дополнительно по теме здесь         d9e5a92d

Кредитная стратегия субъектов рынка ссудных капиталов

В настоящее время в Российской Федерации создан и быстро развивается рынок ссудных капиталов. Одними из основных субъектов этого рынка являются банки, которые выполняют исключительно важные функции для экономики государства: аккумулирование временно свободных денежных средств и предоставление их в кредит. Действуя на рынке ссудных капиталов, банки самостоятельно строят свои взаимоотношения с клиентом.

Принимая вклады от клиентов, банк выступает в качестве заемщика, но, с другой стороны, предоставляя их во временное пользование, он является одновременно и кредитором, что существенно усложняет его кредитную стратегию из-за появления риска непогашения ссуды или кредитного риска.
В современных условиях риск невозврата кредита особенно велик из-за множества факторов (инфляции, неплатежей, стагнации производства, политической нестабильности и так далее). Так как предоставление ссуд является одним из важнейших видов кредитной стратегии коммерческих банков, который должен обеспечивать им высокий доход, то непогашение кредитов банкам может привести к их банкротству (а также к банкротству их клиентов и подрыву доверия к банкам со стороны населения и предприятий).
При проведении кредитной стратегии на уровне конкретного заемщика банку важно определить его кредитоспособность. Для этого необходимо провести анализ финансового состояния заемщика. Существует ряд показателей, позволяющих по данным периодической отчетности субъекта рынка ссудных капиталов определить его платежеспособность и финансовую устойчивость.

Это коэффициенты ликвидности, показатель обеспеченности собственными средствами и другие.
Кредитоспособность заемщика тесно связана с обеспечением кредита, то есть зависит от способности заемщика предоставить необходимые и достаточные гарантии своевременного возврата ссуженной стоимости. Если механизм погашения ссуды, закрепляемый в кредитных договорах, является основной предпосылкой возврата кредита, то определение форм обеспечения возврата представляет собой гарантию этого возврата.

Такая гарантия нужна при высокой степени риска просрочки платежа. Формы обеспечения возврата кредита гарантируют кредитору сохранность и мобильность его ссудного фонда.
Поэтому для Центрального банка (ЦБ) России и коммерческих банков при проведении своей кредитной стратегии основной задачей является определение кредитоспособности субъектов рынка ссудных капиталов с целью максимального снижения риска, связанного с невозвратом кредитов.
В этой связи целями данной работы являются: анализ проблем развития банковской системы России в современных условиях; рассмотрение общих проблем предоставления кредитов субъектам рынка ссудных капиталов; описание единой методики определения кредитоспособности субъекта рынка(коммерческой фирмы и банка) на основе отечественного и зарубежного опыта.

Состояние банковской системы в условиях переходной экономики


В настоящее время в Российской Федерации действует свыше 2,0 тыс. коммерческих банков (КБ), а если учесть, что у коммерческих банков, не считая Сберегательного, более 5,5 тыс. филиалов (у Сбербанка их более 30,0 тыс.), то общая цифра получится весьма внушительной. Банковская система России превратилась в одну из ключевых составляющих хозяйственного механизма страны.

Коммерческие банки стали основным источником инвестиций, главным кредитором экономики. В 1996 году суммарный объем кредитов, предоставленных банками экономике страны, превысил 100 трлн. руб.

Активно идет процесс сращивания банковского и промышленного капиталов.
Однако Россия остается страной в основном мелких банков. Доля КБ с уставным фондом до 1 млрд. руб. была (на 1995 г.) 68,0%. Средневесов (1-5 млрд. руб.) 26,0%. И совсем не много тех, у кого уставный фонд свыше 5 млрд. руб.

6,0% (149 КБ).
Период 1994-1996 гг., наряду с возросшим темпом разорения банков, стал также вехой в их участившихся слияниях и поглощениях, взаимном участии в капиталах, создании консорциумов, картелей, формальных и неформальных союзов, ассоциаций и т.д. Это помогает банкам выжить, разделить сферы влияния, закрепиться на рынках инвестиций и услуг, противостоять конкурентам, накапливать капитал для подъема промышленности и народного хозяйства в целом, облегчает доступ к ресурсам (федеральным, местным, отраслевым, зарубежным).
Дальнейшее развитие банковской системы России идет по пути совершенствования правовой основы и государственного управления финансово-кредитной системой, интеграции с промышленностью (участие в создании ФПГ и других высокоинтегрированных структур), компьютеризации, создания лизинговых и других компаний и корпораций.


