d9e5a92d

Целевое назначение кредита

Заемщик и поручитель отвечают перед кредитором как солидарные должники.

  • Гарантия. Это особый вид договора поручительства для обеспечения обязательства между юридическими лицами. Гарантом может быть любое юридическое лицо, устойчивое в финансовом плане.
  • Страхование кредитных рисков. Предприятие-заемщик заключает со страховой компанией договор страхования, в котором предусматривается, что в случае непогашения кредита в установленный срок страховщик выплачивает банку, выдавшему кредит, возмещение в размере от 50 до 90 % не погашенной заемщиком суммы кредита, включая проценты за пользование кредитом.

Целевое назначение кредита

.

  • Ссуды общего характера, используются заемщиком по своему усмотрению для удовлетворения любых потребностей в финансовых ресурсах.
  • Целевые ссуды, предполагающие необходимость для заемщика использовать выделенные банком ресурсы исключительно для решения задач, определенных условиями кредитного договора.

Категории потенциальных заемщиков.


  • Аграрные ссуды, характерной их особенностью является четко выраженный сезонный характер, обусловленный спецификой сельскохозяйственного производства.
  • Коммерческие ссуды, предоставляемые субъектам хозяйствования, функционирующим в сфере торговли и услуг.
  • Ссуды посредникам на фондовой бирже, предоставляемые банками брокерским, маклерским и дилерским фирмам, осуществляющим операции по купле-продаже ценных бумаг.
  • Ипотечные ссуды. Выдаются на приобретение либо строительство жилья, либо покупку земли. Кредит выдается в рассрочку. Процент колеблется от 15 до 30 % годовых.
  • Международный кредит носит как частный, так и государственный характер, отражая движение ссудного капитала в сфере международных экономических и валютно-финансовых отношений.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком государство в лице его органов. Данная форма кредита позволяет заемщику мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без осуществления для этих целей бумажно-денежной эмиссии. Государственный кредит используется также как мера стабилизации денежного обращения.

В условия развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная масса денег, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок.
Чрезмерное увеличение государственного долга может привести к превышению суммы платежей по обязательствам поступлений от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.
Для кредиторов государственный кредит является формой сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящей дополнительный гарантированный доход.
Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияние ряда факторов. Виды государственного кредита определяются: составом заемщиков и кредиторов; конкретными причинами появления потребности у государства в мобилизации средств; местом получения кредита; формой его оформления; методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата; сроками погашения государством своих обязательств; степенью риска кредитора и заемщика.
Коммерческий кредит характеризует кредитную сделку между двумя предприятиями продавцом и покупателем. Предприятие-поставщик предоставляет отсрочку платежа за свой товар, предприятие-покупатель передает кредитору вексель как свидетельство и обязательство платежа.

При коммерческом кредите участники кредитных отношений регулируют свои хозяйственные отношения и создают платежные средства в виде векселей, оформленных письменных обязательств должника кредитору оплатить указанную сумму в определенный срок. Векселя могут быть использованы повторно для платежей, минуя банк, путем передачи их из рук в руки вместо денег.
Коммерческий кредит предполагает взаимосвязь торговой и кредитной сделок. Окончание торговой операции совпадает с началом кредитной сделки, которая в свою очередь будет завершена при погашении предприятием-заемщиком задолженности по ссуде.
Цель коммерческого кредита ускорить реализацию товаров и получение прибыли. Размеры этого кредита ограничены величиной резервных кредитов промышленных и торговых капиталов. В настоящее время фирмы активно используют эту форму реализации своей продукции продажу с отсрочкой платежа, что говорит об ограниченности платежеспособности мелких и средних фирм, о росте стоимости товаров, о кредитных ограничениях.



Отсрочку платежа используют не только мелкие, но и крупные фирмы, выступая, и как кредиторы, и как заемщики.
Также коммерческий кредит имеет ограниченные возможности, так как его можно получить не у всякого кредитодателя, а лишь у того, кто производит сам товар. Он ограничен по размерам (временным свободным капиталом), имеет краткосрочный характер, а заемщик часто нуждается в долгосрочном кредите.
Потребительский кредит отражает отношения между кредитором и заемщиком по поводу кредитования конечного потребления. Отличается от ссуд, предоставляемых предприятиям для производственных целей или для приобретения активов, порождающих движение средств.

Потребительский кредит средство удовлетворения потребительских нужд населения. Для населения кредит ускоряет получение определенных благ, которые они могли бы иметь только в будущем при условии накопления суммы денежных средств, необходимых для покупки данных товарно-материальных ценностей или услуг, строительства и др.

Выдача потребительского кредита населению, с одной стороны, увеличивает его текущий платежеспособный спрос, повышает жизненный уровень, с другой стороны, ускоряет реализацию товарных запасов, услуг, способствует созданию основных фондов.
Субъектами кредитных отношений физические лица и в роли кредиторов выступают банки, внебанковские кредитные учреждения, предприятия и организации. Максимальный срок потребительского кредита три года.

Потребительский кредит имеет двоякую функцию: с одной стороны, с увеличением товарооборота растет объем кредита, поскольку спрос на товары порождает спрос на кредиты, с другой стороны, рост кредитования населения усиливает платежеспособный спрос.
Лизинговый кредит это отношения между юридически самостоятельными лицами по поводу передачи в аренду средств труда, а также финансирования, приобретения движимого и недвижимого имущества на определенный срок. Лизинг представляет собой форму имущественного кредита.

Объектом лизинга может выступать любое движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным фондам и являющееся предметом купли-продажи.
Условием возникновения кредита является наличие владельцев товаров, которые противостоят друг другу как собственники своих товаров, юридически самостоятельные лиц, готовые вступить в экономические отношения.
Субъектами лизинга выступают лизингодатель, пользователь, производитель. Лизингодатель это субъект хозяйствования, являющийся собственником объекта лизинга и предоставляющий его в аренду, в качестве арендодателя может выступать специализированная лизинговая организация.

Лизинговые организации могут быть дочерними обществами коммерческих банков.
Участниками лизинговой фирмы могут быть предприятия, банки, ассоциации и т.д. Они могут объединять свои вклады на основе учредительного договора.

Учредители участвуют в управлении делами фирмы; имеют право на часть прибыли от ее деятельности; получают свою долю имущества в случае ликвидации фирмы.
Пользователь сторона, договаривающаяся с лизингодателем на аренду и наделяемая правом владения, пользования и распоряжения объектом лизинга в пределах, установленных лизинговым договором.
Ипотечный кредит особый тип экономических отношений по поводу предоставления ссуд под залог недвижимого имущества. Кредитором по ипотеке могут быть ипотечные банки или специальные ипотечные компании, а также обычные коммерческие и другие банки.

Заемщиком выступают физические и юридические лица, главным образом, физические, имеющие в собственности объект ипотеки. Главными особенностями залога являются: во-первых, наличие у заемщика собственности, во-вторых, чтобы эта собственность приносила доход ее владельцу, в-третьих, не была объектом залога в другой сделке.
Международный кредит представляет собой временную передачу товарных или денежных ресурсов одних стран для использования другими странами в целях ускорения их общественно-экономического развития. Необходимость использования международного кредита определяется экономическими и внешнеполитическими условиями. Кредитные отношения влияют на процесс расширенного воспроизводства как в стране кредитора, так и в стране заемщика. Предоставление кредита с точки зрения процесса воспроизводства означает, что часть прибавочного продукта, образующего фонд накопления, изымается из национальной экономики страны-кредитора и поступает в страну-заемщика.

Для кредитора это влечет за собой необходимость либо увеличение сверх внутренних потребностей производства товаров, которые он обязался поставить в счет кредита, либо использования для этого ранее накопленных резервов, не только товарных, но и денежных. Для заемщика же кредит представляет собой дополнительный источник расширенного воспроизводства.

