d9e5a92d

Фонд социального страхования РФ


Фонд социального страхования РФ. Остальные целевые фонды следует отнести к экономическим. По способу образования целевые государственные и муниципальные фонды денежных средств подразделяются на: а) бюджетные, которые образуются в составе бюджетов и вместе с бюджетом; б) внебюджетные, которые образуются отдельно от него. В 1999 г. вместе с федеральным бюджетом были образованы: Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов, Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов.
В зависимости от уровня управления целевые фонды подразделяются на федеральные, региональные (субъектов Федерации) и муниципальные. Федеральные целевые денежные фонды — это такие, которые создаются исключительно на федеральном уровне. К их числу относятся: все целевые фонды Правительства РФ, отраслевые денежные фонды (федеральных органов исполнительной власти). Многие государственные внебюджетные фонды являются только федеральными. Региональные и муниципальные фонды — это такие, которые создаются соответствующими органами на уровне субъектов РФ или муниципальных образований.

В частности, к их числу относятся: территориальные фонды обязательного медицинского страхования, территориальные дорожные фонды, экологические фонды и др.
С точки зрения юридической природы целевые фонды подразделяются на две группы: а) фонды, которые создаются в соответствии с федеральными законами, указами Президента РФ, но по решениям компетентных органов; 2) фонды, которые создаются в силу требований федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. В первую группу включаются самые различные фонды, создаваемые субъектами РФ и муниципальными образованиями в соответствии с их конституциями и уставами, а также внебюджетные фонды развития жилищного строительства, которые согласно Указу Президента РФ О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы от 24 декабря 1993 г. могут создаваться на региональном и муниципальном уровнях, и др. Во вторую группу включаются: Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд социального страхования РФ, дорожные фонды в РФ и др.
Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов денежных средств определяется как законами, так и иными нормативными актами. В их числе федеральные законы О дорожных фондах в РФ, О занятости населения в РФ, О медицинском страховании граждан в РФ, о федеральном бюджете на конкретный год, о бюджетах субъектов РФ на конкретный год, постановления Правительства РФ и др.
Правовое регулирование ряда государственных внебюджетных фондов дано и в Бюджетном кодексе РФ (ст. 143—150). В нем определяются доходы, расходы, а также процесс формирования и исполнения Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ.
1.4.2. Правовой режим целевых бюджетных фондов
Целевые бюджетные фонды создаются в бюджетах разных уровней для направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов. На федеральном уровне они создаются в силу закона о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год, а на региональном уровне — в силу законов о бюджетах субъектов РФ. Не исключена возможность создания аналогичных фондов на уровне муниципальных образований на основании нормативных актов органов местного самоуправления.
Особенностью целевых бюджетных фондов является то, что они, как и бюджет, действуют в течение одного года, после чего создаются вновь или прекращают свое существование.
Источниками формирования целевых бюджетных фондов являются, как правило, специальные налоги, средства бюджета, иные доходы. Характерной чертой целевых бюджетных фондов, отличающих их от всех остальных, является то, что их доходы и направления расходов учитываются в составе доходов и расходов соответствующего бюджета.
Начало образованию бюджетных фондов на федеральном уровне было положено Законом РФ О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год. В соответствии с этим Законом был обазован целевой фонд социальной поддержки северян. Однако достаточно стабильную систему, обновляющуюся из года в год вместе с федеральным бюджетом, целевые бюджетные фонды образовали начиная с 1995 г. Это связано с тем, что начиная с 1995 г. в федеральный бюджет ежегодно консолидируются большинство фондов, которые до 1995 г. являлись внебюджетными.



Так, в соответствии с Федеральным законом О федеральном бюджете на 1995 год * в федеральный бюджет были консолидированы: Федеральный дорожный фонд РФ, Федеральный экологический фонд РФ, Фонд социального развития департамента налоговой полиции РФ, Централизованный фонд социального развития Государственной налоговой службы РФ, Фонд развития таможенной системы РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью.
* СЗ РФ. 1995. №14. Ст.

1213.


В ст. 8, 9, 31, 40 Федерального закона О федеральном бюджете на 1999 год в качестве целевых бюджетных фондов предусмотрены следующие: Федеральный дорожный фонд РФ, Федеральный экологический фонд РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд Министерства РФ по атомной энергии, Фонд развития таможенной системы РФ, Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ, Фонд восстановления и охраны водных объектов, Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, Фонд содействия военной реформе, Федеральный фонд поддержки субъектов РФ. Одновременно, как и в предыдущие годы, . субъектам РФ рекомендовано консолидировать в их бюджетах дорожные, экологические и другие внебюджетные фонды, образованные за счет налогов, сборов и иных поступлений.
В бюджетах субъектов РФ, как правило, в качестве целевых выделяются: территориальные дорожные фонды, территориальные экологические, другие фонды, а также фонды финансовой поддержки муниципальных образований.
Правовой режим целевых бюджетных фондов определяется законами о соответствующих бюджетах на очередной финансовый год, иными законами, а также положениями, утверждаемыми Правительством РФ и исполнительными органами власти субъектов РФ.
Федеральные и территориальные дорожные фонды впервые начали создаваться в соответствии с Законом РФ О дорожных фондах в Российской Федерации от 18 октября 1991 г. с последующими изменениями.* Сегодня их правовой режим определяется не только названными законами, но и федеральными законами и законами субъектов РФ о бюджетах.
* ВВС. 1991. № 44. Ст.

1426; ВВС. 1993. № 3. Ст. 102; СЗ РФ. 1994, № 10. Ст.

1108; 1994. № 29. Ст. 3010; 1995. № 26.

Ст. 2402; № 35. Ст. 3503; 1996. № 1. Ст.

4; 1997. № 22. Ст. 2545; 1998. № 13.

Ст. 1473; № 26. Ст.

3013; 1999. № 16. Ст.1930.


Дорожные фонды как целевые бюджетные фонды создаются Для финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог).
Наиболее общие источники образования дорожных фондов в РФ определены в ст. 3 Закона РФ О дорожных фондах в Российской Федерации. К ним относятся: налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение автотранспортных средств, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан, средства от проведения займов, лотерей, продажи акций, штрафных санкций и др.
Федеральный дорожный фонд используется на содержание и ремонт действующей сети федеральных дорог, приобретение дорожно-эксплуатационной техники, реконструкцию и строительство федеральных дорог. Кроме того, из этого фонда выделяются субвенции на строительство и реконструкцию конкретных объектов, а также дотации на содержание и развитие территориальных автомобильных дорог общего пользования. Порядок образования и использования этого фонда определяется федеральным законом.
Территориальные дорожные фонды используются на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности соответствующих субъектов РФ. Порядок образования и использования территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов РФ.
Федеральные, региональные (субъектов РФ) и муниципальные экологические фонды создаются в соответствии со ст. 21 Закона РФ Об охране окружающей природной среды от 19 декабря 1991 г. для решения неотложных природоохранительных задач.*
В соответствии с вышеназванным законом источниками образования этих фондов являются: плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений; суммы, полученные по искам о возмещении вреда, и штрафы за экономические правонарушения; средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства; суммы, полученные в виде дивидендов, процентов по вкладам и т.д.; инвалютные поступления от иностранных юридических лиц и граждан.



Содержание раздела