Практика показывает, что российское хозяйство не удовлетворено уровнем развития банковских услуг. В ряду многих можно выделить две основные причины этого. Первая причина связана с низким финансовым потенциалом многих банков, большинство из которых имеет малый уставный капитал и не может выполнять всего комплекса работ по обслуживанию и кредитованию клиентуры (табл.

1.1).
Хотя по числу банков на миллион жителей Россия опережает ряд развитых стран (например, Канаду, Великобританию, Японию), заметно уступая лишь Германии и США, экономический потенциал наших банков очень мал. Величина активов среднего российского банка в начале 1996 года составляла лишь 54 млн. долл., что в 20 раз меньше показателей среднего венгерского банка, в 30 раз чешского и почти в 900 японского.

Сбербанк, лидирующий среди российских банков по размеру активов (по состоянию на 01.07.96г. валюта баланса около 34 млрд. долл.), занимает по этому показателю лишь 237-ю строчку в мировой банковской табели о рангах списке 1000 крупнейших банков, ежегодно публикуемом лондонским журналом The Banker. Сбербанк в 10 раз меньше крупнейших китайских банков, в 15 - 20 крупнейших японских.
Таблица 1.1
Удельный вес банков с различными уставными фондами (бюллетень банковской статистики за 1994-1995 годы)

Уставный фонд Удельный вес банков в 1994 г. (%) Удельный вес банков в 1995 г. (%)
до 100 млн. руб. 13.5 3.9
от 100 млн. до 1 млрд. руб. 78.28 46.09
1-5 млрд. руб. 6.83 27.73
более 5 млрд. руб. 1.39 6.48


В связи с этим Центробанк установил с марта 1994 года размер уставных фондов вновь создаваемых банков в 1 млн. ЭКЮ (в рублевом эквиваленте), а к 1999 году предложено довести этот показатель до 5 млн.

ЭКЮ, как это принято в Европейском сообществе. Многим создаваемым и уже функционирующим банкам взять такую высоту не по силам. Вторая причина недостаточной обеспеченности народного хозяйства и населения банковскими услугами связана с тем, что основная масса банков сосредоточена в Москве, где их свыше 900 и около 450 банковских филиалов. В абсолютном же большинстве административных районов существует не более одного банковского учреждения.

Это не способствует развитию экономики, малого и среднего бизнеса, предпринимательства в целом.
Можно назвать три обстоятельства, осложнивших в настоящее время деятельность банков или приведших их к разорению. Прежде всего, убытки у большинства банков вызваны невозвратом кредитов в срок или стремлением клиентов списать свои долги. Дебиторская задолженность предприятий в 1994 году превысила 130 трлн. руб.

Темпы роста просроченной задолженности были еще выше. Платежеспособность производителей снизилась до катастрофического уровня: в промышленности, например, до 20 %, в строительстве и сельском хозяйстве ее уровень еще ниже.

Просроченная задолженность клиентов банка составила к началу 1996 года 13,7 трлн. руб., или 23% от общей суммы задолженности. По отдельным банкам этот показатель доходит до 90%.

Ясно, что ликвидность банков в конечном счете, основывается на ликвидности обслуживаемых ими предприятий реального сектора экономики.
Второй момент, повлиявший на деятельность банков, неполучение планируемого дохода в виде процентов за кредиты, что, в свою очередь, тоже в значительной мере зависит от общего состояния экономики, ее стабильности, стабильности рубля.
И, наконец, третий момент, обусловлен проведением неоправданной рискованной кредитной политики самими банками, которая неминуемо приводит к краху.
Кроме этого, проводимая в 1995-1996 гг. Правительством РФ и ЦБ России политика быстрого ограничения денежной массы в совокупности с мерами по увеличению обязательных резервных требований к банкам серьезно осложнила функционирование банковской системы.
За последние три года Центральный банк РФ отозвал лицензии на совершение банковских операций у 312 банков, что составляет 12,5% от общего количества кредитных учреждений. Особенно интенсивно лишались банки лицензий в 1995 году, когда были отозваны 255 лицензий. Банкротство такого большого количества банков ведет к тяжелым последствиям. Оно наносит значительный ущерб кредиторам и вкладчикам, вызывает беспокойство других банков, которые находятся в корреспондентских и кредитных отношениях.

В этих условиях Центральному банку РФ целесообразно сконцентрироваться на оздоровлении банков, переживающих трудности, на проведении организационно-экономических мер по восстановлению их платежеспособности, на совершенствовании надзора за банковской деятельностью.
Положение российской банковской системы усугубляют и такие характерные для нее явления, как хроническая недостаточность собственных капиталов и отсутствие сколько-нибудь достаточных резервов под кредитные риски. По западным стандартам, минимальным соотношением между капиталом и размером активов, взвешенных по риску, считается 8%. В российском банковском секторе этот показатель находится на уровне 3,4%.

