d9e5a92d

Плательщики страховых взносов


до 15 числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработка этим гражданам. Плательщики страховых взносов, заключающие с гражданами договоры гражданско-правового характера (на выполнение работ,
оказание услуг, авторские договоры), за исключением договоров, заключенных с индивидуальными предпринимателями, уплачивают страховые взносы в дни фактических выплат по договору, но не позднее сроков выплаты вознаграждения, определенных договором.
Для органов исполнительной власти, являющихся плательщиками в фонды обязательного медицинского страхования (за неработающее население) срок ежемесячного платежа установлен не позднее 25 числа, в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации.
Для крестьянских (фермерских) хозяйств, а также родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, срок уплаты страховых взносов с доходов, полученных за истекший календарный год, — не позднее 1 апреля последующего года.
Уплата начисленных страховых взносов плательщиками-работодателями производится, как правило, перечислением соответствующих сумм со своих текущих и расчетных счетов отдельными платежными поручениями на счет внебюджетного фонда. Платежные поручения на перечисление страховых взносов представляются в кредитную организацию одновременно с представлением документов на выдачу средств на оплату труда.
В отдельных случаях страховые взносы могут быть перечислены на расчетные счета внебюджетных фондов наличными денежными средствами через обслуживающие их банковские организации в определенные законодательством сроки.
Плательщики и кредитные организации, их должностные лица . несут ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей) в соответствии с налоговым законодательством РФ.
Излишне внесенные на счета соответствующих фондов суммы страховых взносов (платежей) засчитываются в счет будущих платежей в эти фонды или возвращаются плательщику органами, ведущими учет поступающих взносов, в 10-дневный срок со дня получения от плательщика письменного заявления.
За нарушение порядка уплаты страховых взносов предусмотрены санкции.
Так, по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов неуплаченная сумма считается недоимкой и взыскивается с плательщиков страховых взносов с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов, в том числе при сдаче расчетных ведомостей.
Пеня начисляется на сумму недоимки за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на начало финансового года.*
* См.: ст. 9 Федерального закона О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год от 30 марта 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 14.

Ст. 1654.

Датой исполнения плательщиком обязательства по уплате страховых взносов является день списания средств плательщика страховых взносов с его расчетного счета.
За несвоевременное перечисление или зачисление по вине банков и иных кредитных организаций страховых взносов, а также сумм пеней, штрафов и иных финансовых санкций на счета органов фонда соответствующий орган фонда взыскивает с банков и иных кредитных организаций пеню за каждый день просрочки в размере 1% этих сумм.
Фонд и его органы вправе взыскивать в бесспорном порядке суммы недоимок и пеней со всех счетов плательщиков страховых взносов — юридических лиц, в том числе и с валютных.
К плательщикам страховых взносов применяются финансовые санкции в виде взыскания всех сокрытых или заниженных при начислении страховых взносов в фонд сумм выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, и штрафа в размере той же суммы, которые взыскиваются в судебном порядке.
В некоторых случаях фондам разрешается предоставлять организациям на основе заключаемых соглашений рассрочки на погашение сумм недоимок, приостанавливать начисление пеней на сумму недоимки по страховым взносам на период действия указанных соглашений при условии своевременной уплаты текущих платежей.*


* Такое право в 1999 г. предоставлено, например, Пенсионному фонду. См.:
Федеральный закон О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год от 30 марта 1999 г.


Плательщики обязаны сами начислять пени на всю сумму недоимки за период просрочки и отражать ее в соответствующих документах по уплате страховых взносов (платежей). При этом пени взыскиваются как за нарушение порядка уплаты страховых взносов, так и за нарушение порядка регистрации в качестве плательщиков.
Помимо взыскания пеней за нарушение порядка регистрации и уплаты страховых взносов к плательщикам применяются и иные виды финансовых санкций. Так, за отказ от регистрации в качестве плательщика страховых взносов (платежей) предусмотрен штраф в размере 10% причитающихся к уплате сумм страховых взносов (платежей); за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости по страховым взносам (платежам) — штраф в размере 10% причитающихся к уплате в отчетном квартале сумм страховых взносов (платежей); в случае же сокрытия или занижения сумм, на которые должны начисляться страховые взносы (платежи), — штраф в размере страхового взноса (платежа) с сокрытой или заниженной суммы, взимаемый сверх причитающегося платежа с учетом пеней, а при повторном в течение года нарушении — указанный штраф в двойном размере.
Сумма недоимок и пеней взыскиваются с работодателей — юридических лиц в бесспорном порядке, суммы же штрафов — только в судебном. С физических лиц недоимки, пени, штрафы взыскиваются только в судебном порядке.
Таким образом, при применении к плательщикам финансовых санкций, внебюджетные фонды пользуются правами, предоставленными налоговым органам. Штрафы и пени по страховым взносам относятся на чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. За счет каких платежей формируются государственные социальные
внебюджетные фонды?
2. Проанализируйте Федеральный закон О бюджете Пенсионного фонда РФ на текущий год и определите, каков основной источник доходов названного внебюджетного фонда и почему?
3. Сопоставьте законы О бюджете Фонда социального страхования РФ за два предыдущих года и обоснуйте положение о том, что страховые взносы — основной источник дохода государственных социальных
внебюджетных фондов.
4. Каков порядок утверждения тарифов страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды?
5. Какие основные принципы взимания страховых взносов закреплены законодательно?
6. Сравните правовую природу страховых взносов в Фонд социального страхования РФ с природой страховых взносов по договору добровольного

страхования жизни в случае наступления нетрудоспособности. Кто в последнем случае будет стороной по договору (страховщиком)?
7. Каковы основные элементы обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды?
8. Какова связь между облагаемой страховыми платежами (взносами) базой и выплатами, на которые не начисляются страховые взносы? Идентичны ли данные понятия?
9. Какова ответственность плательщиков — работодателей за неуплату страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды?
10. Какова ответственность банков и других кредитных организаций за несвоевременное зачисление или перечисление страховых взносов на счета государственного социального внебюджетного фонда?
11. В каком случае банк не будет нести ответственности за несвоевременное перечисление страховых взносов на счет Пенсионного фонда?
12. В каком порядке перечисляют страховые взносы нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, состоящие в коллегии адвокатов? Определите на основе действующего законодательства отличия порядка уплаты страховых взносов названной категории плательщиков в конкретные государственные социальные внебюджетные фонды.
13. В чем выражается публичный характер платежей в государственные социальные внебюджетные фонды?
14. Какие органы уполномочены представлять организациям (страховщикам) отсрочку (рассрочку) по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды?
15. Какие органы осуществляют государственный контроль (надзор) за своевременной уплатой страховых взносов во внебюджетные государственные фонды? Каковы здесь полномочия налоговых органов?


4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА И ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА

4.1. Правовые основы государственного и муниципального кредита
4.1.1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации. Государственный и муниципальный внутренний долг
Для привлечения денежных средств в распоряжение государства и муниципальных образований и решения проблем бюджетного дефицита, помимо других способов, применяется государственный (муниципальный) кредит.
Слово кредит произошло от латинского creditum — ссуда, долг, credere — верить.



Содержание раздела