Необходимы разработка нормативно-правового обеспечения данного процесса; формирования механизма разграничения муниципальной собственности между разноуровневыми муниципальными образованиями, а также механизма совместного ведения общей собственностью.
Во-первых, выступать в качестве полноправных, самостоятельных субъектов управления;
Во-вторых, обеспечивать благоприятные условия для развития частного сектора: муниципальные органы власти и управления берут на себя не выгодные, но обязательные в рамках муниципального образования функции хозяйствования;
В-третьих, муниципальная собственность гарантирует функционирование некоммерческой социальной сферы;
В-четвертых, реализуя право собственности муниципальные органы власти и управления формируют и развивают экономические связи с федеральными и региональными органами власти и управления, с хозяйствующими субъектами и т.д.
1 | Арендодатель, арендный договор | ГК РФ 26.01.96 14-ФЗ ч.2 , глава34 |
2 | Наследование прав аренды земельного участка граждан, ведущих крестьянское хозяйство |
ГК РФ 26.01.96 14-ФЗ ч.2, ст.617 ЗК РСФСР 25.04.91 1103-1 ст.62 |
3 | Регистрация прав аренды |
ФЗ 21.07.97 122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним МУ 30.08.94 О государственной регистрации прав граждан и юридических лиц на земельные участки и прочно связанную с ним недвижимость |
4 | Аренда земельной доли |
ПП РФ 01.02.95 96 О порядке осуществления прав собственника земельных долей и имущественных паёв УП РФ 07.10.93 1767 О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в Росси УП РФ 07.03.96 337 О реализации конституционных прав граждан на землю |
5 | Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками |
ЗК РСФСР 25.04.91 1103-1 Таможенный кодекс РФ ст.15 Закон РФ от 10.07.92 3266-1 Об образовании ст.39 ФЗ РФ от 12.01.96 7-ФЗ О некоммерческих организациях ст.25 ФЗ РФ от 15.06.96 72-ФЗ О товариществах собственников жилья ст29 ФЗ РФ от 21.12.96 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ст.8 ФЗ РФ от 15.04.98 66-ФЗ О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан ст.30 ФЗ РФ 30.03.99 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения ст.48 З РФ 06.07.91 1550-1 О местном самоуправлении в Российской Федерации ст.51 ФЗ РФ 31.03.99 69-ФЗ О газоснабжении в Российской Федерации ст.28 З РФ 14.07.92 3297-1 О закрытом административно-территориальном образовании ст.6 З РФ 01.04.93 4730-1 О государственной границе Российской Федерации ст.8 ФЗ РФ 10.01.96 4-ФЗ О мелиорации земель ст.26 ФЗ РФ 14.03.95 33-ФЗ Об особо охраняемых природных территориях ст.18, 28 |
6 | Выделение в натуре земельных участков в счет земельных долей |
УП РФ 07.03.96.337 УП РФ 27.10.93 1767 ПП РФ 01.02.95 96 пп. 23-33 |
7 | Невостребованная земельная доля |
УП РФ 07.03.96 337 ПП РФ 01.02.96 96 О порядке осуществления прав собственника земельных долей и имущественных паёв |
8 | Порядок пользования невостребованными земельными долями |
ПП РФ 01.02.95 96 пп. 35-38 УП РФ 07.03.96 337 ГК РФ 30.11.94 51-ФЗ ч.1 |
9 | Определение земельной и имущественной долей (паёв) |
УП РФ 27.12.91 323 ПП РФ 04.09.92 708 ПП РФ 29.12.91 86 УП РФ 02.03.92 213 |
10 | Частная собственность на землю |
ГК РФ 30.01.94 51-фз ч.1 ст.212,131,213 Конституция РФ 12.12.93 ст.8,9 З РФ 23.12.92 4196-1 О праве граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства |
11 | Порядок оформления и выдачи свидетельств на право собственности на землю |
ПП РФ 27.10.93 1767 Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения ФЗ РФ 21.09.97 122-ФЗ |
12 | Права собственности на лесной фонд |
Лесной кодекс РФ 29.01.97 ст. 18-20, 22-30 ЗК РСФСР 25.04.91 1103-1 |
13 | Особенности прав собственников земельных участков, примыкающих к водоему. |
Водный кодекс РФ 16.11.95 167-ФЗ ст. 12 ЗК РСФСР 25.04.91 1103-1 ст.95 |
14 | Право собственности граждан и юридических лиц на обособленные водные объекты | ВК РФ 16.11.95 167-ФЗ ст.40 |
15 | Среднерайонная норма бесплатной передачи земель в собственность. | УП РФ 02.03.92 213 |
16 | Права граждан на земельные участки |
