В США государственное жилье составляет лишь около пяти процентов всего жилищного фонда страны и предоставляется только малоимущим семьям. Основная масса жилых помещений находится в частной собственности.
Здесь широко распространены ассоциации собственников квартир. Законодательство штатов устанавливает, что ассоциации создаются в качестве средства, с помощью которого владельцы квартир в многоквартирных домах, являющихся их общей собственностью, могут осуществлять деятельность по управлению, содержанию и ремонту общего имущества.
В Германии жители в многоквартирных домах объединяются в жилищные товарищества, которые избирают управляющего домом. Управляющий, как держатель и распределитель средств жителей, имеет право распоряжаться ими. Он же и несет ответственность за деньги перед жителями.
С управляющим заключается контракт.
Совместные домовладения получили широкое распространение во Франции и Великобритании, Испании и Польше.
В Швейцарии товарищества собственников жилья, кондоминиумы явление редкое. В союзы объединяется лишь незначительная часть жителей. Связано это, возможно, с национальным характером швейцарцев: индивидуализм и глубокая погруженность в свою частную жизнь.
Для управления домом приглашают профессиональных менеджеров.
Зачастую, у собственников жилья в зарубежных странах не возникает вопроса о выборе способа управления многоквартирным домом. Формы управления существуют там давно, в отличие от России.
Поэтому, жильцам и не приходится серьезно задумываться о том, какие действия предпринять: объединяться в ТСЖ, нанимать управляющую компанию или управлять самостоятельно.
Теперь и российские граждане получили возможность проявить свою гражданскую активность, возможность принимать важные решения по управлению общей собственностью, позволяющие быстро и эффективно решать жилищно-коммунальные проблемы.
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Указанное конституционное положение отражено в жилищном законодательстве: собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют управление многоквартирным жилым домом при минимальном вмешательстве органов власти.
В России происходит постепенное становление собственника, понимание им своей роли в эффективном управлении недвижимостью, увеличении ее стоимости и рыночной привлекательности.
Что мы понимаем под управлением многоквартирным жилым домом?
Попытаемся сформулировать понятие управление многоквартирным жилым домом, определим условные критерии выбора способа управления и обозначим договорные связи при каждом из способов управления.
Вновь принятый Жилищный кодекс РФ не дает понятия управление многоквартирным жилым домом, хотя управлению многоквартирными домами посвящен целый раздел. Единообразное понимание смысла того или иного явления имеет практическое и теоретическое значение. Оперирование общепринятыми терминами и понятиями в большинстве случаев исключает их множественное толкование.
Для того чтобы дать определение какому-либо явлению, необходимо выделить его признаки.
Давайте обозначим признаки управления многоквартирным домом:
- Деятельность. Управление это всегда деятельность, процесс, растянутый во времени.
Временные рамки управления конкретным многоквартирным домом зависят от жизненного цикла дома с момента его постройки и до момента сноса.
- Объект. Вектор любого управления направлен на какой-либо объект.
По объекту управления выделяют формы управления многоквартирным домом:
- управление жилищным фондом это деятельность по управлению всеми помещениями (квартирами, комнатами), находящимися в собственности одного лица;
- управление общим имуществом в доме осуществляется собственниками помещений в доме, либо лицом, привлеченным собственниками.
Таким образом, в целом, объектом управления выступает многоквартирный дом. Вопрос в том, что считать многоквартирным домом.
Сколько в доме должно быть помещений и собственников этих помещений, чтобы дом можно было считать многоквартирным? Этот вопрос не урегулирован Жилищным кодексом.
Однако, на основании сложившейся практики, многоквартирным домом можно считать дом с двумя и более помещениями при наличии хотя бы одного собственника этих помещений.
- Субъект. Субъект управления лицо, группа лиц, специально созданный орган или общество в целом, которые воздействуют на управляемый объект в целях обеспечения его функционирования и движения к заданной цели.
161 ЖК РФ).
- Целенаправленность. Любая деятельность по управлению имеет определенные цели и задачи.
Так, управление многоквартирным домом осуществляется в целях обеспечения: благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования общим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
- Согласованность и единство. Управление многоквартирным домом, жилые и нежилые помещения в котором принадлежат различным собственникам, может осуществляться только на основе единых условий, согласованных ими.
Собственники могут вырабатывать эти условия сами или делегировать свои права по их формированию управомоченному ими лицу, которое и будет представлять интересы всех собственников при выборе и заключении договоров с управляющими компаниями.
Таким образом,
Управление многоквартирным жилым домом это согласованная деятельность собственников помещений в многоквартирном доме, или лиц, привлеченных ими, направленная на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования общим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Как выбрать способ управления домом?
Жилищный кодекс РФ налагает на собственников помещений в доме обязанность выбрать способ управления домом в течение года до дня проведения конкурса по выбору управляющей организации органами местного самоуправления. Вероятно, что дата проведения таких конкурсов должна быть заранее известна, то есть как минимум не меньше чем за один год.
ЖК РФ предлагает три способа управления многоквартирным домом:
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- управление управляющей организацией.
