d9e5a92d

Неналоговые государственные и муниципальные доходы


Возможно применение этого понятия и в узком смысле — как доходов, входящих в государственную и муниципальную казну, т.е. подлежащих зачислению в бюджетную систему, и государственные, муниципальные внебюджетные фонды.
Система государственных и муниципальных доходов Российской Федерации и регулирующее ее законодательство находятся в сложном процессе становления, обусловленном экономическими и политическими переменами в стране и связанными с ними кризисными явлениями. Поэтому системе доходов государства и муниципальных образований свойственна в настоящее время нестабильность, недостаточная отработанность механизма ее действия.
3.1.3. Неналоговые государственные и муниципальные доходы
В формировании доходов государства и муниципальных образований важная роль принадлежит неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления — с другой.
Неналоговые доходы государства и муниципальных образований, — это поступающие в их распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах.
Так, в отличие от налогов, неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами. В частности, на добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов государства и муниципальных образований, выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, привлечение средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятельности и др.
Неналоговым платежам обязательного характера, в отличие от налогов, свойственна определенная возмездностъ, поскольку их взимание обусловлено предоставлением плательщику права на осуществление какой-либо деятельности (лицензионные, регистрационные сборы), получение юридически значимых услуг (государственная пошлина), на пользование имуществом (арендная плата) и т.п. Поэтому плательщики вправе потребовать от государственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т.п., связанных с данным платежом. Причем эти платежи могут иметь целевое назначение, т.е. расходоваться на тот объект, за пользование которым они были уплачены (платежи за пользование природными ресурсами).
Помимо упомянутых, к неналоговым доходам относятся платежи штрафного характера.
Обобщенно в составе неналоговых доходов можно выделить следующие их группы.
Доходы от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от деятельности.
К ним относятся:
— доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
— дивиденды по акциям, принадлежащим государству и муниципальным образованиям;
— доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (арендная плата за пользование лесным фондом, за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, за сдачу в аренду прочего имущества);

— проценты, полученные от размещения в банках временно свободных средств бюджета или внебюджетных фондов, от предоставления бюджетных ссуд внутри страны и по государственным кредитам, предоставляемым иностранным государствам;
— доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;
— перечисление прибыли Центрального банка Российской Федерации;
— платежи от государственных и муниципальных организаций и др.
Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:
— поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
— поступления от продажи государством и муниципальными образованиями принадлежащих им акций, доходы от продажи квартир, производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования;


— доходы от реализации конфискованного и бесхозного имущества, имущества, переходящего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения, и кладов.
Административные платежи и сборы:
— таможенные сборы, прочие неналоговые таможенные платежи;
— сборы, взимаемые Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ, прочие платежи, взимаемые государственными и муниципальными организациями за выполнение определенных функций.
Штрафные санкции, возмещение ущерба:
— поступления за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий;
— санкции за нарушение порядка применения цен;
— административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения;

  • суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче-материальных ценностей.

Доходы от внешнеэкономической деятельности:
— поступления средств от централизованного экспорта и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.
Неналоговые доходы подразделяются на три уровня: федеральные, субъектов РФ и муниципаSьные (местные).

Среди неналоговых доходов имеются платежи (сборы, пошлины, платежи за пользование природными ресурсами и т.п.), близкие по некоторым признакам к налогам (обязательность уплаты, зачисление в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд, контролируемость уплаты налоговыми или в соответствующих случаях таможенными органами). Но они существенно отличаются от налогов свойственным им возмездным характером. Признак же обязательности имеет в этих платежах особое проявление — обязанность уплатить их возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой (регистрацией места жительства, разрешением на перевоз товаров через таможенную границу, предоставлением права на определенную деятельность и т.п.).
Учитывая наличие названных общих признаков данных платежей с налогами, законодательство объединило их с налогами в единую систему платежей, названную налоговой системой. Это закреплено а Законе РФ О налоговой системе Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. (с изм. и доп.), в Налоговом кодексе РФ 1998 г. Такой же подход предпринят и в Федеральном законе О бюджетной классификации Российской Федерации от 15 августа 1996 г., который также отнес упомянутые платежи к группе налоговых доходов. Поэтому без отождествления с налогами они и в настоящем учебнике рассматриваются в главах, посвященных налоговой системе.
Особое место среди неналоговых платежей обязательного характера занимают страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения РФ. Тарифы страховых взносов, подлежащих уплате организациями и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, ежегодно устанавливаются законами РФ.* Средства, поступившие в результате уплаты этих взносов, имеют целевое назначение по страхованию закрепленного в Конституции РФ права каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, на бесплатную медицинскую помощь и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, 41) и используются соответственно задачам названных фондов. Действующим законодательством в налоговую систему они не включены (Закон РФ Об основах налоговой системы). Однако Налоговый кодекс РФ в перечне федеральных налогов и сборов называет взносы в государственные социальные внебюджетные фонды (ст.

13) без указания их характеристики как страховых, что не соответствует упомянутым нормам Конституции РФ.
* См., например: Федеральный закон от 4 января 1999 г. О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год // СЗ РФ. 1999. №1. Ст. 3.


Все большее значение приобретает привлечение в распоряжение государства и муниципальных образований средств на договорных, добровольных и возвратных началах. Среди них важная роль принадлежит институтам государственного и муниципального кредита, в том числе государственным и муниципальным займам, институтам страхования.
Также на добровольных началах государство и муниципальные образования привлекают средства путем проведения лотерей.
Лотерея — форма добровольного привлечения средств населения путем продажи лотерейных билетов, при которой часть привлеченных средств разыгрывается в виде денежных или вещевых выигрышей и выплачивается владельцам выигравших билетов.
Привлекательность лотерей для населения позволяет использовать их в целях пополнения финансовых ресурсов государства и муниципальных образований.
Поскольку лотерейная деятельность связана с получением доходов и распределением их между организаторами лотерей и государством (или муниципальными образованиями), а также приобретателями лотерейных билетов, затрагивает права и законные интересы граждан, осуществляется государственное регулирование этой деятельности и она находится под государственным контролем.



Содержание раздела