3-й уровень эмпирическое познание, изучение социальных явлений на конкретных фактах социальной действительности и их эмпирической статистики.
Структурирование социальных технологий может быть осуществлено по многим основаниям. Например, глобальная модель выживания человечества, разработанная американскими учеными по заказу Римского клуба, была рассчитана по критерию конечности, истощаемости ресурсов.
По критерию целостности социальных систем различаются универсальные технологии освоения социального пространства на уровне общества, нации, национально-этнической группы, трудовой ассоциации, контактной группы, личности.
Чем выше уровень этого совпадения, тем обычно эффективнее социальные технологии, которые призваны решать общественные проблемы адаптивными методами, воздействовать на процессы в соответствии с целями управления.
Классы |
Типы |
По видам специальных социологических теорий (семьи, трудового коллектива, конфликта, города, сел, и т.д.). По сферам общественной жизни: экономические; политические; социальные; духовно-нравственные; экологические; социокультурные; управленческие. По уровням социологического знания: макросоциологические; мезосоциологические; микросоциологические. По уровням управления: глобальные; континентальные; национальные; региональные; местные; трудовых ассоциаций. По назначению: учебные; информационные; правоохранительные; ресурсосберегающие. Личностные: самореализации; самообразования; самовоспитания; самоадаптации; самовыражения и др. |
По характеру действия: стратегические; тактические; оперативные. По времени действия: долгосрочные; среднесрочные; краткосрочные. По степени социального развития объекта: низкая степень технологии 1-го уровня; средняя степень технологии 2-го уровня; высокая степень технологии 3-го уровня. По уровню эффективности: высокоэффективные; среднеэффективные; низкоэффективные. По методам: прогнозирование; социодиагностика; моделирование; проектирование; планирование; социальный контроль. По направленности: разрушительные; созидательные; традиционные; инновационные; квазитехнологии. |
Поэтому сами социальные технологии представляют собой необходимое звено перехода от социологической парадигмы к социологической концепции и теории, а от нее к управлению объектами по социальному результату, регулированию, оптимизации социальных процессов, социальных отношений.
При этом следует подчеркнуть, что если исследователь, социальный технолог, менеджер в социальной сфере и др. встречаются с новой общественной проблемой, не имеющей аналогов решения, то речь идет об инновационной технологии. Если же новая задача технологически уже решена и речь идет о тиражировании, распространении технологий, обучении персонала управления уже известным способом решения назревших проблем, то такие технологии составляют класс традиционных или рутинных. Так, в научной литературе описаны и широко применяются в практике образовательные, информационные технологии, разрешения конфликта, адаптации личности и др.
Социальные технологии, являясь связующим звеном между социологической теорией и методологией, с одной стороны, и социальной практикой с другой, обеспечивают научно обоснованный выбор оптимальных способов воздействия субъектов управления на объект с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности людей. Если социальные технологии строятся на недостаточно выверенной базе данных социальных наук и социальной статистики и трудно проверяемых прогнозах, то в таких случаях правомерно говорить о квазитехнологиях.
Различие между подлинной технологией и квазитехнологией, по мнению П. Ленжьела, проводится по двум критериям24. Подлинная технология есть продукт закрытых, изолированных систем и пользуется абсолютным преимуществом. Не соблюдая технологии производства, невозможно получить искомый результат с такой же эффективностью каким-либо другим путем. Квазитехнология социальных наук действует в совершенно другой форме. Ее функционирование обычно нацелено на изменение или исправление определенных условий, чтобы придать процессу нужное направление или определить такое направление.
Этот критерий можно обозначить как предсказуемость.
Инновационные, традиционные, социальные технологии, квазитехнологии и антитехнологии раскрывают уровень научности в управлении социальными процессами, показывают востребованность науки в обществе, ее независимый статус, концептуальную и интеллектуальную власть. Если суть научно-технического прогресса составляют наукоемкие высокие технологии, то уровень социального прогресса определяется наличием наукоемких социальных технологий.
Итак, в процессе разработки и внедрения социальных технологий разного типа и класса создается интеллектуальная атмосфера, в которой всем есть место для самореализации. Ключ в переходе к информационному обществу, в создании программ личностного само- и взаимосовершенствования.
Если социальный процесс можно расщепить и измерить, если его можно описать, контролировать, а затем осуществить на основе этого описания теоретическое обобщение (например, теорию человеческих отношений), то в результате появляется новый вид знания социальные изобретения. Ныне политическая, экономическая социология, многие отраслевые социологии накопили большой арсенал технологических решений социальных проблем на принципах гуманизма, духовности, корпоратизма, сотворчества, свободы выбора, природосообразности, ответственности, независимого поиска истины и т.п. Социальные технологии представляют собой систему инновационных способов и средств оптимизации социального управления на тех же принципах.
Именно новые технологии в организации жизнедеятельности людей, общения, воспроизводстве жизненных сил, повышения качества жизни, реализации творческого потенциала каждой личности определяют суть социального прогресса.
Раздел II
ПРИОРИТЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ИННОВАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
В СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБЩЕСТВА