировать стабильность спроса на данный вид продукции на более длительный период).
Исходя из результатов анализа проведенного на исследуемом предприятии (результаты финансового и маркетингового анализа составляют 2 раздел диссертационной работы), следует сделать вывод: возможности предприятия в процессе инвестирования настолько многообещающие, что решение о инвестировании можно принимать на основании информации, полученной на стадии предварительного проектирования.
Для реализации малого по масштабу проекта, изменять организационную структуру предприятия не предполагается, поскольку для достижения основной цели проекта она вполне пригодна ( смотрите рисунок 3.2.1., на следующей странице).