Страны стремятся использовать подобный экономический маневр материальными и финансовыми ресурсами таким образом, чтобы они перемещались именно туда, где они могут быть рационально использованы для организации высокоэффективного производства, в продукции которого заинтересованы и заемщик, и кредитор. В результате взаимные кредиты способствуют преодолению различий в уровне экономического развития сотрудничающих стран, углублению международного разделения труда.

Международный кредит выполняет те же функции, что и другие формы кредита, только в международном аспекте.
Иногда используются и другие формы кредита, в частности:

  • прямая и косвенная;
  • явная и скрытая;
  • основная и дополнительная;
  • развитая и неразвитая.

Прямая форма кредита отражает непосредственную выдачу ссуды ее пользователю, без опосредуемых звеньев. Косвенная форма кредита возникает, когда ссуда берется для кредитования других объектов.
Косвенное кредитование происходило при кредитовании заготовительных организаций. В той части, в которой ссуда выдавалась заготовительной организации на оплату заготавливаемой продукции, наблюдается прямая форма кредита, в той же части, когда данная ссуда шла на выплату заготовительной организацией авансов сдатчикам под будущий урожай, возникала косвенная форма кредита.
Под явной формой кредита понимается кредит под заранее оговоренные цели. Скрытая форма кредита возникает, если ссуда использована на цели, не предусмотренные взаимными обязательствами сторон.
Основная форма современного кредита денежный кредит, в то время как товарный выступает в качестве дополнительной формы, которая не является второстепенной, второсортной. Каждая из форм с учетом разнообразных критериев их классификации дополняет друг друга, образуя определенную систему, адекватную соответствующему уровню товарно-денежных отношений.
Развитая и неразвитая формы кредита характеризуют степень его развития.

Условия кредитования.


Проблема, с которой сталкиваются коммерческие банки, - риск непогашения кредитов. Банки стремятся свести этот риск к минимуму с помощью различных способов обеспечения возврата банковских ссуд.

Обеспечение это различные виды и формы гарантированных обязательств заемщика перед кредитором по возвращению кредита в случае, если заемщик может не вернуть деньги.
Банкиры выделяют три пояса безопасности, Которые могут защитить кредитора от невозвращения заемщиком кредита. Средствами обеспечения кредита могут быть: залог, неустойка, банковская гарантия, задаток, поручительство.
Первый пояс - поток наличности, доход. Главный источник погашения кредита заемщиком.
Второй пояс - это активы, которые предлагает заемщик в качестве обеспечения погашения кредита.
Третий пояс - гарантии, которые дают юридические липа в качестве обеспечения кредита.
Цель каждого из этих способов заставить заемщика выполнить свои кредитные обязательства.
Перед принятием решения банк оценивает платежеспособность, кредитоспособность и финансовую устойчивость клиента.
Платежеспособность - это возможность и способность предприятия своевременно погасить все виды обязательств и задолженности.
Кредитоспособность предприятия - возможность погасить только кредитную задолженность.
Таким образом, процесс банковского кредитования делится на несколько этапов:

  • рассмотрение кредитной заявки и собеседование с заемщиком;
  • изучение кредитоспособности клиента;
  • подготовка и заключение кредитного договора.

Целью анализа кредитоспособности является определение способности заемщика своевременно и в полном объеме погасить задолженность по ссуде, степень риска, который банк готов взять на себя, размеры кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах и условия его предоставления. Это все обуславливает необходимость оценки банком не только платежеспособности клиента на определенную дату, но и прогноз его устойчивости в будущем.

Объективная оценка финансовой устойчивости заемщика, учет возможных рисков по кредитным операциям позволяют банку эффективно управлять кредитными ресурсами и получать прибыль.
Анализ кредитоспособности клиента в соответствии с основными принципами кредитования, содержащимися в методике CAMPARI, заключается в поочередном выделении из кредитной заявки и прилагаемых финансовых документов наиболее существенных факторов, определяющих деятельность клиента, и их оценки и уточнения после личной встречи с клиентом.
Название CAMPARI образуется из начальных букв следующих слов:
С - character - репутация, характеристика (личные качества) клиента;
А - ability - способность к возврату ссуды;
М - marge - маржа, доходность;
Н - purpose - целевое назначение ссуды;
А - amount - размер ссуды;
R - repayment - условия погашения кредита;
I - insurance - обеспечение, страхование риска непогашения ссуды. Понятия, которые объединены в систему CAMPARI, представляет собой совокупность оценочных параметров, которые помогают сопоставить множество фактов, связанных с выявлением потенциального риска выдачи конкретной ссуды.
Итогом проделанной кредитным отделом работы является составление Заключения кредитного работника на заявку.