Выбор способа управления зависит от того, сколько квартир в доме, насколько платёжеспособны и дисциплинированы жители, какие управляющие организации есть на рынке жилищно-коммунальных услуг, какие отношения сложились с ресурсоснабжающими организациями, установлены ли общедомовые и поквартирные приборы учета и т.д.
Критерии (условные) выбора способа управления домом:
Способ управления | Непосредственное управление | ТСЖ, ЖК, иные ПК | Управляющие организации |
Критерии дифференциации | |||
Заключение договоров с организациями поставщиками ЖКУ | Договоры на коммунальные услуги заключаются с каждым собственником помещения отдельно, в договорах на поставку жилищных услуг одной стороной договора выступают все собственники | Заключаются ТСЖ, ЖК и иными ПК с организациями поставщиками ЖКУ | Заключаются управляющими организациями с поставщиками ЖКУ |
Заключение договора управления многоквартирным домом | Заключения договора не требуется | Заключаются с каждым собственником, если такое решение принято на общем собрании. Заключение договоров не обязательно, так как функции по управлению домом прописаны в Уставе ТСЖ и протоколе общего собрания собственников, на котором принято решение создать ТСЖ (ЖК, ПК). | Заключается с каждым собственником отдельно |
Обучение персонала | Может потребоваться, если собственники выберут из своего состава представителя по доверенности для ведения дел. | Имеет место, если в органы управления выбраны лица не профессионалы в области управления многоквартирным домом. | Не предполагается, так как управляющие компании работают на профессиональной основе. |
Затраты на обучение персонала | Могут быть. | Могут быть. | Нет. |
Затраты на управление домом, содержание штата управления | Нет. | Есть. | Есть. |
Количество собственников в доме | До 4 (по аналогии с ранее действовавшим ФЗ О товариществах собственников жилья). | От 4 (условно). | От 4 (условно). |
Защита прав и законных интересов собственников помещений в доме | Собственники помещений в доме сами осуществляют защиту своих прав и законных интересов лично, либо через представителей. | Если функция защиты прав и законных интересов собственников прописана в уставе ТСЖ, ЖК, ПК, то собственники могут обратиться непосредственно в ТСЖ, ЖК, ПК. Органы управления ТСЖ, ЖК, ПК либо сами представляют интересы собственников, либо нанимают для этого специалистов со стороны. | Если функция защиты прав и законных интересов собственников помещений в доме прописана в договоре управления, то, собственники могут обращаться за помощью непосредственно в управляющую компанию. |
Возможность снижения затрат собственников на содержание и обслуживание дома | Нет расходов на управление домом. | - оказание некоторых видов услуг собственными силами (дворники, сантехники, уборщицы); - содействие органов местного самоуправления в виде предоставления бюджетных средств на капитальный ремонт и обучение персонала (ст. 165 ЖК); - осуществление коммерческой деятельности (перечень видов деятельности ст. 137 ЖК). |
Выбор управляющей организации, предоставляющей услуги по ценам, удовлетворяющим интересы собственников помещений в доме. |
То есть, управляющая организация либо сама оказывает часть жилищно-коммунальных услуг по договору управления многоквартирным домом, либо является посредником между собственниками помещений в доме и поставщиками жилищно-коммунальных услуг.
Договоры с организациями поставщиками жилищно-коммунальных услуг заключаются управляющей организацией с поставщиками от имени собственников помещений в доме (рис. 3).
Как росли тарифы
Действительно, если сравнить темпы роста тарифов по оплате ЖКУ для населения и ИПЦ в последние пять лет, то выяснится, что, к примеру, в 2001 году оплата населением ЖКУ возросла более чем в полтора раза, при том что инфляция составила 119%. В 2002 году платежи за жилищные услуги возросли более чем в 1,8 раза при инфляции на уровне 15% в год, а по итогам первых трёх месяцев 2005 года стоимость ЖКУ для населения увеличилась почти на 30% при росте индекса потребительских цен всего лишь на 5% (рис.
1).
Реальные цены на услуги ЖКХ показаны кривой зелёного цвета (рис. 2).
В частности, на каждый рубль расходов по основной деятельности предприятия жилищно-коммунального комплекса получили по итогам 2000 года 17 коп. убытков, причём в жилищном секторе убытки достигали уровня 61 коп. на 1 рубль расходов.
6).
В итоге к концу 1999 года установленный уровень оплаты был повышен лишь до 48%, за период с 2000 года по начало 2005 года величина данного показателя возросла в 1,6 раза с 53% до 84% (рис. 8).
Таким образом, с лёгкой руки президента вся ответственность за повышение платежей населения за ЖКУ в предыдущие годы была возложена на органы местного самоуправления муниципальных образований. А так ли это?
В настоящее время в соответствии с федеральным законодательством регулирование тарифов по оплате ЖКУ для населения осуществляется на двух уровнях:
? органы местного самоуправления осуществляют регулирование тарифов по оплате услуг содержания и обслуживания жилфонда, водоснабжения и водоотведения;
? органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют регулирование тарифов по оплате услуг теплоснабжения (отопления и горячего водоснабжения), электроснабжения и газоснабжения.
В общей величине платежа населения за ЖКУ на долю оплаты услуг, тарифы по которым регулируются на муниципальном уровне, приходится около трети (рис. 11).