d9e5a92d

Дифференцированы и формы взимания лесных податей


и доп. на 25 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. №31. Ст.3810.

Дифференцированы и формы взимания лесных податей, которые могут быть в виде денежных платежей, части объема добытых лесных ресурсов или иной производимой пользователем продукции, выполнения работ или предоставления услуг. Лесные подати взимаются в виде разового или регулярных платежей с начала пользования участком лесного фонда в течение всего срока действия разрешительного документа. Форма и порядок внесения лесных податей определяется в разрешительном документе по каждому объекту пользования.
На основе ставок лесных податей устанавливается арендная плата. Основным документом, определяющим размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы является договор аренды участка лесного фонда. Конкретные размеры арендной платы опредеSяются органами государственной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных торгов.
В условиях инфляции ставка арендной платы может пересматриваться в течение периода действия арендного договора. Решение о порядке изменения ставок арендной платы отражается в каждом конкретном договоре.
Размер арендной платы зависит от экономико-географических условий арендуемого участка лесного фонда, качества и количества лесных ресурсов, вида деятельности, который будет осуществляться на этом участке.
Так, при аренде участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства ставки арендной платы устанавливаются исходя из фактического качества охотничьих угодий, сдаваемых в аренду, а также количества и стоимости лицензий, которые могут быть выданы для отстрела животных на арендуемом участке. При аренде участков лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей арендная плата рассчитывается исходя из предполагаемых расходов арендатора и рентабельности этого вида деятельности.
Лесной кодекс в части межбюджетного распределения лесного дохода значительно отличается от ранее действовавшего законодательства.* Согласно ст. 106 Лесного кодекса часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, поступает в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации** в следующем соотношении:
федеральный бюджет — 40%; бюджеты субъектов Российской Федерации — 60%.
* Ранее на основании Основ лесного законодательства вся сумма арендной платы и лесных податей зачислялась в местные бюджеты.
** Закон РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерации, который к федеральным налогам относит платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, вместе с тем в перечне налогов субъектов РФ называет лесной доход (ст. 19,20).

От уплаты в федеральный бюджет части лесных податей и арендной платы освобождаются те субъекты Российской Федерации, в которых расчетная лесосека по рубкам главного пользования не превышает 1 млн куб. м.
Часть указанных средств, поступивших в бюджет субъекта Федерации, направляется соответствующему территориальному органу федерального органа управления лесным хозяйством на финансирование лесного хозяйства: лесовосстановительных работ, ухода за лесом, противопожарных и лесозащитных мероприятий, лесомелиорации, строительства лесохозяйственных дорог, лесоустройства, проектно-изыскательских работ, содержания территориальных органов управления Федеральной службы лесного хозяйства России, других мерприятий по организации воспроизводства, охраны и защиты лесов. Лесные подати и арендная плата, поступившие в распоряжение лесхозов, приравниваются к бюджетным средствам и приобретают соответствующий режим расходования.
В целях экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов в Российской Федерации Водным кодексом* установлена система платежей, связанных с пользованием водными объектами, включающая в себя:
плату за пользование водными объектами (водный налог);
плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.


* СЗРФ. 1995. №47. Ст. 4471.

Федеральный закон от 17 июня 1999г. плату за пользование водными объектами отнес к составу федеральных налогов, исключив ее из перечня налогов субъектов РФ // СЗ РФ. 1999. № 25. Ст.

3041.


Плата за воду регулируется, помимо Водного кодекса, другими законодательными и подзаконными нормативными актами.*
*' См.: Федеральный закон О плате за пользование водными объектами от 6 мая 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 19. Ст.

2067; пост. Правительства РФ Об утверждении положения о введении государственного мониторинга водных объектов от 14 марта 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 12.

Ст. 1443; пост. Правительства РФ Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам от 22 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 30. Ст.

3784.

Субъектами платы за пользование водными объектами являются организации и предприниматели, осуществляющие на основании лицензии непосредственное пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств.
Плату за пользование водными объектами не уплачивают пользователи обособленных водных объектов (замкнутых водоемов), не включенных в реестр водных объектов.*
* В соответствии со ст. 122 Водного кодекса взимание платы по таким обособленным объектам осуществляется на основании Закона О плате за землю // ВВС. 1991. №44. Ст.

1424.


Объектом платы, за водопользование является использование поверхностных водных объемов, внутренних морских вод, территориального моря Российской Федерации с применением сооружений, технических средств или устройств в определенных целях:
осуществления забора воды из водных объектов;
удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;
использования акватории водных объектов для лесосплава, а также для добычи полезных ископаемых, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений и т.п.;
осуществления сброса сточных вод в водные объекты.
В случаях возникновения необходимости воды для государственных, социальных или природоохранных мероприятий, плата за пользование водными объектами не взимается. Так, не является платным водопользование в следующих случаях:
забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
забора воды сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, садоводческими и огородническими объединениями граждан для сельскохозяйственных целей;
проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов и т.п.
Налоговая база определяется в зависимости от вида пользования водными объектами и представляет собой: объем воды, забранной из водного объекта; объем продукции (работ, услуг), произведенной при пользовании водным объектом без забора воды; площадь акватории используемых водных объектов; объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.
Ставки платы за воду зависят от категорий плательщиков, вида водопользования и состояния водных объектов. Действующее федеральное законодательство устанавливает только минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами, а конкретизируются ставки законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации с учетом местных особенностей. От категорий плательщиков зависят и сроки перечисления платы в бюджет: субъекты малого предпринимательства и плательщики, использующие акваторию водного объекта, вносят плату ежеквартально, остальные плательщики — ежемесячно.
Льготы по плате за воду устанавливаются представительными органами субъектов Федерации в пределах суммы, поступающей в соответствующий бюджет субъекта Федерации.
Водный кодекс значительно изменил порядок межбюджетного распределения платы: 40% зачисляется в федеральный бюджет, оставшиеся 60% — в бюджет субъекта Федерации, на территории которого находятся водные объекты. В целях бюджетного регулирования представительные органы власти субъектов Федерации в пределах сумм своих поступлений от платы за воду имеют право принимать решения о зачислении в местные бюджеты всей суммы платы или ее части. Поступившие денежные средства имеют частично целевое назначение: не менее 50% должно направляться на осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов.
Составным элементом системы платежей, связанных с пользованием водными объектами, является плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. Данный вид платы является формой возмещения затрат специализированных водохо-зяйственных организаций на осуществление водоохранной деятельности.

Объектом платы является весь объем водопользования. В случае превышения лимита забора воды, при сбросе в водный объект сточных вод с повышенным содержанием вредных веществ, при отсутствии у водопользVвателя надлежаще оформленной лицензии и договора на водопользование, плата взимается по повышенным ставкам.
В бюджетной системе плата на восстановление и охрану водных объектов распределяется по двум направлениям: либо между государственными бюджетами, либо между бюджетами всех уровней.



Содержание раздела