Ссудный фонд.


Ссудный фонд это суммы денежных средств, которые все время работают, обслуживая движение стоимости продукта. Кредитные ресурсы постоянно загружены, предоставлены кому-то в ссуду.

Ссудный фонд всегда отражается в финансовом балансе всего хозяйства и по активу, и по пассиву.
Ссудный фонд как экономическая категория, характеризующая единый процесс кредитных отношений, состоящий в одновременной мобилизации средств в данном фонде и их размещении, исключает возможность несовпадения наличия ресурсов для кредитования и размещения средств в виде ссуд. Величины эти равновеликие, и их сбалансирование достигается тем типом кредитных отношений, который определяет размер эмиссии.
Ссудный фонд можно характеризовать как совокупность денежных средств, использованных для удовлетворения потребностей хозяйства и населения в финансовых ресурсах на условиях возвратности. Следует подчеркнуть завершенность действия, а именно обратить внимание на форму использованы вместо используемые, часто встречающуюся в литературе.

В этом заключен важный смысл. Приведенные выше рассуждения характеризуют глобальное движение ссудного фонда в рамках всего общества.
Для формирования рыночных отношений в России необходима была межбанковская конкуренция как одно из условий создания новой экономики и ускорения процесса демонополизации банковских структур. В этих целях следовало уравнять права государственных, специализированных, акционерных, кооперативных, коммерческих банков и организовать деятельность банковской системы на основе единых принципов.
Рассматривая кредитные отношения как особую часть сферы обращения, пришлось обратить внимание на процесс демонополизации ссудного фонда и преодоления монопольного положения государственных органов в сфере кредита. Наступила эпоха свертывания жестокого централизованного управления и осуществления комплекса мер по обеспечению демонополизации всех процессов хозяйственного развития.
Децентрализация ссудного фонда имеет ряд особенностей. Ссудный фонд в значительной части сосредоточен в банках, поэтому его демонополизация происходит на фоне коренной реорганизации банковской системы.

В рамках такой реорганизации допускалась свободная конкуренция коммерческих банков, ограничивалась их монополия по отраслевому признаку, широко развивалось учредительство, поощрялась всемерная коммерциализация банковской деятельности.
Новое банковское законодательство обеспечивает изменение статуса банковской системы, формирование двух ее уровней. Коммерческие деловые банки, превращаясь в своего рода свободные кредитные учреждения., имеют возможность проводит независимую кредитно-денежную политику в рамках используемых Центральным банком экономических регуляторов.

Произошло расчленение, децентрализация ссудного фонда между множеством кредитных учреждений.
Ресурсы ссудного фонда и структура предоставляемых кредитов во многом определяются состоянием экономики. Когда хозяйство функционирует нормально, не ощущая кризисных явлений, ресурсы ссудного фонда формируются под влиянием нормального кругооборота средств, роста денежных накоплений, амортизационного фонда.

Направление этих аккумулируемых в ссудном фонде ресурсов в виде ссуд происходит в связи с накоплением запасов ценностей и осуществлением инвестиционного процесса.
При отсутствии кризиса в экономике для формирования доходов бюджета государства ссудный фонд используется в незначительных объемах, обязательства казначейства своевременно выполняются, а ссуды кредитной системы возвращаются в обусловленный срок. Однако в условиях кризиса такие нормальные процессы нарушаются.
Инфляция, бюджетный дефицит порождают избыточную массу обесцененных денежных средств. Ссудный фонд разбухает, поскольку накапливаемые деньги многие предприятия и население не могут истратить из-за дефицитности товарных масс, а для покрытия бюджетного дефицита приходится все больше прибегать к использованию кредита.