Что же касается дефицита резервов под кредитные риски, то он составляет примерно 16 трлн. руб.
В развитых индустриальных странах совершенствованию системы банковского регулирования и надзора (института аудита) придается исключительное значение, в то время как в России она находится в процессе формирования и еще весьма далека от совершенства. В этой связи чрезвычайно остро встала проблема прогнозирования основных направлений деятельности Центрального банка РФ и акционерных коммерческих банков, а также разработки принципов управления сбалансированной ликвидностью банков и их организационной структуры.
Успешное развитие банка невозможно без выбора стратегии его деятельности, т. е. без широкого плана наступления и тактики, которые представляют собой детальный план действий, включающий механику реализации общих стратегий и конкретные инструменты (технологии, правила и процедуры), которые при этом будут использоваться.
Данные вопросы призвана решать система управления банковским делом и персоналом, или банковский менеджмент, поскольку надежность банка определяется не размерами активов, а качеством управления инвестиционно-кредитным портфелем, сбалансированным с источниками ресурсов банка и квалифицированных кадров.
Основополагающим инструментом, обеспечивающим оперативное и своевременное решение банковских проблем, служит квалифицированный банковский финансовый менеджмент, который является частью банковского менеджмента и подразумевает решение следующих задач:
учет банковского окружения (банк на финансовом рынке и регулирующая среда банковской деятельности);
адаптация банка к внешнему окружению (принципы управления и планирования, позиционирование и политика продвижения банковских продуктов);
управление традиционными банковскими рисками (управление банковским портфелем на основе разработки банковских технологий и процедур (продуктов), обеспечивающих разрешение банковских рисков);
управление ликвидностью банка и плановыми параметрами его деятельности.
Целесообразно и возможно также применение ряда мер организационного характера.
Например, некоторые банки (ОНЭКСИМ Банк, "МЕНАТЕП", "Инкомбанк", Альфа-банк и др.) пошли по пути создания финансово-промышленных групп. Банки Империал, Столичный и другие, подписав договор о сотрудничестве и совместной банковской деятельности, тем самым как бы продемонстрировали стремление к разделу рынка.
Создаются банковские консорциумы для выполнения определенных задач, банковские холдинги. Образовалось новое неформальное банковское объединение клуб надежности.

Усилился процесс взаимопроникновения банков через совместное участие в капитале пример тому ОНЭКСИМ Банк, имеющий крупные пакеты акций других банков. Чтобы противостоять сильным конкурентам, некоторые банки стали объединяться.
К сожалению, такие процедуры, как реорганизация, слияние, поглощение банков, у нас еще не достаточно отработаны. Во многих странах мира существует сеть региональных и муниципальных банков, учредителями которых являются местное правительство и городские власти.

Конкурентоспособность этих банков поддерживается за счет местных бюджетов, поскольку деятельность банков нацелена на финансирование приоритетных отраслей данной территории.
Погоду в банковской сфере делает примерно треть КБ из бывших специализированных и отраслевых банков со значительным участием государства в акционерных капиталах. Это Промстройбанк, Агропромбанк, Сбербанк, Внешторгбанк, Мосбизнесбанк, Токобанк и др.

У них наибольший собственный капитал, активы, количество филиалов, позволяющих постоянно пополнять собственную кредитную базу, обороты.
Далее идут "ОНЭКСИМ Банк", "Инкомбанк", "МЕНАТЕП", "Автобанк", Столичный и другие коммерческие банки последующих поколений, которые пополняют ряды, замещают выбывших, а по некоторым показателям банковской деятельности выходят на первые места. С 1994 года по настоящее время более 100 банков прекратили существование лишились лицензии, обанкротились, не приступили к работе, так как остановились предприятия - пайщики, не смогли преодолеть новой планки для уставного капитала или по другим причинам.

Кроме того, у ряда КБ ограничен круг выполняемых ими операций.
И все же возросло значение коммерческих банков в движении валового национального продукта, в перемещении по горизонтали ресурсов в отрасли и регионы, которые испытывают острую потребность в финансовых средствах. Коммерческие банки постепенно превращаются в действенный рычаг эффективного хозяйствования, исправления структурных перекосов и деформаций в российской экономике.
Сделать предстоит еще больше. Россия государство, где оазисы с насыщенной финансовой инфраструктурой (Москва, Петербург, Урал и др.) соседствуют с гигантскими банковскими пустынями размером со среднее европейское государство. Например, в Швейцарии один банк приходится на 1250 жителей, в других странах 1-5 банков и их отделений на 10000 человек (не считая сбербанков и небанковских учреждений).