ФЗ 23.12.92 4196-1 УП РФ 27.12.91 323 УП РФ 27.10.93 1767 УП РФ О дополнительном наделении граждан земельными участками 23.04.93 480 |
17 | Предоставление земельных участков | ЗК РСФСР 25.04.91 1103-1 ст.27,28,29 глава V |
18 | Изъятие земель, занятых особо охраняемыми природными и историко-культурными объектами | ЗК РСФСР 25.04.91 1103-1 ст.24 |
19 | Изъятие земель, занятых лесами 1 группы |
ЗК РСФСР 25.04.91 1103-1 ст.25 ЛК РФ 29.01.97 22-ФЗ |
20 | Нормы предоставления земельных участков. |
ЗК РСФСР 25.04.91 1103-1 ст.36 Законодательные и нормативные акты субъектов федерации. |
21 | Сроки рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков | ЗК РСФСР 25.04.91 1103-1 ст.35 |
22 | Землеустройство | Инструкция Госкомзема по межеванию земель 08.04.96. согласована в Минюсте РФ 28.06.96 07-02-516-96 |
23 | Оформление чертежей и планов границ земельных участков |
Инструкция Госкомзема по межеванию земель 08.04.96 Письмо Роскомзема Об оформлении плана на участок земли, передаваемый в собственность. |
24 | Землеустроительное обеспечение земельной реформы |
ПСМ РСФСР 18.01.91 30 О республиканской программе проведения земельной реформы на территории РСФСР ПП РФ 26.06.99 694 Развитие земельной реформы в РФ |
25 | Земельно-кадастровая док-ия |
ЗК РСФСР 25.04.91 1103-1 ст.109-111 Приказ госкомзёма РФ 98-1 25.09.98 |
26 | Земельный налог | ФЗ 11.10.91 1738-1 ст.1, 3-11, 15-20,24 |
27 | Арендная плата | ФЗ 11.10.91 1738-1 ст.1, 18-19, 21-22, 24 |
28 | Налогообложение земельных участков, продаваемых в собственность граждан | УП РФ О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей 7.12.93 2118 пп. 1-4 |
29 | Поступление и использование платежей за землю. Льготы по ним | ЗК РСФСР 25.04.91 1103-1 ст.49-50,51 |
30 | Задачи государственного контроля за использованием и охраной земель, органы, осуществляющие его. |
ЗК РСФСР 25.04.91 1103-1 ст. 107-108 УП РФ 16.12.93 2162 Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы |
31 | Государственная экологическая экспертиза | ПП РФ 22,09,93 942 Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе |
32 | Самовольное занятие земель |
ЗК РСФСР 25.04.91 1103-1 ст.125 П СМ РФ 23,12,93 1362 УП РФ 16,12,93 2162 |
33 | Порча земли |
ГК РФ ч.1 30,11,94 51-ФЗ ст.222 ЗК РСФСР 25.04.91 1103-1 ст.125 УК РФ 13,06,96 63-ФЗ ст.254 |
34 | Права и обязанности собственников земельных участков | ЗК РСФСР 25.04.91 1103-1 ст.52-53 |
35 | Административная и уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства |
ЗК РСФСР 25.04.91 1103-1 ст.125 ПСМ РФ 23,12,93 1362 УП РФ 16,12,93 2162 |
36 | Порядок изъятия земельного участка в виду его ненадлежащего использования | ГК РФ ч.1 30,11,94 51-ФЗ ст.286 |
37 | Приостановление неправомерных решений органов местного самоуправления |
Инструкция Госкомзема от18,02,94 18 пп.6,1-6,2 УП РФ 27,12,93 323 |
Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования протекали непоследовательно и бессистемно. Положение усугубляло отсутствие стройной системы земельного законодательства, наличие большого количества разнообразных актов, законов, указов, инструкций и постановлений, как на федеральном так и на уровне субъектов федерации и даже на местном.
На местах четко проглядывается несогласованность действий органов, осуществляющих контроль за использованием земельных ресурсов
Многие проблемы решило бы появление нового земельного кодекса, где были бы четко прописаны:
Также, на мой взгляд, необходим институт ипотеки, что позволило бы вовлечь земельные участки в экономический оборот и создать регулируемый земельный рынок и его инфраструктуру.
Создание земельных банков (федеральных или областных) позволило бы, начинающим землепользователям, путем залога земли, получить средства на приобретение техники, семян и т.п. Необходимо проводить широкую разъяснительную и рекламную кампанию, что позволило бы привлекать большее количество граждан к землепользованию, что возможно послужило бы формированию нового аграрно-промышленного комплекса России.
Это, в свою очередь, стимулировало бы реанимацию промышленности, ориентированной на сельское хозяйство.