Процент за кредит.


Процент плата за пользование ссужаемой стоимостью; отношения, возникающие только на базе кредита. Субъектами этих отношений являются кредитор и заемщик, выступающие соответственно как получатель и плательщик процента.

Процент не является обязательным атрибутом кредита, но вне кредитных отношений он не функционирует.
Отношения по поводу процента имеют свои особенности по сравнению с отношениями по поводу кредита. Если кредит предполагает выдачу средств заемщику и возврат их обратно кредитору, то уплата процента характеризует движение в одну сторону, в сторону кредитора.
На процентную ставку влияют факторы внешние и внутренние. К внешним факторам принадлежат состояние кредитного рынка, характер государственного регулирования деятельности коммерческих банков, включая налогообложение.

К внутренним факторам относится прежде всего оценка банком риска по вложениям средств в зависимости от характера ссудозаемщика, вида, сроков пользования и величины ссуды.
Различают следующие виды процента:

  • Депозитный процент плата банков за хранение денежных средств на счетах по депозитным операциям клиентам. В качестве кредиторов выступают клиенты банка, заемщика банк. Депозитная политика призвана обеспечить максимальную в существующих условиях выгодность тому, кто помещает средства на депозитные счета, и минимизацию операционных расходов банков. Она направлена на регулирование пассивных и активных процентных ставок, обеспечение ликвидности, рентабельности и развитие операций предприятий и банков.
  • Ссудный процент плата, получаемая кредитором от заемщика за пользование последним ссудой. Размер процента по различным видам ссудных операций устанавливается дифференцированно по кредитному договору.
  • Маржа - разница между ставкой, по которой банк начисляет проценты на сумму предоставленных клиентам кредитов, и ставкой, по которой банк уплачивает проценты по привлеченным средствам.
  • Учетный процент ставка, по которой Центральный банк выдает ссуду коммерческим банкам. Учетная ставка это в сущности не рыночная ставка, но регулируемая величина, которая изменяется в соответствии с рыночной. Учетный процент зависит от спроса на кредит и предложения ресурсов.

Кредит как средство государственного регулирования.


Современная двухуровневая банковская система включает в себя:

        • центральный банк;
        • коммерческие банки (кредитные организации);
        • вспомогательные организации.
I уровень Центральный банк РФ (Банк России)
II уровень Коммерческие банки
  1. Коммерческие банки, занимающие особое место созданные государством, в уставном капитале которых более 50% доля государства Сбербанк РФ .
  2. Специализированные банки ипотечные, инновационные, инвестиционные, земельные, муниципальные.
  3. Универсальные банки занимаются всеми видами операций.

Небанковские кредитно-финансовые организации страховые компании, внебюджетные фонды, негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные организации, ломбарды, сберегательные кассы.
За свою долгую историю банки прошли огромный путь развития и совершенствования. Итогом этого пути стало рождение множества форм банковских учреждений.

При этом банковские системы различных стран нередко довольно существенно различаются в своем устройстве. Общим является лишь деление всех банков на две категории:

  1. эмиссионные
  2. коммерческие.

Как правило, эмиссионным является либо один (государственный, центральный) банк, либо несколько банков, выполняющих эту функцию от лица государства. В России эмиссионным является только Центральный банк России, принадлежащий государству.

Эмиссионный банк не обслуживает частных лиц и фирмы, он ведет дела только с государством и коммерческими банками.
Все остальные банки относятся к категории коммерческих и обслуживают граждан и фирмы. Они могут быть полностью частными, или государство может быть их совладельцем.
Существует большое число разновидностей таких банков. В России эксперты выделяют следующие типы банков:

  1. биржевые. Они обслуживают биржевые операции, а порой и сами превращаются в центры особого рода торговли торговли свободными денежными ресурсами фирм, других банков и граждан.
  2. страховые. За ними стоят крупнейшие страховые компании, которые эти банки обслуживают в первую очередь.
  3. ипотечные. Эти банки пытаются вести в России операции по предоставлению кредитов для покупки объектов недвижимости.
  4. земельные. Такого рода банки помогают проводить операции по покупке и продаже земли, а также обслуживают сельскохозяйственные предприятия.
  5. инновационные. Эти стремятся вкладывать существенную долю своих средств в кредитование тех новых производств, которые имеют хорошие шансы на быстрое развитие и повышенный уровень доходности.
  6. торговые. Они созданы, как правило, крупными торговыми фирмами и специализируются на их обслуживании.
  7. залоговые. Эти банки ведут операции по кредитованию под залог, то есть под имущество заемщика, которое передается им в распоряжение как гарантия возврата кредита.
  8. конверсионные. Их целью является поддержка тех проектов конверсии военных заводов в гражданские, которые сулят высокую доходность.
  9. трастовые. Такого рода банки зарабатывают деньги на оказании услуг клиентам по управлению их свободными денежными средствами.

И это еще не все разновидности банков, которые уже существуют в России, хотя система коммерческих частных банков начала развиваться только в 90-х годах.

Формы кредитного регулирования.


Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную систему. Денежно-кредитное регулирование совокупность мероприятий государства, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, показатели денежного обращения и кредита, рынки ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов в целях воздействия на экономику.Осуществляя кредитное регулирование государство хочет, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достичь стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспертов на внешнем рынке.
С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции.
Основными направлениями государственного регулирования являются:

  • политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков;
  • налоговая политика правительства в смешанных или государственных кредитных институтах;
  • законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.

Политика Центрального банка по отношению к коммерческим и сберегательным банкам осуществляется в следующих формах:

  • Учетная политика Центрального банка состоит в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые в свою очередь, получают от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает учетную ставку. Обычно учетная политика центрального банка направлена на лимитирование переучет векселей, установление предельной суммы кредита для каждого банка. Учетная политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам. Банки в основном ориентируются на учетную ставку центрального банка - так называемое дисконтное окно.
  • Определение нормы обязательных резервов. Коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в Центральном банке. Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от конъюнктуры на рынке капиталов. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной экспансии коммерческих банков и наоборот, снижение - к расширению кредитных ресурсов.

Политика регулирования нормы резервов распространяется главным образом на все виды банков, которые определяют процентные ставки по кредитам. С помощью нормы резервов центральный банк воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг.

  • Операции на открытом рынке с государственными облигациями путем их купли-продажи кредитно-финансовыми институтами. Продавая государственные облигации, центральный банк уменьшает денежные ресурсы банков и других кредитно-финансовых институтов и этим способствует повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов.
  • Прямое государственное воздействие центрального банка на кредитную систему путем прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев центральный банк осуществляет контроль за крупными кредитами, лимитирование банковских кредитов выборочную проверку кредитных учреждений. Однако методы прямого воздействия в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки и в меньшей степени - на другие кредитно-финансовые институты.

Методами государственного регулирования являются: налоговая политика, участие государства в деятельности денежно-кредитных учреждений, законодательные меры.

  • Налоговая политика заключается в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую различными кредитно-финансовыми институтами. Как правило, они облагаются налогом на прибыль, как и все прочие юридические лица, действующие в определенных экономических условиях. Увеличение налогов может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок. Наоборот, сокращение налогов на доходы этих учреждений ведет к расширению таких операций и может содействовать снижению процентных ставок. Поэтому налоговое воздействие представляет собой достаточно эффективное государственное регулирование деятельности кредитной системы.
  • Участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений выражается в трех основных направления: приобретение части кредитных институтов государством путем национализации; организация новых учреждений как дополнение к частным; долевое участие государства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и, таким образом, создание смешанных институтов.

Посредством данного метода государство оказывает достаточно эффективное воздействие на функционирование всей кредитной системы государства. В некоторых промышленно развитых странах государственная собственность в кредитной системе распространяется и на банковский сектор. Это позволяет государству быстрее и эффективнее решать проблему государственного долга путем продажи правительственных ценных бумаг своим кредитным институтам и за счет последних финансировать крупные инвестиционные проекты национальных масштабов.