У нас около 2,5 тыс. коммерческих банков обслуживают 1/8 часть суши, в среднем 1-2 банка (а без учета Москвы 0,8 банка) на 100 тыс. россиян (табл. 1.2).
Ситуация более благополучна, если принимать во внимание филиалы, отделения, учреждения Сбербанка, Промстройбанка, Агропромбанка и др. (всего около 40 тыс.): одно банковское учреждение на 3-3,5 тыс. человек.
Таблица 1.2
Плотность банковской сети в Европе

Численность
банковских служащих
на 1 млн. жителей
Численность занятых в агентстве Численность
банковских агентств
на 1 млн. Жителей
Великобритания 10000 30 329
Германия 9259 14 653
Франция 7194 16 462
Испания 6369 7 903
Италия 5714 15 382
В среднем по Европе 7874 15 520


Несмотря на многочисленные трудности, коммерческие банки продолжают финансировать промышленное и аграрное производство, торговлю, малый и средний бизнес, население, хотя инфляция и обесценивает кредиты и инвестиции. Значительная часть кредитных ресурсов коммерческих банков формируется за счет централизованных ссуд Центрального банка РФ (в бывших спецбанках эта доля втрое выше, чем у других). Но если в 1992 году они составляли в целом в коммерческих банках 52%, то в 1996 г. только 25%.

Остальное является свободными средствами предприятий и организаций на расчетных и других счетах КБ, покупается ими на свободном рынке. Свыше половины инвестиций в стране производится через коммерческие банки, обеспечивающих лучший контроль за использованием, гарантии возвратности кредитов.
В разных регионах России уже создано около 100 банков (а нужно 400-500), способных проводить эффективную кредитную политику, предоставить кредиты предприятиям и организациям промышленности послужить коагулянтами создания высокоинтегрированных структур в народном хозяйстве России. Ведь коммерческие банки располагают широкими связями, самой детальной, а главное достоверной информацией о состоянии дел на предприятиях в регионах (Приложение 5).
Формирование высокоинтегрированных структур и корпораций, в том числе ФПГ и холдингов не только ускорило бы капиталообразование, но и повысило бы прямую заинтересованность их участников в долгосрочном инвестировании. Это позволило бы быстро сконцентрировать необходимую критическую массу ресурсов для сырьевых и добывающих отраслей с большим экспортным потенциалом (нефть, газ, золото, редкоземельные металлы, алмазы) для прорыва в передовых производствах (космос, авиация, информатика, средства коммуникации, нефтехимия, автомобилестроение, металлургия) и наукоемких технологиях (ЭВМ, новые материалы, средства передачи энергии и др.).
Некоторые показатели финансовой деятельности кредитных учреждений России приведены в Приложении.

Анализ деятельности субъектов рынка ссудных капиталов России в 1996 году


Как известно, кредитно-банковская система неотъемлемая часть современной экономики. Ее развитие отражает тенденции развития всей экономики страны.
Кредитно-банковская система стран с развитой рыночной экономикой имеет сложную, как правило, двухуровневую структуру и включает верхний уровень Центральный (эмиссионный) банк страны и нижний, который состоит из коммерческих банков и различных специализированных финансовых учреждений, в том числе финансово-кредитных организаций.
Центральный банк это банк банков. Он не ведет операций с коммерческими фирмами или населением и обслуживает только коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а также правительственные организации.
Коммерческие банки являются универсальными кредитными учреждениями, предоставляющими своим клиентам практически все виды кредитно-расчетных услуг. Специализированные финансово-кредитные организации обслуживают отдельные, более узкие сферы рынка ссудного капитала.

Коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные организации проводят единую политику по аккумуляции временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений, а также кредитованию предприятий, организаций и населения.
Главным инструментом кредитно-денежной политики Центрального банка России и других стран становятся операции на открытом рынке. Суть этого инструмента состоит в управлении эмиссиями коммерческих банков, покупке и продаже ценных бумаг.
Анализ данных Центрального Банка Российской Федерации показывает, что по состоянию на первое июля 1996 года в России насчитывается более 2,0 тыс. действующих коммерческих банков. Из них более 43% составляют акционерные.

