18. Какие принципы бюджетного устройства закреплены законодательством?
19. Что означает единство бюджетной системы РФ?
20. В чем проявляется самостоятельность бюджетов?
Однако существуют и раздельные их права и обязанности (например, право предоставлять субсидию или ссуду в нижестоящий бюджет, право дополнительных расходов на социальные мероприятия, обязанность компенсировать нижестоящему бюджету увеличивающиеся расходы в установленных случаях). Для современных условий, когда повышается уровень самостоятельности субъектов Федерации и муниципальных образований, это стало более распространенным явлением.
* Этот термин был в обороте также и в советском законодательстве, действовали, например. Закон СССР О бюджетных правах СССР и союзных республик от 30 октября 1959 г., аналогичные законы союзных и автономных республик.
Следовательно, термин бюджетные права можно толковать как полномочия или компетенцию соответствующих субъектов. Применение его в определенной мере обусловлено традицией, которая вытекает из особенностей субъектов бюджетного права — государственных и муниципальных образований, их органов власти или местного самоуправления. Подчеркивание прав в этом случае как бы предостерегает вышестоящих субъектов вторгаться в компетенцию нижестоящих, а последних ориентирует на активную деятельность.
Следует заметить, что БК РФ 1998 г.* применительно к данной области использует термин компетенция в отношении органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления(гл. 2).
* СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; см также: Федеральный закон О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации от 9 июля 1999 г. // Российская газета.
1999. 14 июля.
Бюджетные права, или компетенция, определяют бюджетно-правовой статус государства и его территориальных подразделений. Основа этого статуса — право на самостоятельный бюджет. Такое право принадлежит именно этим субъектам, а не определенным органам государственной власти или местного самоуправления. Из него вытекает широкий круг бюджетных прав (полномочий) материального и процессуального содержания, через использование которых и осуществляется право на самостоятельный бюджет.
Это право на получение определенных доходов, распределение и использование их на нужды соответствующей территории, а также права по регулированию бюджетных отношений в рамках установленной компетенции. Основы разграничения бюджетной компетенции установлены Конституцией РФ.
Итак, бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований — это принадлежащие им полномочия (компетенция) в лице соответствующих государственных органов власти или местного самоуправления по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в определенных законодательством пределах.
Основное содержание бюджетных прав Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований составляет следующие права на:
— собственный бюджет;
— получение закрепленных и регулирующих бюджетных доходов и включение их в данный бюджет;
— использование средств собственного бюджета для финансирования потребностей государства или его территориальных подразделений соответственно их задачам и функциям;
— самостоятельное определение направлений расходов собственных бюджетов;
— распределение собственных бюджетных доходов между бюджетами данной территории;
— формирование и использование в рамках собственного бюджета целевых и резервных фондов;
— объединение средств своего бюджета со средствами других бюджетов и иных финансовых ресурсов;
— привлечение в бюджеты заемных средств (выпуск облигаций федеральных займов, займов субъектов Федерации и муниципальных займов, использование банковского кредита и др.);
— оказание финансовой поддержки нижестоящим бюджетам;
— компенсацию за счет средств вышестоящего бюджета в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих после утверждения бюджета вследствие решений вышестоящих органов государственной власти;
— самостоятельное распоряжение дополнительно выявленными или сэкономленными средствами (свободными остатками средств);
— правовое регулирование отношений, касающихся собственного бюджета (издание законов, положений и др. нормативных актов);
— судебную защиту бюджетных прав.
Как видим, эти права отражают взаимодействие выше- и нижестоящих субъектов в области бюджетных отношений, что обусловлено их экономическими и политическими взаимосвязями.
Естественно, что на каждом уровне бюджетные права имеют свои особенности и различия по содержанию, порождают отношения, свойственные субъектам именно данного уровня. Некоторые из названных прав отсутствуют, например, у муниципальных образований, в составе которых не имеется муниципальных образований нижестоящего уровня. Поэтому необходима не только общая характеристика бюджетных прав, но рассмотрение и выявление их особенностей применительно к конкретным видам субъектов.
Анализ бюджетных прав государства и его территориальных подразделений как в общем аспекте, так и в направлении конкретных субъектов имеет важное значение для решения задач совершенствования межбюджетных отношений, нацеленного на обеспечение сбалансированности интересов всех участников этих отношений, на объективно обусловленное и прозрачное перераспределение средств между бюджетами, способствующее выравниванию уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.*
* См.: Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999—2001 годах. Одобр. пост. Правительства РФ от 30 июля 1998 г. № 862 // СЗ РФ. 1998. № 32.
Ст. 3905.
1.2.2. Особенности бюджетных прав (компетенции) Российской Федерации
Содержание бюджетных прав (компетенции) Российской Федерации обусловлено ее суверенитетом, распространяющимся согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 4) на всю территорию России. Принадлежность бюджетных прав суверенному государству придает им особый характер, отличает их от прав других субъектов.
Роль бюджетных прав РФ заключается в следующем.
Бюджетные права РФ обеспечивают создание финансовой базы, без которой невозможно действительное осуществление государственного суверенитета и компетенции РФ. С помощью этих прав в распоряжении федеральных органов власти образуется государственный (федеральный) бюджет, необходимый для функционирования России в качестве суверенного государства, для выполнения им своих внутренних и внешних задач.