Кроме того, при наличии государственных и полугосударственных кредитных учреждений осуществляется воздействие на спрос и предложение ссудного капитала, динамику его рынка, процентные ставки.

  • законодательные меры осуществляются центральным правительством, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяют деятельность кредитно-финансовых институтов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


В реферате я рассмотрела структуру, сущность, виды, значение и применение кредита, а также проблемы кредита в современных условиях. В заключительной части мне бы хотелось коснуться тенденций развития кредита в современных условиях, роли кредита в условиях роста финансовых рынков.
В 80-х годах XX века в кредитной системе развитых стран произошли изменения, к числу которых можно отнести быстрое развитие финансовых рынков, на которых мобилизация денежных средств происходит посредством выпуска ценных бумаг. Усиление использования ценных бумаг как способа аккумулирования денежных средств получило название секьюритизации. В рамках секьюритизации происходит превращение части банковских требований в ценные бумаги.

Получая государственную гарантию, эти облигации приобретают высокую надежность и легко становятся объектом покупки инвесторами, что улучшает в целом условия финансирования экономики.
Сейчас особое место занимает коммерческий кредит, лизинг, облигационные займы, при которых кредитодателями выступает не одно, а несколько лиц. Приоритетным методом финансирования экономики стал выпуск ценных бумаг.

Крупные банки практикуют выдачу персональных кредитов, которые отличаются тем, что они не привязаны к торговой сделке, и сама система кредитования населения является очень гибкой. Важной особенностью современного периода является растущая интернационализация кредитных систем развитых стран,
Опасность полномасштабного коллапса финансового сектора России сегодня уже проигнорирована. Сейчас нет основы финансовой стабилизации, и поэтому для выхода из депрессии правительство не может себе позволить воспользоваться теми стандартными макроэкономическими рычагами, результаты которых сводятся главным образом к увеличению предложения денег. Еще в меньшей степени способны помочь настойчивые призывы к банкирам уделить внимание нуждам отечественной экономики. Поэтому надежды на возрождение кредитного рынка связаны прежде всего с мерами, призванными снизить фоновый риск на микроуровне - законодательными и институциональными изменениями среды функционирования как реального, так и финансового секторов экономики.

Среди этих мер - принятие новых законов о банкротстве производственных предприятий и финансовых учреждений, страховании депозитов, ответственности руководителей кредитных учреждений; предоставление надежных государственных гарантий инвесторам, финансирующим наиболее значимые с народнохозяйственной точки зрения проекты.
В нашей стране необходимо активно развивать новые формы кредитования, такие, как акции и облигации. Наряду с развитием банковских форм кредита необходимо уделять особое внимание внебанковским формам.

Все это поможет преодолеть тот кризис, в котором находится российская экономика.
Финансовый коллапс 17 августа 1998г. нанес удар по российской банковской системе. Вместе с тем часто встречающиеся в прессе пессимистичные высказывания не совеем верны.

Уже сегодня полным ходом идут позитивные процессы, начал брезжить свет в конце тоннеля банковского кризиса, что подтверждают статистические данные.
Перед банками в 21 веке, возникают проблемы, являющиеся следствием той среды, в которой банки функционируют. Эти явления происходят в глобальном, европейском и общенациональном масштабах Необходимо отметить основные направления преобразования банков:
Глобализация финансовых рынков, предопределяющая переход от раздробленного рынка финансовых услуг однородному.
Либерализация и дерегуляция национальных финансовых рынков, способствующая появлению на рынке новых конкурентов,
Развитие технологий позволит перейти к мировым интегрированным процессам, что дает возможность сформировать единую сеть связанных между собой фирм.
Расширение и развитие Европейского сообщества вместе с интеграцией валюты будут стимулировать создание общего европейского рынка.
Банки будут приспосабливать предложение своих услуг к конкретным потребностям отдельных сегментов рынка с учетом тенденций их развития.
Тенденция к объединению мелких Российских банков будет продолжатся и в будущем.



Содержание раздела