Кроме того, в форме акционерного общества действуют 12 небанковских кредитных организаций.
Наблюдается резкое сокращение количества банков, осуществляющих эмиссионную деятельность по выпуску акций. Если в 1995 году в среднем в квартал проводило эмиссии 306 банков, то в первом квартале 1996 года 170, а во втором квартале только 128 или 13,8% от действующих акционерных банков.

Такое снижение эмиссионной активности банков обусловлено общим состоянием экономики страны.
Отсутствие у субъектов хозяйственной деятельности свободных денежных средств, которые могли бы быть направлены на инвестиции в экономику, с одной стороны, и неудовлетворительное финансово хозяйственное состояние самих банков, с другой стороны, затрудняют деятельность банков по наращиванию своего уставного капитала. В настоящее время примерно каждый четвертый банк работает с убытками. Активы этих банков составляют 52,5 трлн. руб.

Просроченная задолженность клиентов по ссудам кредитных организаций составляет около 17 трлн. руб. и по просроченным процентам примерно 23 трлн. руб., а созданные банками резервы составляют 15 трлн. руб.
Кроме того, снижение эмиссионной активности банков связано с сокращением общего количества действующих акционерных банков из-за участившихся случаев отзыва у них банковской лицензии. Так, во втором квартале 1996 года предписание Банка России об отзыве банковской лицензии получили 33 акционерных банка, а вновь создано только 3 акционерных банка и 1 банк изменил свою организационно-правовую форму, преобразовавшись в акционерный.
Продолжается снижение темпов создания новых банков. Если во втором квартале 1995 года было зарегистрировано 20 вновь образованных акционерных банков, то во втором квартале 1996 года в семь раз меньше.

Наряду с причинами экономического характера, это также связано с достаточно высокими требованиями Центрального Банка России к величине минимального уставного капитала, необходимого для создания банка.
В начале второго квартала 1996 года эта величина составляла 6 миллиардов рублей, а затем возросла для вновь создаваемых банков со стопроцентным участием российского капитала и банков, имеющих долю участия иностранных инвестиций, не превышающую пятьдесят процентов уставного капитала до 12 млрд. рублей. Для вновь создаваемых банков с долей иностранных инвестиций, превышающей пятьдесят процентов уставного капитала, минимальная сумма уставного капитала установлена в размере 30 млрд. рублей.
Уставный капитал только 155 акционерных банков, или 16,8 % от общего числа акционерных банков, соответствует промежуточным требованиям Центрального Банка России. Остальным примерно 750 акционерным банкам еще предстоит наращивать свой уставный капитал.
Кроме выпусков акций акционерными банками, во втором квартале 1996 года зарегистрирован незавершенный выпуск Расчетной палаты Московской межбанковской валютной биржи, действующей как небанковская кредитная организация и объявившей первый выпуск акций на общую сумму 3,5 млрд. рублей.
Общий объем акций, выпущенных кредитными организациями в первом полугодии 1996 года, составил почти 3900,0 млрд. рублей. Однако такой рост связан не столько с общей эмиссионной активностью банков по выпуску собственных акций, сколько с эмиссиями крупных банков.
Рассматривая источники увеличения уставного капитала акционерных банков в 1996 году, следует отметить, что более 75,0% составили рублевые средства. При реализации акций в первом полугодии 1996 года за иностранную валюту принимались только доллары США.

Курс рубля к доллару устанавливался в основном с учетом биржевого курса, за исключением АКБ Москва-Центр, принявшего валютный номинал одной обыкновенной тысячерублевой акции в размере одного доллара США.
Более половины банков (52,4%), формирующих уставный капитал иностранной валютой, устанавливало двойной номинал по своим акциям, хотя было значительное число банков (47,6%), реализовавших рублевые акции за валюту. Однако принятые 11 апреля 1996 года изменения и дополнения к Инструкции Центрального Банка России от 11 февраля 1994 года 8 отменяют двойной номинал акций.

Это требование не распространяется на банки, зарегистрировавшие эмиссию до даты ввода в действие указанного документа.
Самым значительным изменениям в структуре вновь сформированного уставного капитала подверглась доля средств, поступивших за счет капитализации. Если в первом квартале 1996 года она составляла более трети всего прироста уставного капитала, то во втором уменьшилась в пять раз (до 7,7%).
Можно говорить о том, что средства, имеющиеся у банков для капитализации, ограничены, хотя акционерные банки по-прежнему рассматривают капитализацию, как один из основных источников пополнения уставного фонда.
Одним из основных источников средств, привлеченных путем капитализации, по-прежнему остаются средства, полученные в результате проведенной по решениям Правительства РФ переоценки основных средств.



Содержание раздела